Что заставило меня взять в руки эту книгу? Двойное отрицание в заголовке? Изображение рун на обложке? Отсылка к чуме, с которой мы пытались соотносить собственную жизнь два года назад? Порой приходит ощущение, что книга тебя зовёт: «Прочитай меня!» И никогда после ты не бываешь разочарован. Так сложилось и тут: нахлынуло ясное ощущение, что открыл любовный роман в псевдоисторических декорациях, но после первого же абзаца был не в силах оторваться.
И до последних строк не мог понять, какой же всё-таки жанр я читаю? Это путешествие в стиле «Властелина колец» Джона Рональда Руэла Толкина или «Пути Людей книги» Ольги Токарчук? Это религиозный детектив в стиле «Моста Святого Людовика» Торнтона Уалдера? Вариации на темы мифов в стиле «Дикий Лебедь и другие сказки» Майкла Каннингема? Дань уважения «Декамерону» Джованни Боккаччо или «Кентерберийским рассказам» Джоффри Чосера? Ассоциации сыпались градом. При том, что речь текла из одних уст, время от времени я начинал смотреть на ситуацию с нового ракурса, словно менялся рассказчик, как в романе Уилки Коллинза «Женщина в белом».
Да, любовный мотив в итоге появился. Но появился он вскользь, принеся светлую ноту сожаления. И чтобы прийти к этой светлой ноте, пришлось прослушать часы бешеной, стремительной, грозовой музыки.
Девять человек и одна лошадь мечутся между охваченных чумой городов, пытаются спастись, выжить, сохранить свои тайны. Каждую ночь они собираются у огня. Травят байки. Ругаются и заключают союзы. Слушают вой оборотня в ночи. Продавец фальшивых реликвий. Бродячий фокусник. Беременная женщина с мужем, похожим на неё, словно брат-близнец. Два музыканта, учитель и ученик. Сказочник с лебединым крылом вместо руки. Горбоносая знахарка и беловолосая девочка, упрямо напоминающая героиню рассказа Кодзи Судзуки «Звонок».
Очень хорош язык. Отдельные абзацы я выписывал в блокнот для цитат:
Дом — место, куда вы возвращаетесь, потеряв собственную душу. Место, где вы рождаетесь заново. Не там, где вы родились, а там, где обретаете второе рождение. Когда вы уже не помните своего прошлого, когда история вашей жизни кажется вымыслом вам самим — тогда настает время возвращаться. И лишь тогда вы находите свой истинный дом.
К героям привязываешься. Копаешься в их мотивах. Споришь с ними. Незаметно сам оказываешься вместе с ними под одной крышей. Смотришь на них глазами испуганных горожан. Они — не цыганский табор. Они — не паломники. Они — беглецы. Беглецы от самих себя. Можно ли совершить такой побег? И не в одиночку, а толпой?
Жанр книги для меня раскрылся в последней фразе. Но бесполезно заглядывать сразу в финал: убийца-дворецкий там не указан. К этому финалу я уже столько раз поругался с автором, что встретил ответ с облегчением. Главным героем оказался не персонаж, не явление, не время, а наша — читательская — способность выносить суждение. Кого-то мы любим, кого-то жалеем, кого-то ненавидим. Литература потакает нашим эмоциям. Нам хочется понятности. Самим героям хочется понятности. И на этом играет Карен Мейтленд, раз за разом отбирая у нас — у читателей — нашу правоту.
Мне хотелось бы отнести этот роман не к развлекательной, а к серьёзной литературе именно по тому критерию, что обдумываешь «Маскарад лжецов» гораздо дольше, чем его читаешь. Эту историю нельзя поставить в театре, экранизировать, нарисовать в комиксах. Её нужно чувствовать, меняться внутри неё, снова и снова прокручивать одни и те же сцены глазами разных героев.
Но самое большое чудо этой книги в том, что со временем сюжет исчезает, герои растворяются. И остаётся только чувство бесконечной дороги, как в песне «Кибитка» Лоры Бочаровой:
Книга в библиотеке. Мейтленд К., Маскарад лжецов : [роман]. — Москва. — Санкт-Петербург : Эксмо : Домино, 2010. — 477, [1] с. ; 19 см. — (Книга-загадка, книга-бестселлер). Шифр 84(3); Авторский знак М458; Формат С; Инв. номер 2319324-КХ(А)
***
Если интересно, то помимо абсолютной классики упомянутые книги можно посмотреть в нашем фонде:
- Токарчук О., Путь Людей Книги : роман. — Москва : АСТ, 2002. — 239 с. ; 21 см. — (Мастера. Современная проза). Инв. номер 2342116-КХ
Франция, XVII век. Странная компания - маркиз, куртизанка и немой мальчик - отправляется в долгий, нелегкий путь на поиски таинственной Книги Книг, Книги Еноха, в которой - Истина, Сила, Смысл и Совершенство. Каждый из них искал в этом странствии что-то свое, но все они называли себя Людьми Книги, и никто не знал, что ждет их в конце пути...
- Уайлдер Т., Мост короля Людовика Святого. Мартовские иды. День восьмой : [романы]. — Москва : АСТ : Пушкинская библиотека, 2002. — 702 с. ; 22 см. — (Золотой фонд мировой классики). Инв. номер 2241795-КХ
События романа "Мост короля Людовика Святого" (1927) происходят в Перу летом 1714 года. Пятеро путников погибают из-за обрыва моста. Одинокий монах-францисканец, случайно оказавшийся свидетелем катастрофы, усмотрел в этой трагедии божий промысел. Он решает посвятить жизнь поискам ответа на вопрос, почему высшие силы свели вместе этих пятерых, что их объединяло, чем они заслужили такой зловещий финал и только ли их грехами можно объяснить все произошедшее.
- Каннингем М., Дикий лебедь и другие сказки. — Москва : АСТ : CORPUS, 2020. — 187, [3] c. ; 21 см. — (CORPUS. 598). Инв. номер 2416645-КХ
В сказках Майкла Каннингема речь идет о том, что во всем нам известных сказках забыли упомянуть или нарочно обошли молчанием. Что было после того, как чары рассеялись? Какова судьба принца, с которого проклятье снято, но не полностью? Как нужно загадывать желания, чтобы исполнение их не принесло горя? Каннингем - блистательный рассказчик, он умеет увлечь читателя и разбудить фантазию. Но будьте осторожны - это опасное приключение
- Судзуки К., Темные воды : [рассказы]. — Санкт-Петербург : Амфора, 2005. — 300, [2] с. ; 19 см. — (Мистический триллер). — (Читать [модно]). Шифр 84(3); Авторский знак С892; Формат С; Инв. номер 2269186-КХ
Темные воды" - это сборник из семи рассказов, реальность в которых контролируется в той или иной степени морем и водой. Ужасы в этих рассказах - психологические, что доказывает: Судзуки тонкий наблюдатель мужских и женских характеров и мастер манипуляций.
***
Автор эссе: художник и поэт Сергей Ивкин (отдел культурно-массовых коммуникаций, Библиотека Белинского)
Если понравилась публикация – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Здесь мы читаем хорошие книги и делимся впечатлениями. А жителей и гостей Екатеринбурга ждём в библиотеке Белинского.