Анастасия Панина
На недавнем чемпионате США по меньшей мере третью часть всех фигуристов представляли спортсмены с русскими фамилиями. В отдельных видах они активно участвовали в распределении медалей: в мужском одиночном громко победил Илья Малинин, а третьим стал Эндрю Торгашев. В танцах на льду бронзовую медаль завоевала пара Кристина Каррейра/Энтони Пономаренко. Как выросло поколение русских американцев в фигурном катании — в материале РИА Новости Спорт.
К концу 80-х советская школа фигуристов официально входила в число лучших в мире. Особенно преуспевали парные виды — танцоры и спортивные пары. Множество медалей Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, зрительская любовь и, несмотря ни на какие политические подтексты, уважение судей.
Но в том, что касается коммерциализации, советское фигурное катание значительно уступало североамериканскому. Пока в Америке вовсю гастролировали ледовые шоу, а некоторые из них шли в формате еженедельных сериалов по телевизору, в России первый ледовый театр под руководством Игоря Бобрина появился только в 1986 году. И даже великие советские тренеры вроде Татьяны Тарасовой, в девяностые начавшие осваивать этот рынок, тоже предпочитали возить наших фигуристов по зарубежью — благо, что спрос на них зашкаливал.
Так благодаря шоу, интересу публики и в целом большой взаимной интегрированности фигурного катания в разных странах дорога нашим на американский континент была открыта. И когда СССР распался, а вместе с ним обрушилась некогда удобная система подготовки спортсменов, наши тренеры начали массово выезжать за рубеж, чтобы иметь возможность готовиться к главным стартам.
Это выглядело обычно так: наших специалистов, от самых опытных до начинающих, приглашали тренировать местные группы в школах Майами, Чикаго, Лейк-Плэсида и других городов. Им платили зарплату, предоставляли жилье, а они имели возможность привезти с собой собственную группу из России. Так практически все топ-тренеры в 90-е и начале нулевых успели какое-то время пожить в Америке. В их числе Татьяна Тарасова, Александр Жулин, Наталья Линичук, Геннадий Карпоносов, Николай Морозов и многие другие. С ними приезжали ученики — Алексей Ягудин, Татьяна Навка, Анжелика Крылова, Оксана Грищук… Список фигуристов, успевших потренироваться в Америке в то время, может исчисляться десятками фамилий.
Судьба их сложилась по-разному: кто-то дошел до главных вершин вплоть до олимпийского золота, другие не были так успешны. Но после завершения карьеры многие предпочли остаться в США, где у них были предложения о работе и более-менее налаженный быт. В России же все предстояло начинать сначала.
Так в Америке сформировалось поколение тренеров, воспитанных в советской школе фигурного катания. А позже появилось новое поколение детей, родившихся в семьях этих тренеров, но родившихся уже гражданами США. Нередко бывает, что дети тренеров идут по родительскому пути и с первых месяцев жизни обитают на катке. Сейчас эти дети выросли в довольно взрослых уже спортсменов, которые выступают на американском национальном чемпионате и могут представлять страну на международных турнирах.
Так, Энтони Пономаренко — сын олимпийских чемпионов в танцах на льду Марины Климовой и Сергея Пономаренко. Илья Малинин — сын Татьяны Малининой и Романа Скорнякова. Родители Эндрю Торгашева — Илона Мельниченко и Артем Торгашев. Максим Наумов — сын Евгении Шишковой и Вадима Наумова. Мария и Иван Моховы, выступающие в парном катании — дети Оксаны Якушевой и Андрея Мохова. Список можно дополнить именами Антона Спиридонова, Артема Маркелова и Даниила Тюменцева и продолжать еще долго.
Интересно, что начинают появляться в сборной США “новые американские русские” - фигуристы, рожденные в России и получившие новое гражданство относительно недавно. В их числе — нижегородец Даниил Мурзин. Все это заставляет нас с дополнительным интересом следить за американским фигурным катанием — очень уж оно местами российское. В эпоху повсеместного разобщения и надорванных дружеских, рабочих и родственных связей спорт продолжает напоминать нам, как много у разных частей мира может быть общего.