Найти тему

О компетентности и компетенциях...

Hello, there!

Последние дни в голове (да, и на работе тоже) не перестают крутиться мысли о том, насколько специалист, рабочий, да и просто человек должен быть готов работать… О компетентности и компетенциях.

Для начала – разберемся с терминологией.

Компете́нтность — наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области (википедия).

Компетенция (управление персоналом) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и другими качествам кандидата на поступление или сотрудника, а также к группе сотрудников компании (википедия);

Строго говоря, компетентность – это наличие компетенций для решения задач в профессиональной области. Например, для сварщика компетенцией будет являться умение работать сваркой, сваривать металлические детали для того, чтобы собрать сварную конструкцию. Если сварщик может это сделать, то он компетентен в сварочных работах.

Это если очень условно…

А вот дальше начинаются нюансы…

Забастовка по-итальянски.

В последнее время на ряде предприятий я замечал весьма интересную концепцию поведения – целенаправленное отрицание наличия у себя компетенций и, тем самым, оправдание невозможности выполнения работы. При этом отрицание доходило до определенного «градуса идиотизма». Пример: слесарь отказывается выполнять сборку, потому что он гаечным ключом пользоваться не умеет, его этому не учили. Тот факт, что он этим же ключом гайки крутил вчера игнорируется, мол, не было такого, а если и было – не знаю, как так произошло. Вот, именно так, на уровне «включить дурака».

Аргументы о том, что с таким подходом к работе на работе, собственно, делать нечего, парируется обязанностью работодателя обеспечить учебу. Он, разумеется, будет учиться. Только, не у работодателя, у которого «лицензии на право оказания образовательных услуг нет». В специализированной организации, где его обучат, как правильно пользоваться ключом. Тогда он им будет пользоваться. А отверткой – нет, если этого не было в программе обучения…

Подобный позиция легко адаптируется к любой задаче… Так, работники «не умеют читать чертежи», «не разбираются в документах, которые читают». Они ведь не юристы. «Не умеют пользоваться калькулятором, их этому в школе не учили». А без калькулятора демонстративно считают столбиком по полтора часа, со словами «Меня так в школе учили, и вообще, у вас нормы на считание не определены и не утверждены»…

Вопрос к читателям: кто-нибудь сталкивался с подобным? И, если да, то каков опыт в таких ситуациях?