Как мы все хорошо помним, автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Разумеется, хочется, чтобы это самое передвижение происходило с максимальным комфортом, одной из составляющих которого является теплый салон. И если для Центральной России, где столбик термометра редко опускается ниже -15, то для Сибири и Дальнего Востока проблема быстрого прогрева салона крайне актуальна. Давайте рассмотрим несколько приемов, как это сделать.
Начнем немного издалека. Что же является источниками тепла для автомобиля? Их всего три. Первый – теплый гараж, который может быть и подземным, и надземным. Но далеко не всем автовладельцам так повезло. Поэтому остаются еще два источника – собственно работающий двигатель машины, а также ее экипаж (водитель и пассажиры).
Главным из них, безусловно, является сам двигатель. Поэтому чтобы салон зимой быстро прогрелся, стоит помнить о некоторых моментах. Прежде всего, не забывайте, что современные моторы (особенно малолитражные двигатели с турбиной) при работе на низких оборотах практически не отдают излишки тепла – таковы нюансы борьбы за экономичность и экологичность. Давно прошли те времена, когда для изготовления тех же головок блока цилиндров использовался тяжелый, но хорошо держащий тепло чугун. Но сейчас есть различные технологические решения, которые ускоряют прогрев: те же термостаты с электронным управлением, система автоматических жалюзи и другие находки. Не стоит сбрасывать со счетов и небольшую хитрость, которая позволит быстрее прогреть мотор а, соответственно, и сам автомобиль. Специалисты называют ее «три фазы».
Сев в машину, запустите мотор и дайте ему поработать на холостых пару минут. За это время по его каналам пройдет загустевшее за время стоянки масло, откроются и закроются заслонки. Это и есть первая фаза.
Вторая фаза – аккуратно, без резких стартов троньтесь и начните движение. Не надо ждать, пока стрелка сдвинется с места и, тем более, дойдет до середины. Темп движения должен быть «ползущим». В этом случае получится не только прогреть салон и мотор, но и разогреть и привести в рабочее состояние другие узлы – коробку передач, раздаточную коробку (при наличии), детали подвески.
Третья фаза начинается с того момента, когда стрелка (или индикатор) температуры двигателя пойдет вверх (или вправо). Но это еще не повод жать педаль газа в пол и разгоняться до разрешенной скорости. В этом случае автомобиль попадет под сильнейший поток холодного воздуха, в результате чего ценное тепло «уйдет» во внешнее пространство. Поэтому важно продолжить плавное движение со скоростью до 50 км/ч.
Эксперты сети АЗС «Эталон» отмечают и другие способы ускорить прогрев салона. Так, на второй фазе прогрева можно запустить и различные «теплые» опции: подогревы сидений и окон, обогрев руля. Они входят в штатное оснащение машин или могут быть установлены дополнительно. Но не забывайте, что это нужно делать аккуратно, чтобы не ускорить «кончину» генератора.
Другой совет – включите на максимум отопитель, воздух из которого должен быть направлен на стекла, а заодно – и режим рециркуляции, чтобы не пришлось тратить энергию на подогрев новых порций воздуха с улицы. В этом случае салон прогреется быстрее. Но помните, что ни в коем случае не надо направлять горячий воздух на обледенелое стекло, которое может треснуть от перепадов температур. Кроме того, эта рекомендация неактуальна для тех машин, что оснащены специальными догревателями: это могут быть джипы или автомобили с дизельным двигателем. И тронувшись с места, не забывайте перевести климатическую установку в нормальный режим работы. В этом случае окна не запотеют и не обмерзнут.
В регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока есть свои приемы. К ним относятся «одеяла» для моторного отсека (позволяют сохранить тепло после поездки), специальные заслонки для радиатора (минимизируют эффект от обдува мотора холодным воздухом), а также двойные стекла и уплотнители дверей (сохраняют тепло).
Выше мы упоминали, что источником тепла может быть и сам человек. Поэтому очень важно грамотно одеваться с учетом погодных условий. Одна из самых распространенных ошибок – когда водитель одевается слишком легко и в итоге простужается в прохладном автомобиле. Поэтому одевайтесь по погоде, а как салон прогреется, снимите верхнюю одежду и возвращайтесь за руль.