Найти в Дзене

И снова "о связи школы с жизнью"

Оглавление
Скриншот страницы сайта Министерства просвещения РФ
Скриншот страницы сайта Министерства просвещения РФ

Историческая справка

В 1958 году был принят закон с весьма оригинальным названием, напоминающим лозунг: "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". Это был ключевой момент в очередной реформе системы образования. На основании положений закона вводился новый стандарт прохождения учебных программ, средняя школа стала 11-летней за счёт включения производственного обучения с практикой на предприятиях и в организациях. Тогда эксперимент в целом провалился из-за того, что возможность свободного выбора профессии и места работы, конечно, декларировалась, но не исполнялась. Вместо обещанной политехнизации в обучении произошла профессионализация, причём по принципу бери, что дают.

Нынешний проект Министерства просвещения РФ под наименованием "Профессионалитет" напомнил об эксперименте 60-летней давности. Однако, хотя и подаётся современный проект с куда меньшим шумом, выглядит он куда выигрышней.

Скриншот страницы сайта Министерства просвещения РФ
Скриншот страницы сайта Министерства просвещения РФ

Федеральный проект "Профессионалитет"

Когда нынешний министр просвещения Сергей Кравцов занял этот пост, в учительской среде новость эту восприняли, мягко, говоря, с изрядной долей скепсиса. Мол, какой может быть министр из человека, который штаны не протирал в школе лет эдак 30. Какой может быть? Вполне себе приличный, надо сказать. Так вот, один из актуальных проектов, начавшихся при новом министре — это "Профессионалитет". Как сказано на сайте Минпросвещения:

Федеральный проект «Профессионалитет» стал одной из инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Среди ключевых инициатив проекта – создание образовательно-производственных центров (кластеров). Они представляют собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.

Новый проект касается в отличие от своего советского предшественника учреждений среднего профессионального образования. Поскольку после упомянутой выше реформы 1950 - 1960-х годов впервые появились учебные заведения, сочетающие получение общего образования с профессиональным, организации среднего профессионального образования (СПО) стали прерогативой Минпроса. Не все, конечно, но значимая их часть. Да и для остальных многие ФГОС разрабатываются в недрах системы народного образования.

Скриншот страницы сайта Министерства просвещения РФ
Скриншот страницы сайта Министерства просвещения РФ

Как должен реализовываться новый проект весьма оптимистично рассказано на сайте Минпросвещения.

Весь кадровый состав образовательно-производственного центра (кластера) – педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, и представители управленческих команд – пройдет обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет». Они получат педагогические, производственные, управленческие навыки, навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики.

Правда, есть некоторые проблемы. Преподаватели — люди достаточно консервативные и не особенно любят менять стиль. Да и странное обидчивое отношение многих педагогов к отнесению образования к сфере услуг может сыграть свою роль при необходимости подстраиваться под запросы работодателей и экономики.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.