Билет мне пришлось брать за сутки до отправления поезда. Не горячий сезон, поэтому со свободными местами проблем не было. Покупая электронный билет, выбирала места из нескольких доступных вагонов поезда и, наконец, остановилась на двадцать втором месте шестого вагона. Место, как место, не у окна – у окна все были куплены, но для меня это не имело значения.
Ехать четыре часа, не долго, обычно беру общий вагон. Сейчас это вагоны более высокого класса и комфортабельные: установлены кондиционеры, цифровые дисплеи, мягкие и удобные кресла, вежливые и предупредительные проводницы, предлагающие чай и кофе разных сортов, экологически чистые туалетные комплексы. Можно комфортно доехать до столицы за короткий промежуток времени.
Единственно, может не повезти с пассажирами, которые в состоянии испортить настроение в считанные секунды.
Но тема пассажиров – это отдельный предмет обсуждения человеческого поведения и межличностных отношений.
В вагон шумно вошло семейство из трех человек – папа, гордо шагающий впереди, мама с важным видом осматривающая места, и мальчик лет пяти, следующий за родителями. Я подумала: «Хотя бы они не были моими соседями». Мои худшие опасения подтвердились – рядом со мной они посадили ребенка, а сами сели на свободные места спереди.
За несколько минут ребенок полностью извертелся, доставая родителей всевозможными вопросами. Он прыгал с сидения и обратно, вертелся во все стороны, громко крича и привлекая к себе постороннее внимание. Сначала родители никак не реагировали на сына, затем дали ему приставку, ровно 30 секунд он собирал какие-то разноцветные квадратики, но это занятие ему быстро наскучило, и он снова стал крутиться и вертеться, как жареный воробей на блюде.
Глава семейства обратился ко мне с вопросом, не хочу ли я пересесть на другое место, предупредив: «Жизни Вам здесь не будет». Я поблагодарила его за предупреждение.
В ответ на мой вопрос, не хотят ли они пересадить ребенка на переднее место, а рядом со мной сел бы кто-нибудь из родителей, мать недовольно фыркнула, заявив, что эти три места принадлежат им, и они как хотят, так и рассаживаются.
Всегда задумываюсь над тем, почему ребенка нельзя научить элементарным нормам поведения в общественных местах, но пообщавшись с родителями этого ребенка, увидела, что им самим бы научиться соблюдать элементарные правила поведения и усвоить нормы хорошего тона в обществе.
Я подошла к проводнице с просьбой пересадить меня на любое другое место. Впереди предстоял важный и ответственный день, и приехать с больной головой и плохим настроением мне бы не хотелось. Проводница мило согласилась поискать свободное место, посмотрела по своей базе, какие места были куплены пассажирами следующей остановки поезда и с сожалением сказала, что есть только одно место. Я с радостью согласилась на него пересесть.
Половину пути я ехала одна, немного задремав в удобном кресле. На следующей остановке вошли трое – двое мужчин и одна женщина, один из пассажиров занял место рядом со мной. Двое других расположились на противоположной стороне, загромоздив свободный проход огромным чемоданом. Для хранения крупногабаритных вещей в начале и в конце вагона есть специальные места, обычно пассажиры туда их и ставят. Возможно, вновь севшим в вагон людям надо было об этом сказать, но я не стала вступать в разговор, имея неприятный опыт диалога некоторое время назад.
Пассажиры, которым надо было пройти в туалет или выбросить мусор в контейнер, с трудом протискивались в проходе между сидениями и громадиной-чемоданом, периодически наваливаясь на меня. С таким же трудом проталкивалась и проводница со стаканами чая или кофе, и я каждый раз в душе молилась, чтобы она на меня ничего не пролила.
Никто не попросил передвинуть их чемодан в специально предназначенное для этого место, мучаясь и перепрыгивая через него. Видимо, никому это было не важно, или просто боялись нарваться на грубость.
В повседневной жизни мы слишком часто сталкиваемся с дерзостью и бесцеремонностью, поэтому стараемся лишний раз не провоцировать конфликты.