Найти тему
Святые места

Установка памятников на могиле: что об этом говорит православная Церковь

Сегодня многие люди, похоронив усопшего, предпочитают ставить на могилки памятники, высеченные из камня. А вот кресты из дерева, напротив, стали считаться чем-то вроде простых и незамысловатых «временных надгробий».

Однако верны ли подобные представления, если обратиться к канонам православия?

Изначально кресты как религиозные символы — не открытие христианства. Дело в том, что это был один из самых простых символов, который мог прийти в голову наших предков. Символика креста встречается повсеместно с древнейших времён.

Уже тогда подобные изображения подразумевали религиозный смысл — большинство из них были обнаружены в труднодоступных местах, как правило, на приличной высоте. Эта символика явно изображалась не ради развлечения, но имела для людей некий сакральный смысл.

Иисус Христос принял смерть на кресте, и в этом можно усмотреть определённый божественный символизм — неслучайно Сын Божий лишается жизни именно таким образом. Гибель Христа, распятого на кресте, указывает на нашу слепоту, на то, что мы не видим очевидного — явления Мессии.

Для понимания того, почему на могиле необходимо ставить именно крест, нужно обратиться к православному взгляду на казнь Христа — он умирает ради искупления грехов человечества.

В ином случае все мы были бы обречены на вечное пребывание в аду, лишённые возможности восхождения в рай. Спаситель принёс себя в жертву, отстрадав за всех, обратившихся к Нему и покаявшихся в своих грехах.

Православный крест — главный символ освобождения каждого христианина от скверны и грехов, символ нашего вхождения в юдоль вечной жизни.

Однако традиции современности привнесли некоторые изменения. Сейчас довольно часто встречаются надгробия в виде памятника — каменной плиты, на которой изображается усопший, пишется его полное имя и указываются даты рождения и кончины.

Временные места захоронения оформляются при помощи деревянных тумб или крестов с табличками, на которых пишется упомянутая выше информация. И подобный крест обычно ставят на определённый период — как правило, не больше, чем на год.

После этого, как говорит в книге «Крещение, венчание, погребение, посты» Павел Кузьменко, изготавливается надгробие на постоянный срок. Объясняется это необходимостью дать гробу прогнить, а земле — просесть.

В ином случае памятник может накрениться или упасть из-за движения земли, которая заполняет свободное пространство, образующееся после гниения.

Но так ли необходим именно памятник? Ведь на нём может быть вырезана символика креста. По мнению священнослужителей, подобной традиции следовать всё-таки не стоит.

Архимандрит Иов говорит о том, что «в местах погребения христиан нужно устанавливать именно кресты, так было принято издревле».

Церковь поддерживает этот обычай, при этом абсолютно не имеет значения, из чего крест будет изготовлен. Обратимся также к словам иеромонаха Викторина Асеева:

«Крест на могиле должен быть обязательно у каждого православного христианина. Крест можно ставить любой, и деревянный, и железный, и каменный. Мы же носим на своем теле крестики из разных материалов: и золотые, и серебряные, и пластиковые.
Силу креста это не умаляет. Дьявол боится изображения креста, а не материала, из которого он изготовлен. Крест — это символ победы над смертью.
Главное — не материал, из которого изготовлен крест, а сам крест. Так что крест на могиле можно ставить и деревянный, и железный, и из мрамора — любой».

Даже в ситуации, когда временный крест уже установлен, менять его на памятник не следует. Имеет смысл дать кресту отслужить положенное время, а после этого заменить его на высеченный из камня или выкованный из железа.

В то же время очень важно помнить, что крест должен быть правильной формы — именно восьмиконечный.

По словам архиерея Илариона Алфеева, верхняя перекладина такого креста олицетворяет доску с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский», а нижняя символизирует посмертный путь Христа, его схождение в ад. Если же говорить о табличках с изображением почившего, а также датами появления на свет и смерти, то, по мнению священнослужителей, это не воспрещено.

Также прекрасной и важной традицией является эпитафия. Это не простой набор слов, но текст, написанный со смыслом, заставляющий задуматься.

Лучше всего, если эпитафия побуждает к молитве, горячему и искреннему обращению к Господу. Нехорошо, если слова на могиле обожествляют усопшего или представляют из себя послание ему — смысла в этом мало. Подобные вещи не помогают думать о духовном, возвышенном.

А вот эпитафия, содержащая слова Евангелия, напротив, обратит мысли в нужное русло, затронет душу, сподвигнет человека к молитве за усопшего. Такая молитва обязательно принесёт утешение.

Однако главное назначение эпитафий — это призыв к молитвам о прощении грехов умершего.

Если же затронуть тему оформления надгробного креста, то, к примеру, хорошо будет разместить на нём небольшую икону с изображением Спасителя. Фотографию почившего, в таком случае, будет лучше разместить на оградке, сбоку.

Это поможет избежать неловкой ситуации, когда священнослужитель во время панихиды вынужден будет возносить молитвы не к иконам, а к фотографии усопшего.

Необходимо обращать внимание не на место погребения, а на помыслы о Боге и молитве, ведь именно посредством молитвы мы доставляем утешение покойному.

Фотография почившего на распятии кощунственна, однако ещё большее кощунство — размещение фотографии дома, посреди икон, наряду с образами. Необходимо явственное разделение между Господом и родными, за которых мы возносим молитвы.

Безусловно, для них тоже должно быть отведено почётное место, но не посреди ликов святых.

В обустройстве могилы усопшего очень важно придерживаться одного простого правила: духовные качества всегда должны стоять выше всего внешнего, материального.

«Богатством гроба не удивишь Бога».

Гласит мудрая пословица. Гораздо благостнее и важнее для души усопшего будут молитвы его ближних, милосердные, благочестивые поступки и праведный образ жизни.

Подходя к иконе в храме и принося к ней живые цветы, мы следуем благородному религиозному чувству.

Совсем другое дело — тратить немереные количества денег на обилие искусственных цветов, из-за которых и саму могилу не видно во время панихиды.

Место упокоения не должно превращаться в место утверждения гордыни его близких. Не впадайте в крайности и не поддавайтесь тщеславию — во всём необходимо знать меру.

Читайте еще: