Русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил, что интенданта через два года службы можно смело расстреливать, и он будет точно знать за что. Но из каждого правила всегда есть исключения, так и произошло с интендантом первого ранга Масловым.
В июне страшного 1941 года на дорогах в Смоленщину творился настоящий ад! По шляхам брели разрозненные группы и группки солдат разбитых частей Красной Армии. В небе периодически появлялись немецкие штурмовики и с устрашающим ревом расстреливали из всех доступных калибров все, что двигалось по шоссе. В лесу у местечка Коханово прятался 226 саперный батальон, когда на него набрел один из отрядов интенданта Маслова.
Когда на дорогах стали появляться первые солдаты из разбитых частей тыловик Маслов, задумался, о судьбе его участка. Он сообразил, что вероятнее всего немцы прорвали предыдущие линии обороны. Сидеть без дела он не стал, и мобилизовал местных жителей (около 6000 человек) для того, чтобы возвести новые линии обороны на своем участке. Колхозники и жители городков на танкоопасных направлениях рыли рвы, и рубили в лесах засеки.
А тем временем, когда поток дезертировавших, стал значительно нарастать, интендант, решил, что так дело не пойдет и принялся организовывать оборону на своем участке.
Первым делом, он под угрозой применения оружия стал останавливать отходящих солдат и сколачивать из них группы, которые отправлял на различные задания и мероприятия. Одной из таких групп и повстречался пробирающийся лесами саперный батальон. Маслов, узнав, что в его районе появились минеры, взял их под свое руководство, и узнав о приближении немцев немедленно приказал им уничтожить в округе все мосты.
Германская военная машина, неудержимо рвалась вперед, совершая в сутки многокилометровые марши, которые обескураживали наши войска, оставляли их в глубоком окружении. Продвижение немецкой армии было столь стремительным, что часто появление вермахта в той или иной местности было таким неожиданным, что охрана не успевала среагировать и взорвать мосты на его пути.
Не так было на участке Маслова. Гудериан с заметным сожалением констатировал тот факт, что в данном районе взорваны или сожжены все мосты, включая даже через небольшие водные преграды. Конечно это не остановило, но существенно замедлило продвижение вражеского 47-го танкового корпуса. Пока неприятель сооружал переправы, это позволило вывести из окружения отряды Якова Григорьевича Крейцера, которые нанесли ощутимый контрудар по вражескому танковому клину накануне.
Помимо подготовки района для обороны энергичный интендант наводил порядок на данной территории. Так он решительно пресек практику мародерства в соседних колхозах. Бойцы часто заходили к крестьянам и требовали масло, мед, картошку, не платя при этом денег, и угрожая оружием. В общем Маслов суровыми мерами добился того, что колхозников оставили в покое.
Всего под началом энергичного тыловика собралось около 500 солдат и офицеров. А однажды через его территорию шли на восток остатки зенитной части, в виде трех орудий. Нужно ли говорить, что все они были немедленно остановлены и отправлены защищать прямой наводкой единственный оставленный интендантом мост через реку Друть в районе поселка Толочин.
Помимо заградительных функций отряд Маслова с приближением фронта начал организовывать эвакуацию в тыл имущества окрестных колхозов. Были переправлены десятки тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота, что нельзя было вывезти, то уничтожалось на месте, дабы не пополнило фураж врага.
Что стало дальше с неугомонным интендантом сказать невозможно, так как документы были утеряны в ходе боев, сохранились лишь его донесения, в которых он вышестоящему начальству докладывал о происшествиях на его участке и предпринятых им мерах. Более того мы даже не знаем, как в точности его зовут, так как свои депеши он подписывал коротко: «интендант 1 ранга Маслов».
3 июля 1941 года немецкий генерал Франц Гальдер записал в своем дневнике: «не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней.». Это головокружение от успехов спесивого германского военачальника вскоре стало головной болью, так как в сражении под Смоленском стратегия Блицкрига оказалась провалена.
А стало это возможно благодаря решительным и умелым действиям таких русских людей как интендант первого ранга Маслов, от которого нам остались лишь несколько коротких донесений.
Подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!