Найти в Дзене
Вера Ард

"Вавилон" Дэмьена Шазелла: Марго Робби, Брэд Питт и изнанка Голливуда

“Вавилон” - случай, когда антиреклама работает, поэтому я все-таки решила посмотреть этот провалившийся в прокате трехчасовой фильм от режиссера “Одержимости” и “Ла-Ла-Лэнда” Дэмьена Шазелла. И в итоге готова согласиться со многими рецензиями, как хвалебными, так и разгромными, потому что кино получилось очень неровное, временами заставляющее прилипать к экрану и смеяться или плакать, а временами ловить себя на мысли: “зачем я трачу на это время” или просто отворачиваться во время очередной тошнотворной сцены. Кстати, второй и третий час фильма я смотрела уже в фоновом режиме (потому что да - он нереально затянут).

Итак, о чем это.

Шазелл снял кино, посвященное кино, видимо, претендуя на награды в очередном оскаровском сезоне. Но тут уже место забил Спилберг, снявший "Фабельманов" - кино про любовь к кино, которое действительно приятно смотреть и которое заставляет искренне сопереживать героям. Как раз то, чего и не хватает фильму Шазелла. Его “Вавилон” - это некий срез жизни Голливуда конца двадцатых-тридцатых годов, когда происходит переход от немого кино к звуковому, раскрытый на основе историй нескольких людей, работающих в этой индустрии. У фильма классное начало (если постараться не замечать сцену с испражнениями слона и не слишком эстетичную opгию на заднем плане). 

Итак, однажды на вечеринке в Голливуде встречаются… Мэнни (Диего Кальва) - мексиканский парень на побегушках, мечтающий работать в кино. Нэлли (Марго Робби) - развязная деревенская девица, жаждущая любой ценой стать актрисой. Кстати, она весь фильм мне дико напоминала Эмму Стоун в образе, среднем между ее ролями в Ла-Ла-Лэнде и Круэлле. Потом в Википедии прочитала, что эту роль и должна была играть Стоун, но она предпочла другие проекты (и, видимо, не зря). Третья история - про супердорогого и сильно пьющего актера немого кино Джека (Брэд Питт). Уже по завязке и актерам сразу же ощущается дежавю и к Ла-Ла-Лэнду с его встречей двух наивных влюблённых и к Однажды в Голливуде Тарантино (Робби и Питт вновь играют работников фабрики звезд в ретро-стиле). Вавилон как раз балансирует между атмосферами двух этих популярных фильмов, но как-то не слишком удачно, ему не удается угнаться за двумя зайцами не став ни красивой истории о любви, которую разрушает слава, ни черной комедией об изнанке голливудской жизни.

Вечеринка заканчивается к утру и после роскошной яркой ночи кто-то возвращается в свой особняк, а кто-то в жалкую каморку с кучей соседей, откуда ему через пару часов сна нужно бежать на работу. И вот этот эпизод снят просто на отлично, как и некоторые другие сцены. Например, уморительно-трагичная попытка первой съёмки героини Марго Робби в звуковом фильме. И это, кстати, очень познавательно: даже представить себе не могла, как сложно было актерам и режиссерам работать в те времена. Такие моменты смотрятся данью уважения Шазелла к пионерам киноиндустрии. Другой момент, что при наличии отдельных классных цепляющих эпизодов (в том числе финальная сцена фильма, от которой и у меня чуть не навернулись слезы), сами истории героев просто рассыпаются, не давая возможности им сопереживать. 

Во-первых, героев много и Шазелл часто уделяет время сценам, которые не дают ничего нового. Да, мы и в первые полтора часа фильма поняли, что героиня Робби противопоставляет себя искусственно-вылизанному миру богачей, можно не показывать несколько минут, как её тошнит на дорогой ковёр))) Это один из примеров. При этом героиня Робби у меня не вызвала сочувствия от слова совсем. Нapкомaнка, разрушающая жизнь людям, которые её любят. Ну не могу ей сопереживать. Также и алкоголик-актёр Брэд Питт, теряющий популярность на фоне фильмов со звуком. У него есть один красивый монолог про его детство, там Питт показывает свое актёрское мастерство, в остальных случаях он просто присутствует в кадре и тянет хронометраж. Вот за героем-мексиканцем действительно интересно следить, правда в финальный поворот его судьбы как-то мне не поверилось (но это вопрос к сценарию). Тем более, что актёр неизвестный и ты действительно видишь персонажа, а не мегазвезд. Довеском к этим трем историям идут ещё две взятые, видимо, по оскаровским квотам. Про азиатскую певицу-лес..янку и негра-джазмена. И вот, что удивительно, эти персонажи выглядят очень даже живыми, там есть завершенные арки, но как раз на них хронометража, растянутого пустыми сценами из других линий, не хватает.

Все это вместе создаёт по итогу длинный на 3 с лишним часа фильм, от чьей яркости и броскости по итогу становится просто скучно. До финала стоит дотянуть поклонникам редко снимающегося сейчас Тоби Макгуайера (он появится в конце в яркой роли, но в очередной длинной и не нужной сцене). И да, Шазелл много даёт в фильме неприятных физиологичных моментов, которые просто не работают. Если в том же "Банши" Макдоны, претендующем в этом году на основные Оскары, неприятные эпизоды создают эмоциональное напряжение и раскрывают саму историю, то в Вавилоне они вызывают скорее неприятное недоумение. 

По итогу, рекомендую смотреть тем, кто интересуется темой кино и его истории. Как фильм на вечер, это не самый подходящий вариант. 

А вы смотрели "Вавилон" или другие фильмы Шазелла? Поделитесь впечатлениями.

P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться, это очень поможет развитию канала📖