Позавчера президент поставил новую задачу перед отечественной наукой и отечественными учёными.
России предстоит за короткий срок создать свои критически важные разработки, чтобы обеспечить технологический суверенитет страны, заявил президент РФ Владимир Путин.
"За короткий срок России предстоит создать или вывести на новый уровень собственные критически важные технологии в микроэлектронике, IT-промышленности, транспорте, в разработке лекарств и новых материалов, в других важнейших для страны направлениях", - сказал Путин в ходе вручения премий в области науки и инноваций молодым ученым за 2022 год.
Глава государства пояснил, что это нужно, "чтобы обеспечить технологический суверенитет, независимость в производстве любой критически важной для нас продукции".
Лет 80 назад в нашей стране, но в другом государстве другой руководитель, И. Сталин, поставил схожую задачу перед нашими учёными по созданию в противовес американцам своего атомного оружия и ракетной техники.
Решать поставленную задачу должны были конкретные учёные, бывшие известными своими конкретными достижениями в соответствующей отрасли: в атомной области, в ракетостроении…
Административно возглавить работы, курировать их, обеспечивать всем нужным исследования должен был конкретный человек, не раз проверенный в деле – Лаврентий Берия. Он возглавил Специальный комитет, созданный для руководства всеми работами по использованию атомной энергии. В тот комитет вошли такие «зубры», представляющие государственную власть, науку, промышленность, как Г. Маленков, Н. Вознесенский, Б. Ванников, А. Завенягин, И. Курчатов, П. Л. Капица, В. Махнёв, М. Первухин.
По всей огромной стране сразу же, без раскачки, без дополнительных заседаний было начато создание научно-исследовательских центров, лабораторий, промышленной базы, полигонов…
Результаты общеизвестны. Через 4 года после окончания Второй мировой войны в СССР была создана и испытана советская атомная бомба.
Ещё через 8 лет после этого в космос был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
Вслед за ним через неполных 4 года в космос полетел первый в мире космонавт, наш Юрий Гагарин.
Позже мы узнали, что этот полёт и все последующие стали возможны, благодаря нашим учёным, конструкторам, входившим в Совет главных конструкторов под руководством Сергея Королёва. В первый состав этого важнейшего органа вошли шесть человек: Сергей Королев, Валентин Глушко, Владимир Бармин, Михаил Рязанский, Николай Пилюгин и Виктор Кузнецов. Каждый из них отвечал за определенное направление работ.
С ними вплотную работал выдающийся учёный Мстислав Келдыш.
Все они своим главным в жизни делом начинали заниматься ещё в 30-е годы. И оставались верным ему всю свою жизнь.
СтОит ли после этого удивляться успехам нашей космонавтики, ядерной энергетики тех лет.
А теперь вспомним произошедшее в 90-е и последующие годы в нашей стране, но уже в ином государстве. Каждый из читателей может вспомнить, перечислить уничтоженные НИИ, заводы, КБ, научные школы…
Теперь жизнь заставляет «обеспечить технологический суверенитет страны». Иначе самой страны не будет.
Но у таких, как я, реалистов с пессимистическим уклоном, возникает вопрос: кто будет заниматься этим, организовывать и создавать научную, промышленную базу для того суверенитета?
Главным действующим лицом в исполнении озвученного, как я понимаю, по его должности станет министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
Поинтересовался в инете, какими научными достижениями, какими наработками известен этот «государственный и политический деятель», как его представляет инет. Там узнал, что он - «учёный-юрист», в доминистерском прошлом - «ректор Тюменского государственного университета».
Без комментариев.
Имени нынешнего главы Академии наук, до момента написания статьи, каюсь, не знал. У нас же нынче СМИ больше трубят о «звездулях» сцены и экрана, о том, кто с кем, или сколько получает за своё «высокое» творчество.
Узнал. Оказывается, Геннадий Красников — учёный, «работающий на стыке физики и электроники».
Об успехах отечественных учёных и их Академии со времён Жореса Алфёрова тоже не слышал.
Не слышу и о массовом стремлении молодёжи идти в науку, как бывало в прошлом государстве. Лишь иногда узнаём о выдающихся энтузиастах-одиночках.
Поневоле на память приходят слова руководителя того, прежнего государства, сказанные без малого 100 лет назад, в 1931 году:
«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
О результатах сделанного после этих слов грамотные, объективные, непредвзятые читатели знают и сами.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.