Найти тему
Раздатчик

Конец эпохи самых больших в мире подводных лодок

6 февраля 2023 года подводный крейсер "Дмитрий Донской" выведен из боевого состава флота. Последний представитель класса "Тайфун" отправлен на утилизацию. Закончилась эпоха самых больших, из когда-либо построенных, подводных лодок.

Проект 941 возник, как ответ на американскую программу "Трайдент". В начале 70-х годов прошлого столетия, в США стартовали работы по созданию подводных атомных ракетоносцев типа "Огайо". Субмарины, водоизмещением 18 700 тонн, обладающие повышенной скрытностью, с 24 межконтинентальными ракетами на борту, должны были обеспечить значительное превосходство над советскими системами такого же назначения.

Перед конструкторами СССР была поставлена задача достойно ответить на очередной американский вызов. Проектирование проекта 941 (шифр "Акула", впоследствии, с легкой руки Л.И. Брежнева названного "Тайфун") началось в 1972 году в ЦКБ "Рубин".

В Советском Союзе уже существовала ракета Р-39, разработанная специально для применения с подводных лодок. По всем параметрам она превосходила американскую "Трайдент-1", однако была гораздо тяжелее и длиннее. Политическое руководство СССР настаивало на том, чтобы количество носителей на новейшей отечественной субмарине было не меньше, чем на "Огайо". 24 все-равно не получилось, но и за наличие 20 пришлось заплатить огромными размерами подводного корабля.

Субмарина-монстр имела в длину 172 метра, высоту - с девятиэтажный дом, водоизмещение - 23 000, а подводное - 48 000 тонн. Для сравнения, самые большие корабли советского и российского флотов "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий" имеют 59 000 и 25 000 тонн водоизмещения, соответственно.

Сегодня остается только восхищаться гениальной разработкой советских инженеров, доведенной до серийного производства.

Первенец ТК-208, впоследствии ставший "Дмитрием Донским", сошел со стапеля "Севмаша" уже в 1980 году. Через год, первая "Акула" вошла в состав флота, практически одновременно с американской "Огайо". Инженеры и рабочие выполнили задание партии. Страна получила стратегическую систему, ни в чем не уступающую американской. И если "Огайо" проектировались и строились для использования в теплых морях, то советская "Акула" должна была вести боевое дежурство подо льдами Арктики.

Проект 941 отличался повышенностью комфортностью для экипажа. На борту были зоны отдыха, включая сауну, бассейн, спортивный зал и две кают-компании. Огромные внутренние пространства субмарины позволили сделать вполне комфортным существование моряков во время длительных походов. За глаза, службу на "Акулах" называли "попал в Хилтон".

В СССР построили 6 гигантов 941-го проекта. В планах было гораздо больше. Однако, вмешалась политика. Выход на боевое дежурство такого подводного крейсера расценивался в США, как реальная угроза безопасности. Несмотря на свои огромные размеры, ПЛ проекта 941 уже не выглядели "ревущими коровами", как называли американские подводники предыдущее поколение советских атомоходов.

А возможность "Акул" затаиться подо льдами Арктики, и оттуда нанести упреждающий удар, и вовсе выводила из себя чиновников Пентагона. Поэтому, не стоит удивляться, что под действие ОСВ-2 попал и проект 941. Дальнейшие работы прекратились. Три крейсера, из уже построенных, утилизировали. Причем основное финансирование осуществлялось США. Ещё два были выведены в резерв флота. Последний, он же и первый в серии, "Дмитрий Донской" прошел модернизацию для использования ракет "Булава", в качестве испытательной платформы.

-2

В 2019 году в СМИ появились сообщения о планах переоборудования оставшихся "Акул" под крылатые ракеты "Калибр". Однако они не подтвердились.

Название "Дмитрий Донской" уже присвоено очередному, строящемуся в Северодвинске "Борею", а сам крейсер отправился ожидать утилизацию вместе с двумя другими лодками 941 проекта.

Больше новостей читайте на сайте "Футшток"