Александр Александрович Блок родился в 1881 году в Петербурге. По отцу, профессору-юристу - он потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой, и несомненную психическую отягощенность. Его дед по отцу умер в психиатрической больнице; характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее. Покинувшая из-за этого мужа мама Блока неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных.
Сочинять стихи мальчик со столь тонкой душевной организацией начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; признавая, что «серьезное писание началось около 18 лет». Еще до появления в печати его юношеские стихи получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». Напечатаны впервые его стихи были в 1903г.
Блок - поэт-лирик. Наиболее чистым, беспримесным лиризмом отмечен первый период творчества Блока —«Стихов о Прекрасной Даме» (1898–1904). В них Блок целиком следует традиции дворянской чистой лирики, отрешенной от всяких общественных элементов, всяческой «злобы дня». Первым «вдохновителем» Блока, по его собственным словам, был романтик Жуковский. В дальнейшем особенно сильное влияние оказала на него поэзия Фета. Типичная тематика дворянско-усадебной лирики — любовь и природа, вернее, любовь на фоне природы — «розовых утр», «алых зорь», «золотистых долин», «цветистых лугов» — является основным тематическим стержнем всех лирических признаний, обращений и призывов, из которых большей частью состоит первый сборник стихов Блока. Однако тема любви в переживаниях поэта — «последнего дворянина», завершителя всей линии дворянско-усадебной поэзии — приобретает особую окраску. Любовь Блока, в которой романтическая настроенность юноши (через Жуковского познавшего «дух немецкой романтики») усиливается переживаемым романом с будущей женой, пронизана мистицизмом.
Продолжателем мистической, проникнутой культом «Вечно-женственного» «Мировой души», «Божественной мудрости», Софии, поэзии Владимира Соловьева Блок потому и начинает свой творческий путь. Мистическая эротика Блока насквозь проникнута «апокалиптикой». Культ «Жены, облеченной в солнце» у поэта эпохи двух революций, сперва надломивших, а затем и вовсе уничтоживших родной ему дворянский класс, характерно соединяется с переживаниями надвигающегося конца мира. Признаки конца болезненно чуткий, утонченно нервный Блок видит и слышит везде вокруг себя. Таков пафос «Стихов о Прекрасной Даме», вскормленных шахматовским «дворянским гнездом», вековой дворянской лирикой и смутным ощущением приближающейся социальной грозы, крушения и гибели «любезных сердцу барских усадеб.
«Припадки» «страшной» гейневской иронии, которые, по словам самого Блока, начали посещать его с пятнадцатилетнего возраста, теперь проявляются с особенной силой. В один из таких «припадков» была написана Блоком его первая «лирическая драма» «Балаганчик» (1906), в основу которой положено несколько более раннее стихотворение того же имени. В «дурацких» образах мистиков, ожидающих конца — «тихой избавительницы», «бледной подруги» — Смерти, Блок жестоко издевается над своими собственными «апокалиптическими» чаяниями, над теми шахматовскими «зорями», отражением которых явилась его первая книга. Вслед за «Балаганчиком» Блок пишет в том же году еще две «лирические драмы» — «Незнакомку» и «Короля на площади»; в последнем слышатся мотивы революции и в особенности последующей реакции. В «рыдающих», по меткому выражению одного из критиков, драмах Блока (формальным образцом для них послужил театр немецких романтиков) звучат те же настроения безысходного отчаяния, мрака, гибели, что и в одновременно написанных стихах и в цикле «лирических статей», объединенных общей темой об «интеллигенции и народе» или, следуя позднему и еще более выразительному названию, данному Блоком всему циклу, — о «России и интеллигенции.
Снискав славу и признание, поравнявшись во времени с Революцией и приходом нового времени, одним из первых среди писателей Блок стал работать в советских учреждениях. Так, он председательствовал в репертуарной секции Театрального Общества, был членом редколлегии издательства «Всемирная литература», председателем управления Большого драмтеатра, работал в правлении Союза писателей. Пожалуй, тонкая психика, даже психостения, наряду с мало сочетающейся с этим административной работой и вкупе с мощными переменами в стране, дали почву для болезни поэта. Спустя год-другой после Революции, когда даже романтизирующим ее деятелям стала очевидна и драматическая сторона происходящего, у Блока отмечены резкий упадок настроения, апатия, подавленность, мрачное отчаяние. Одновременно ухудшилось и физическое состояние Блока. В мае 1921 он заболел воспалением сердечных клапанов, а 7 августа того же 1921-г года он скончался.
Автор: Юлия Милович-Шералиева
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/