Глава 20.
Студенты ехали в трамвае и везли в руках банки с заспиртованными органами. Пассажиры вздрагивали и начинали упорно смотреть в окно.
Кафедра анатомии переезжала в центр города. Учащимся поручили взять каждому по банке и перевезти к новому месту музея. Это было послевоенное время.
Тетя Марии вернулась с фронта и восстановилась на факультет. В военной форме она так и будет посещать занятия. Этим и запомнится в институте.
Этот рассказ тёти запомнился Марии, и живо рисовало её воображение этот необычный переезд.
И вот на дворе 1978 год. Лето. Группа Марии готовилась к сложной сессии. Все предметы объемные по информации, и нагрузка на память была просто непомерная.
Это был прецедент. Кафедра анатомии покидала атмосферное двухэтажное старинное здание с коридорами-лабиринтами и переезжала в современный многоэтажный корпус.
И как раз в это время- экзамены. Поэтому часть препаратов и пособий временно переместили из старого (аварийного) здания в соседний дом, на кафедру ... иностранного языка.
В самом большом учебном классе, на втором этаже, с огромными окнами, организовали экзаменационный класс - вдоль двух стен за длинными столами - преподаватели. И у входа много - столов, заваленных, заставленных банками, лотками с костями.
Заходили сразу человек 5 и тянули билеты справа от входа. И садились прямо перед преподавателем, "нос к носу".
И готовились: лист бумаги прямо посередине стола. С одной стороны - руки преподавателя, с другой-нервные руки студента, который делал пометки, закорючки, сокращения. Латынь перемежалась с обрывками русских слов, иногда химическими формулами или физическими значками.
Потом студенты шли к столам и выбирали то, что помогло "иллюстрировать" ответ.
Здесь, у свалки разных пособий, муляжей ...можно было чуть-чуть поспрашивать друг друга, посоветоваться, шёпотом уточнить.
Казалось, что преподаватели сверлят взглядом спины студентов, и все, хоть и старались выиграть время, долго не задерживались и возвращались за стол экзаменатора.
Выходили все, красные от волнения, почти в обмороке. Жара! Солнце бьёт в окна... Запах формалина! Волнение. Постоянный взгляд сразу пяти преподавателей.
Все разглядывают всех: преподаватели - студентов, студенты - их. Студент и преподаватель часто именно здесь, на экзамене, впервые видели друг друга.
Конечно, лекторов знали в лицо все студенты. Или были анти-легендарные личности, которыми, как детей - привидением, пугали студентов. И их знали еще до наступления предмета.
Слушали старшекурсников, рассматривали заранее их фото на стендах в коридорах института, трепетали от безысходной лотереи распределения: кто будет преподавать именно в их группе?
Одна из анти-легенд сегодня тоже принимала экзамен: в мятой шапочке, надетой "набекрень" с жёваными завязками, в халате, обтянувшим бесформенную фигуру. Маленького роста. Прибавить маленькие глазки и брезгливо "змеящиеся" губы.
Ужас просто леденил всех только от допуска мысли:"А вдруг - я?»
Даже самые-самые замечательные и уверенные отличники, и те знали, что всё досконально выучить невозможно и "завалить" экзамен можно "по щелчку пальца".
Танюха шла на "красный диплом". Она не просто занималась, она "вгрызалась" в каждый предмет.
Недосыпание и подработки вечерами всех уже вымотали. Хотелось, "мечталось", сдать сессию хорошо и сразу. Вернее "отлично". Другой исход Танюхе не подходил.
Она планировала среди первых идти на распределение перед выпуском на 6-м курсе и взять то, что именно ей было нужно - Дальний Восток. Где она родилась. Сахалин - место её рождения. Место, где она несколько лет дышала любовью мамы. А потом совсем крошкой она осталась без нее. Теперь только Сахалин мог дать возможность "разговаривать" с мамой.
Танюха взяла билет, прочитала и улыбнулась во все 32 зуба. Повернулась, чтобы смело идти к столу преподавателя и увидела свободный стул. Напротив сидела анти-легенда. Развалившись на стуле, стекая с него боками, уставшая и властная она смотрела мутными глазами на Танюху.
Быстро положив зачетку на стол, Танюха бросилась к муляжам.
Была возможность после каждого "отвеченного" вопроса, унести лоток с пособиями и взять новый. Вопросов три - три передышки от педагога, давали возможность подумать, получить подсказку. Просто выдохнуть.
Танюха выглядывала "иллюстрацию" к своему первому ответу. Первый - всегда был про костную систему. Ей попалось в билете- "скелет ребенка". Он стоял (конечно муляж) на подставке и сзади подпирался толстым металическим стержнем. Подняв скелетик за стержень на уровне "талии", Танюха придирчиво оглядела все подробности и удовлетворенно хмыкнула.
Она совсем было собралась нести свой муляж к столу анти-легенды. Но тут у неё после быстрого взгляда на стул, куда нужно было ей идти, возникла идея...
И Танюха решила спрятаться от взора преподавателей и осуществить её. Она отошла обратно и развернулась спиной к преподавателям, особенно - к анти-легенде. Деловито поставив на стол скелетик и, заслонив его собой, она начала откручивать проволоку, которая держала нижнюю челюсть маленького черепа.
Проволока поддалась только с правой стороны. И то чуть -чуть.
Танюха вспотела. И так как она была спортсменка, она приняла волевое решение: поставила подставку со скелетиком на пол, и стала отжимать челюсть вниз всем своим весом.
С интересом встал один из преподавателей и обошел Танюху. Поинтересовался: "Что не так с "пособием"?
Танюха вздрогнула. Улыбнулась, гордо подняла скелетик и пошла навстречу испытанию анти-легендой.
Она как всегда получила "отлично". Это для анти-легенды было, прямо сказать, исключение из правил. Обычно она орала, тыкала коротким пальчиком прямо в лоб отвечающему и вообще унижала, как только могла.
Группа сгрудилась около Танюхи. Она закрыла дверь и просто села на пол в коридоре. Закинув голову назад, она обретала румянец. Бледность проходила. "Стакан воды?"
И вот она снова улыбается. Поглаживает зачётку- свой билет на Дальний Восток- в кармане.
На вопрос, что она хотела от скелетика, Танюха коротко сказала.
"Я потом уже у стола с пособиями вдруг вспомнила весь первый вопрос: "Скелет новорожденного. Особенности верхней челюсти. Думаю, надо нижнюю убрать, а то ещё и её спросят! Вот и попыталась! Ни фигА не вышло."
Группа уставилась на Танюху. Подвиг противостояния "Танюха-анти-легенда" был отмечен вечеринкой с кабачковой икрой. Все были счастливы и пили яблочный сок.
И планировали: пляж, берег красивейшей реки... завтра.
Последний экзамен сессии был позади.