Итак, возвращаемся к системе календаря ацтеков.
Гражданский календарь ацтеков «шиупоуалли», как мы помним, является солнечным календарём. Он поделён на 18 «месяцев», каждый по 20 дней, плюс 5 добавочных дней. Итого 365 дней в году. Начало года приходилось по разным источникам на наши февраль или март.
Более подробно о гражданским календаре ацтеков можно узнать здесь:
На первый взгляд может показаться, что календарь ацтеков устроен чрезвычайно просто. Однако, это не вполне соответствует действительности. Помимо гражданского календаря «шиупоуалли», у ацтеков был ещё один календарь, имевший культовое значение, носивший название «тональпоуалли» (в переводе – «счёт дней»).
Год в календаре тональпоуалли состоит всего из 260 дней. Он довольно замысловато разбит на периоды, посредством двух независимых циклов, 13-дневного и 20-дневного. То есть, можно сказать, что год состоял из тринадцати 20-дневных периодов, или из двадцати 13-дневных периодов. И тот, и другой вариант, – равнозначны. 13-дневный и 20-дневный цикл «крутятся» параллельно, так, что в результате каждому из дней соответствует комбинация, состоящая из двух названий (поскольку и в 13-дневке, и в 20-дневке, у каждого дня – своё индивидуальное имя).
Оригинальное название ни 13-дневки, ни 20-дневки, не сохранилось. Сегодня используют те названия, которые этим периодам дали испанцы. «тресен» (от испанского «тринадцать») и «венсен» (от испанского «двадцать»). Так можем их называть и мы, потому что я бы поостерёгся называть любой из этих периодов месяцем или неделей (или, как минимум, надо брать слова «месяц» и «неделя» в кавычки).
Названия дней в 13-дневном периоде (а также соответствующий каждому из дней бог, или т.н. «Владыка дня») таковы:
1-й день – Шиутекутли – Бог огня.
2-й день – Тлалтекутли – Владыка земли.
3-й день – Чальчиуитликуэ – Владыка в нефритовой одежде.
4-й день – Тонатиу – Бог Солнца.
5-й день – Тласольтеотль – Богиня грязи.
6-й день – Миктлантекутли – Владыка подземного мира.
7-й день – Синтеотль – Бог кукурузы.
8-й день – Тлалок – Бог дождя и грома.
9-й день – Кецалькоатль – Пернатый змей.
10-й день – Тескатлипока – Дымящееся зеркало.
11-й день – Чальмекатекутли – Владыка Чальмекана.
12-й день – Тлауискальпантекутли – Владыка зари.
13-й день – Ситлаликуэ – Владыка в одежде из звезд.
Названия дней и их значения в 20-дневном периоде следующие:
1-й день. Сипактли (Крокодил).
2-й день. Ээкатль (Ветер).
3-й день. Калли (Дом).
4-й день. Куэцпалин (Ящерица).
5-й день. Коатль (Змея).
6-й день. Микистли (Череп).
7-й день. Масатль (Олень).
8-й день. Точтли (Кролик).
9-й день. Атль (Вода).
10-й день. Ицкинтли (Собака).
11-й день. Осоматли (Обезьяна).
12-й день. Малиналли (Трава).
13-й день. Акатль (Тростник).
14-й день. Оцелотль (Ягуар).
15-й день. Каутли (Орёл).
16-й день. Коскакаутли (Стервятник).
17-й день. Олин (Движение).
18-й день. Текпатль (Кремень).
19-й день. Киауитль (Дождь).
20-й день. Шочитль (Цветок).
В результате применения такой «сдвоенной» системы, название каждого из дней стало состоять из двух имён, «доставшихся» этому дню от одновременно «крутящихся» двух циклов, 13-дневного и 20-дневного.
Из этого следует, что каждый из 260 дней года тональпоуалли имел своё уникальное наименование. Когда цикл завершался, начиналась новая 260-дневка, в которой последовательность имён каждого дня повторялась заново.
Если вышеизложенное кажется вам чересчур уж мудрёным, то давайте вспомним, что, когда мы говорим «пятница, тринадцатое», или «понедельник, двадцать пятое», мы тоже фактически исходим из двух независимых циклов, 7-дневной недели и 30- (или 31-,28-, 29-) -дневного месяца.
Итак, у ацтеков существовал 260-дневный религиозный календарь, состоявший из комбинации 13-дневного и 20-дневного повторяющихся периодов. Также у ацтеков существовал и «нормальный» 365-дневный гражданский и сельскохозяйственный календарь, состоявший из восемнадцати 20-дневных периодов плюс 5 добавочных дней.
Следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, каждый из дней в «гражданской» 20-дневке назывался аналогично дням в 20-дневке «религиозной» («крокодил», «ветер», «дом», и так далее), пять добавочных дней оставались безымянными. Во-вторых, каждый 20-дневный период в «гражданском» календаре имеет собственное название, и, таким образом, оказывается очень близок к нашему понятию «месяц».
Ацтеки «синхронизировали» свои календари, 260-дневный тональпоуалли и 365-дневный шиупоуалли, связав их в 52-летний календарный цикл «шиумольпилли».
Действительно, 52 х 365 = 18 980 дней, что составляет в точности 73 цикла по 260 дней (73 х 260 = 18 980).
Несложно догадаться, что окончание каждого такого цикла шиумольпилли должно было иметь для ацтеков очень важное значение. Миссионер Бернардино де Саагун в своем труде оставил описание празднования знаменательного события завершения 52-летнего цикла и начала нового. Выглядело это так:
«Все огни повсеместно тушились, все статуи богов, которые стояли в домах, сбрасывались в воду, зернотёрками и очагами переставали пользоваться, и всё выбрасывалось из домов. Когда наступала ночь последнего дня 52-летнего цикла, демоны (цицимиме) спускались на землю, чтобы сожрать людей. Все жители покидали свои дома и забирались на крыши, дети одевали маски из листьев магея, женщины сидели в зернохранилищах, и никто не смыкал глаз.
Как только наступала ночь, жрецы Теночтитлана начинали свою процессию, одетые в костюмы богов. Они шли к горе Уишачтекатль и взбирались на неё. А в полночь, когда Плеяды проходили через зенит, это означало начало нового цикла. Жрец огня из Кополько помещал на грудь человеку, которого должны были принести в жертву, палку для розжига огня (эту палку терли между ладоней, чтобы создать тепло и зажечь огонь) и работал ею до получения пламени. Затем он быстро вскрывал жертве грудную клетку, вырывал его сердце и бросал его в огонь, который также быстро поглощал и тело пленника.
Когда огонь становился виден всем жителям из городов внизу, люди совершали самопожертвование, прокалывая свои уши и разбрызгивая кровь в сторону нового огня. Жрецы огня зажигали первый факел от огня, пылавшего в груди принесённого в жертву пленника, относили его в Великий Храм и помещали его в очаге Храма Уицилопочтли. Бегуны несли пламя, разнося его по всем городам, где в первую очередь огонь приносили в храм и дома жрецов, а затем доставляли по районам (кальпулли), откуда его распространяли по всем окрестностям и домам. До восхода солнца совершали подношения фимиамом и ели лепёшки из семян амаранта, а затем все постились с первых лучей солнца и до полудня, когда уже много пленников было принесено в жертву.»
Интересны также воззрения ацтеков на историю сотворения мира. Согласно ацтекской космологии, нынешний мир не был первым. Ацтеки верили, что мир создавался и разрушался 4 раза в течение 2028 лет. Первым миром был Мир Оцелота (ягуара), которым правил Тескатлипока. Землю населяли гиганты, но их пожрали ягуары. Следующим миром был Мир Ветра, которым правил Кецалькоатль, но этот мир был уничтожен ураганами, а все люди превратились в обезьян. Третьим был Мир Дождя, управляемый Тлалоком, этот мир был уничтожен огненным дождем, а люди превратились в индюков. Четвертым был Мир Воды, им правила Чальчиуатликуэ, и он погиб в результате потопа. Нынешний мир – Мир Землетрясения.
Возвращаясь снова к календарю, следует сделать ещё несколько уточнений.
Во-первых, фактически следует говорить о том, что каждому из 18 980 дней 52-летнего цикла соответствовало своё уникальное наименование, состоявшее из четырёх имён: имя дня из 13-дневки религиозного календаря, имя дня из 20-дневки религиозного календаря, название «месяца» по гражданскому календарю, и название дня по гражданскому календарю на основе имён дней в 20-дневке. («безымянные» дни гражданского календаря имели в религиозном тональпоуалли свои полагающиеся названия, так как религиозный календарь никаких добавочных дней не использовал, – в нём по завершении одного 260-дневного периода сразу начинался следующий).
Во-вторых, порядковой нумерации лет у ацтеков, судя по всему, не было. Годы именовались по названию своего то ли первого, то ли последнего дня.
В-третьих, кроме основных циклов (большой 52-летний цикл, 365-дневный шиупоуалли, 260-дневный тональпоуалли, 20-дневный, 13-дневный), существовали, похоже, и иные циклы, менее значимые, но также встроенные в календарь (упоминают, в частности, о 9-дневном цикле).
Большой вопрос возникает в связи с тем, каким образом ацтеки учитывали накапливавшуюся разницу между своим гражданским 365-дневным календарём и реальной продолжительностью года, которую они неминуемо должны были обнаружить, так как «калибровали» год при помощи наблюдения за созвездием Плеяд. Точных данных о том, как именно ацтеки устанавливали дополнительные високосные дни, не существует.
Надо, однако, понимать очень чётко одну вещь, которая точно не понравится тем, кто пытается искать у древних народов некую особую мудрость и прозорливость. Для того, чтобы у ацтекских жрецов мог «сойтись» 52-летний цикл, они должны были неминуемо иногда «подправлять» дни. Посудите сами: религиозный 260-дневный цикл не предполагал наличия високосных дней в принципе, 365-дневный же цикл нуждался в обязательной «калибровке» (согласно астрономическим наблюдениям и реальным сезонам), а поэтому, как бы жрецы ни хотели этого избежать, но время от времени они должны были, что называется, «идти на сделку с совестью», и подгонять даты в своём религиозном календаре (иначе циклы никогда бы не совпали). Наиболее подходящими днями для такой «подгонки» могут представляться как раз торжества по случаю начала нового 52-летнего цикла. В такой знаменательный праздник добавить накопившиеся 13 дней (и обосновать, почему это необходимо) не стоило бы для жрецов слишком уж большого труда. Впрочем, как было на самом деле, мы доподлинно не знаем, но можете быть уверены, что, без «жульничества» при подсчёте, обойтись в такой ситуации невозможно.
Очень интересной темой является возможность существования у ацтеков и других коренных народов Америки иной, отличной от европейской, философии времени. Действительно, мы привыкли рассматривать время, как линейный процесс (движение от прошлого через настоящее в будущее), в то время, как некоторые исследователи предполагают, что индейцы воспринимали время циклично.
Однако, если хорошенько разобраться в «европейском» восприятии времени, то мы легко обнаружим, что как 7-дневные недельные циклы, так и природные циклы, прекрасно уживаются в нашем сознании с предполагаемой общей линейностью времени. Индейцам, в свою очередь, также не было совсем уж незнакомо линейное восприятие времени, и, хотя у них и отсутствовал порядковый счёт лет, тем не менее ацтеки присваивали каждому году своё имя, а также придерживались версии поэтапного сотворения и гибели мира, что может говорить о наличии у них видения истории, как линейного процесса. Весьма вероятно, что имеет место в принципе двойственное восприятие времени людьми — как линейного, и, одновременно, как циклического процесса, с поправкой на индивидуальные особенности народов и культур.
© 2023
#время #календарь #хронология #пространствавремени #книги #литература #история #наука #техника #искусство #культура #вселенная #time #calendar #chronology #spacesoftime #books #science #technology #culture #universe #календарьацтеков #майя #инки #ацтеки
Ссылки:
https://en.wikipedia.org/wiki/Mesoamerican_calendars
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ацтекский_календарь
https://old.bigenc.ru/world_history/text/1843048
Литература:
Вайян Дж. История ацтеков. 1949.
Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (ацтеков) и инков. 2013.
Хассиг Р. Время, история и религия у ацтеков и в колониальной Мексике. 2001.
Саагун Бернардино. Общая история о делах Новой Испании. 2013
Bricker, Harvey M., Victoria R. Bricker. Correlation of Calendars. 2001.
Caso, Alfonso. Calendrical Systems of Central Mexico. 1971.
Coe, Michael D. The Maya. Ancient peoples and places series. 1987.
Edmonson, Munro S. The Book of the Year: Middle American Calendrical Systems. 1988.
Hassig, Ross. Time, History, and Belief in Aztec and Colonial Mexico. 2001
John S. Justeson, Terrence Kaufman. "Mesoamerican Calendars". 2001.
Kettunen, Harri; Christophe Helmke. Introduction to Maya Hieroglyphs. 2005.
Marcus, Joyce. Mesoamerican Writing Systems: Propaganda, Myth, and History in Four Ancient Civilizations.1992.
Milbrath, Susan. Calendar Wheels. 2001.
Miles, Susanna W. An Analysis of the Modern Middle American Calendars: A Study in Conservation. 1952.
Miller, Mary; Karl Taube. The Gods and Symbols of Ancient Mexico and the Maya: An Illustrated Dictionary of Mesoamerican Religion. 1993.
Tedlock, Barbara. Time and the Highland Maya. 1992.