Константин Яковлевич Крыжицкий был замечательным пейзажистом, за свою короткую жизнь создал порядка 400 выдающихся полотен. Его картины мы можем видеть в Русском музее, Третьяковской галерее, и во многих других художественных музеях страны. Его пейзажи выставлялись на Всемирной выставке в Париже. Император Александр III украшал картинами Крыжицкого свой дворец. Почему же такой прославленный живописец лишил себя жизни?
Константин Крыжицкий родился в Киеве, в семье русского купца, в 1858 году. Окончив реальное училище, поступил в Художественную академию в Санкт-Петербурге. Художник окончил академию с золотой медалью. Уже в 30 лет Константин Яковлевич пишет такие яркие пейзажи, что его замечает российский императорский двор. Александр III лично отбирает несколько картин для своей коллекции.
Крыжицкий одинаково хорошо пишет и маслом, и акварелью. Его пейзажи имеют огромный успех. Их покупают коллекционеры и в России, и за рубежом. Академические выставки ежегодно присуждают ему золотые, серебряные медали за мастерство.
К 52-м годам художник достигает пика своей славы. В 1910 году он пишет пейзаж, которым особенно гордится. Эту картину ("Повеяло весной") Константин Яковлевич отправляет на выставку, организованную Маковским, в Лондоне. Вместе с другими своими 12 картинами. Но полотно "Повеяло весной" художник считает одной из лучших своих картин. И это объективно. Художественные критики - в восторге, публика - тоже. Одна из известных галерей Лондона хочет купить пейзаж. Но Крыжицкому хочется, чтобы его картину оценили и в России. Он отказывается продавать полотно. И , похоже, это становится его роковой ошибкой!
Весной 1911 года картину выставляют в России. Все вновь восхищены. Но внезапно, в одной из газет выходит разгромная статья некоего Фомы Райляна. Этот художник заявляет, что Крыжицкий срисовал свой пейзаж с картины другого живописца. Якова Бровара. Бровар написал свое произведение на 2 года раньше. В качестве доказательства плагиата в газете выкладывается фото двух картин. И тут же, в газете "Новое время" выходит еще одна статья. Ее автор, Николай Кравченко, тоже обвиняет Крыжицкого.
Пресса радостно подхватывает этот скандал, идет настоящая травля Константина Яковлевича. В художественных кругах -пересуды, и т.д. Крыжицкий пытается сказать, что он вообще ранее не видел картин Якова Бровара. Но его никто не слушает. Хотя даже мне, при сравнении этих картин, видно: картины похожи. Но они разные! И по цветовой гамме, и по деревьям на заднем плане. Даже основное злосчастное дерево - разное у художников!
Откуда вообще росли ноги у этой истории? Еще во время разбирательств в 1911 году была найдена фотография, опубликованная в одной из газет. Фотограф Евгений Вишняков снял это раздвоенное дерево, снимок попал в газету. Его увидели и Крыжицкий, и Бровар. И каждый из художников, в разное время, написал картину " по мотивам" этой фотографии.
Нервы Константина Яковлевича не выдерживают травли. 5 апреля 1911 года издание "Русское слово" сообщает, что 4 апреля академик Крыжицкий покончил жизнь самоубийством, повесившись в своем доме. Перед смертью художник написал прощальную записку:
Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться. Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого!".
Как это обычно бывает, тут же всех пробирает совесть. Товарищи по художественному цеху начинают сразу говорить, что " обвинение было совершенно необоснованным", что " нелепо обвинять такого художника в плагиате", что "картины похожи, но это разные пейзажи". Все скорбят по несправедливо опороченному живописцу. Занавес.
Члена российской Академии художеств, Константина Крыжицкого похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Был установлен прекрасный памятник. Художник был изображен сидящим, рядом -венок от академиков, с надписью "Незабвенному мужу". Но в 1917 году памятник был переплавлен. Для нужд рабочих и крестьян. Никто не помнит сейчас Райляна, затеявшего эту травлю. А пейзажи Константина Крыжицкого по-прежнему популярны. На мировых аукционах его картины продолжают покупать за большие деньги.