Найти тему
78,1K подписчиков

Нижинский. Грустный клоун

1,7K прочитали

Великий танцовщик с трагической судьбой родился 12 марта 1889 г. в Киеве, который на тот момент принадлежал Российской империи. Мальчик стал вторым сыном в семье Элеоноры Береды и Томаша Нижинского. Старший брат известного во всем мире исполнителя балетных партий Станислав, в детские годы случайной выпал из окна и получил травму головы, а с ней и психическое заболевание. Спустя два года после рождения Вацлава в семье появилась младшая сестра - и тоже будущая танцовщица - Бронислава. Оба родителя ребят были польскими эмигрантами и работали балетными танцовщиками в Киеве.

С раннего детства всех детей отец приобщал к искусству и, в частности, к танцам. Творческая биография Вацлава началась, когда ему исполнилось всего пять лет. Он танцевал гопак на сцене оперы и балета в Одессе и его номер был своего рода антрепризой перед основной постановкой.

В 1897 году Томаш оставил семью. Элеонора, взяв троих детей, уехала в Петербург. В 1898 году Вацлав Фомич был зачислен в местное балетное училище, где спустя год начала свое обучение и его младшая сестра Броня.

Вацлав не интересовался ничем кроме танцев. Он проявлял силу и выносливость во время длительных репетиций и с легкостью повторял новые движения, показанные педагогами. Его визитной карточкой стали прыжки. Причем прыгал он с такой легкостью, зависая в верхней точке, что у публики складывалось впечатление о левитации и парении над полом. При этом, ростом он был 168см, ноги были коротковаты, так что на сцене Вацлав буквально поражал не ожидавшую подобной пластики и легкости публику.

Еще в студенческие годы, окружающие стали замечать странности в характере молодого человека. После одного из таких случаев его даже отправили на осмотр в специализированное учреждение для душевнобольных. В тоже время неоспоримый и яркий талант, которым обладал Вацлав заставили обратить на себя пристальное внимание педагогов. Среди них был выдающийся, но немного старомодный танцовщик Николай Легат.В1905 году Михаил Фокин, балетмейстер и танцовщик, один из педагогов-новаторов училища принимается за постановку балета к выпускному экзамену. Для него Фокин выбрал произведение «Ацис и Галатея», где роль Фавна была отведена Нижинскому. Показательное выступление состоялось на сцене Мариинского театра 10 апреля 1905 года и буквально на следующий день в прессе появились рецензии в которых отмечались необыкновенная одаренность юного танцора.

Выступая в Мариинском театре, Вацлав исполнял главные партии в балетах «Египетские ночи», «Павильон Армиды», «Шопениана». Танцевал с Матильдой Кшесинской, Анной Павловой, Ольгой Преображенской, Тамарой Карсавиной.

…До прихода Нижинского в русский балет, тот был по большей части «женским», где мужчине отводилась роль второстепенных персонажей и в поддержках танцовщиц. Но уже в постановках Фокина, с приходом столь выразительного балеруна как Нижинский, появились яркие партии для мужчин. И именно Вацлав Фомич стал первым мужчиной-солистом в балете начала ХХв.

Но все кончается. Нижинский блистательно выступал в труппе Мариинского театра до 1911 года, пока на премьере «Жизели», где присутствовала императорская семья, артиста балета не уволили со скандалом. Причиной стал слишком облегающий костюм танцовщика (вполне традиционный), который не должны были лицезреть царственные особы.

Но к тому моменту «Мариинка» уже не была единственной площадкой для реализации таланта выдающегося танцовщика. Уже с 1909-гогода по приглашению Сергея Дягилева Нижинский был участником легендарных «Русских сезонов». В это время танцовщик снискал оглушительный успех и был назван «настоящий сенсацией». За уникальную способность к длительной левитации и высоким прыжкам Вацлав Фомич получил прозвище «человек-птица». В период с 1909 года по 1913-й молодой актер балета получал все партии в каждом из «Русских сезонов». А после ухода из труппы Фокина, Нижинского пригласили и в качестве балетмейстера.

Так, в 1912 году Нижинский репетировал на сцене первую постановку балета Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Вся хореография постановки была основана на профильных позах, которые позаимствовали из древнегреческой вазописи. Так же, как и Дягилев Вацлав увлекался эуритмикой и ритмопластикой. На основе этого увлечения в 1913 году был поставлен балет «Весна священная», созданный Стравинским. Как и раннее представленный «Послеполуденный отдых фавна», балет шокировал консервативную публику эротическими сценами.

Во многом своим успехом талантливый хореограф был обязан Дягилеву, который действительно в него верил и оказывал всяческую поддержку в дерзких экспериментах. Танцовщик и импрессарио привязались друг к другу. В 1913 году во время морского путешествия на гастроли в Южную Америку Вацлав познакомился с аристократкой из Венгрии, ярой его поклонницей. Дягилев, которому гадалка предсказала смерть на воде, панически боялся кораблей и на гастроли не поехал. Сойдя с корабля, Вацлав и Ромола Пульска поженились, не сообщив о свадьбе даже своим родственникам. В браке у них родилось две дочери Тамара и Кира. Когда спустя время об этом событии узнал Дягилев, он впал в бешенство, после вычеркнув Нижинского из состава трупы.

Это стало началом конца головокружительной, но короткой карьеры Вацлава Фомича. Будучи фаворитом Дягилева Вацлав работал в театре не подписывая контракта. После изгнания он по факту оказался без работы и средств к существованию. Обладая удивительными танцевальными способностями в тоже время танцор балета совершенно не умел зарабатывать деньги.

Он получал приглашения – например, возглавить балет «Гранд Опера», пытался создать собственную антрепризу из семнадцати человек (где в том числе была и его младшая сестра Бронислава с мужем). Но от предложения он отказался, а гастроли антрепризы не принесли трупе ожидаемого успеха и закончились полным финансовым провалом. Что, в свою очередь повлекло нервный срыв и душевную болезнь артиста.

Начало Первой мировой войны застала семью Нижинских на пути в Петербург. Вместе с новорожденной дочерью они оказались интегрированы в Будапешт, где прожили до начала 1916 года. Постановщик тяжело переживал творческое бездействие и домашний арест. Тем временем, Дягилев согласился на возобновление контракта с Нижинским как с артистом для гастролей «Русского балета». Последний «официальный» выход на сцену состоялся в октябре того же 1916го года, в «Манхэттен опера», где Вацлав солировал в балете «Тиль Уленшпигель». Спектакль создавался в сжатые сроки и увы, провалился.

Постоянные волнения, война, арест, размолвка с Дягилевым и частые провалы отрицательно сказались на и без того неустойчивой психике Нижинского.

Последний раз Нижинский вышел на сцену 26 сентября 1917 года в главной партии балета «Видение розы», после чего Вацлав Фомич переехал с семьей в Швейцарию.

В 1918 году хореограф начал писать свой «Дневник Нижинского. И сегодня, читая этот опубликованный в 1953 году дневник, можно грустить и изумляться, поражаться и восхищаться блестящей и трагической судьбой танцовщика.

Тогда же его определили в клинику для душевнобольных, где диагностировали шизофрению. До последних дней своей жизни известный актер балета находился под присмотром врачей, его лечение проходило с переменным успехом.

В 1939 году больного навестил его друг, коллега и поклонник Серж Лифарь. Он приехал в сопровождении фотографа и концертмейстера, с надеждой, что его танец вернет маэстро память. Лифарь танцевал несколько часов, прежде чем в один момент Нижинский встал и совершил свой коронный прыжок. Запечатленный фотографом миг получил название «Последний прыжок Нижинского».

Умер Вацлав Нижинский 11 апреля 1950 года в Лондоне. Спустя три года его прах перевезли в Париж, где он хранится в колумбарии кладбища на Монмартре. Могилу украшает надгробный камень, где танцор изображен танцующим в партии Петрушки, грустного клоуна, исполняющего чужую волю. Статуя была воздвигнута на средства Сержа Лифаря. Могила Нижинского находится рядом с известным драматургом Теофилем Готье и танцовщиком Вестрисом, с котором его так часто сравнивали при жизни.

В 1968 году была учреждена премия памяти Нижинского в Монако, которую и сегодня вручают хореографам и артистам балета.

Его танец – это сочетание легкости и силы, поражающих зрителей захватывающими прыжками. Появляясь на сцене, он излучал магнетизм, притягивающий взор всех, кто в этот момент смотрел на него. В тоже время в повседневной жизни этот человек был молчалив и робок, и, как мы знаем теперь, до болезненности раним.

Автор: Юлия Милович-Шералиева

Великий танцовщик с трагической судьбой родился 12 марта 1889 г. в Киеве, который на тот момент принадлежал Российской империи. Мальчик стал вторым сыном в семье Элеоноры Береды и Томаша Нижинского.

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/