Сегодня многие люди, похоронив усопшего, предпочитают ставить на могилки памятники, высеченные из камня. А вот кресты из дерева, напротив, стали считаться чем-то вроде простых и незамысловатых «временных надгробий».
Однако верны ли подобные представления, если обратиться к канонам православия?
Изначально кресты как религиозные символы — не открытие христианства. Дело в том, что это был один из самых простых символов, который мог прийти в голову наших предков. Символика креста встречается повсеместно с древнейших времён.
Уже тогда подобные изображения подразумевали религиозный смысл — большинство из них были обнаружены в труднодоступных местах, как правило, на приличной высоте. Эта символика явно изображалась не ради развлечения, но имела для людей некий сакральный смысл.
Иисус Христос принял смерть на кресте, и в этом можно усмотреть определённый божественный символизм — неслучайно Сын Божий лишается жизни именно таким образом. Гибель Христа, распятого на кресте, указывает на нашу слепоту, на то, что мы не видим очевидного — явления Мессии.
Для понимания того, почему на могиле необходимо ставить именно крест, нужно обратиться к православному взгляду на казнь Христа — он умирает ради искупления грехов человечества.
В ином случае все мы были бы обречены на вечное пребывание в аду, лишённые возможности восхождения в рай. Спаситель принёс себя в жертву, отстрадав за всех, обратившихся к Нему и покаявшихся в своих грехах.
Православный крест — главный символ освобождения каждого христианина от скверны и грехов, символ нашего вхождения в юдоль вечной жизни.
Однако традиции современности привнесли некоторые изменения. Сейчас довольно часто встречаются надгробия в виде памятника — каменной плиты, на которой изображается усопший, пишется его полное имя и указываются даты рождения и кончины.
Временные места захоронения оформляются при помощи деревянных тумб или крестов с табличками, на которых пишется упомянутая выше информация. И подобный крест обычно ставят на определённый период — как правило, не больше, чем на год.
После этого, как говорит в книге «Крещение, венчание, погребение, посты» Павел Кузьменко, изготавливается надгробие на постоянный срок. Объясняется это необходимостью дать гробу прогнить, а земле — просесть.
В ином случае памятник может накрениться или упасть из-за движения земли, которая заполняет свободное пространство, образующееся после гниения.
Но так ли необходим именно памятник? Ведь на нём может быть вырезана символика креста. По мнению священнослужителей, подобной традиции следовать всё-таки не стоит.
Архимандрит Иов говорит о том, что «в местах погребения христиан нужно устанавливать именно кресты, так было принято издревле».
Церковь поддерживает этот обычай, при этом абсолютно не имеет значения, из чего крест будет изготовлен. Обратимся также к словам иеромонаха Викторина Асеева:
«Крест на могиле должен быть обязательно у каждого православного христианина. Крест можно ставить любой, и деревянный, и железный, и каменный. Мы же носим на своем теле крестики из разных материалов: и золотые, и серебряные, и пластиковые.
Силу креста это не умаляет. Дьявол боится изображения креста, а не материала, из которого он изготовлен. Крест — это символ победы над смертью.
Главное — не материал, из которого изготовлен крест, а сам крест. Так что крест на могиле можно ставить и деревянный, и железный, и из мрамора — любой».
Даже в ситуации, когда временный крест уже установлен, менять его на памятник не следует. Имеет смысл дать кресту отслужить положенное время, а после этого заменить его на высеченный из камня или выкованный из железа.
В то же время очень важно помнить, что крест должен быть правильной формы — именно восьмиконечный.
По словам архиерея Илариона Алфеева, верхняя перекладина такого креста олицетворяет доску с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский», а нижняя символизирует посмертный путь Христа, его схождение в ад. Если же говорить о табличках с изображением почившего, а также датами появления на свет и смерти, то, по мнению священнослужителей, это не воспрещено.
Также прекрасной и важной традицией является эпитафия. Это не простой набор слов, но текст, написанный со смыслом, заставляющий задуматься.
Лучше всего, если эпитафия побуждает к молитве, горячему и искреннему обращению к Господу. Нехорошо, если слова на могиле обожествляют усопшего или представляют из себя послание ему — смысла в этом мало. Подобные вещи не помогают думать о духовном, возвышенном.
А вот эпитафия, содержащая слова Евангелия, напротив, обратит мысли в нужное русло, затронет душу, сподвигнет человека к молитве за усопшего. Такая молитва обязательно принесёт утешение.
Однако главное назначение эпитафий — это призыв к молитвам о прощении грехов умершего.
Если же затронуть тему оформления надгробного креста, то, к примеру, хорошо будет разместить на нём небольшую икону с изображением Спасителя. Фотографию почившего, в таком случае, будет лучше разместить на оградке, сбоку.
Это поможет избежать неловкой ситуации, когда священнослужитель во время панихиды вынужден будет возносить молитвы не к иконам, а к фотографии усопшего.
Необходимо обращать внимание не на место погребения, а на помыслы о Боге и молитве, ведь именно посредством молитвы мы доставляем утешение покойному.
Фотография почившего на распятии кощунственна, однако ещё большее кощунство — размещение фотографии дома, посреди икон, наряду с образами. Необходимо явственное разделение между Господом и родными, за которых мы возносим молитвы.
Безусловно, для них тоже должно быть отведено почётное место, но не посреди ликов святых.
В обустройстве могилы усопшего очень важно придерживаться одного простого правила: духовные качества всегда должны стоять выше всего внешнего, материального.
«Богатством гроба не удивишь Бога».
Гласит мудрая пословица. Гораздо благостнее и важнее для души усопшего будут молитвы его ближних, милосердные, благочестивые поступки и праведный образ жизни.
Подходя к иконе в храме и принося к ней живые цветы, мы следуем благородному религиозному чувству.
Совсем другое дело — тратить немереные количества денег на обилие искусственных цветов, из-за которых и саму могилу не видно во время панихиды.
Место упокоения не должно превращаться в место утверждения гордыни его близких. Не впадайте в крайности и не поддавайтесь тщеславию — во всём необходимо знать меру.
Читайте еще: