Найти тему
Марина Артемьева

ЖЕНЩИНЫ В ДЖАЗЕ вып.9

КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО и Ленинградский джаз-оркестр, 1940-1945

К.Шульженко, из открытых источников
К.Шульженко, из открытых источников

Дорогие друзья! Многие из вас, любителей джаза, слышали знаменитые Синий платочек, Давай закурим, Однополчане, которые впервые исполнила и сделала любимыми песнями на долгие годы гордость советской эстрады Клавдия Ивановна Шульженко (1906-1984).

Я большая поклонница творчества незабвенной фронтовой звезды, записала песню Давай закурим в аранжировке Виктора Бараксанова. Спасибо большое всем за внимание и поддержку.

А многие ли из вас знают, что еще до войны и в первые ее годы Шульженко и ее муж Владимир Коралли руководили джаз-оркестром?..

Обаятельный одесский конферансье-куплетист В.Коралли (настоящая фамилия Кемпер, 1906–1995) завоевал сердце молодой актрисы и певицы в Ленинграде, приехав туда в начале тридцатых годов. Она влюбилась с первого взгляда и немедленно согласилась стать его женой.

К.Шульженко и В.Коралли. Из открытых источников
К.Шульженко и В.Коралли. Из открытых источников

Супруги обожали джаз и через какое-то время создали джаз-оркестр под собственным управлением, который очень быстро обрел популярность. Инструментальную группу оркестра возглавил Алексей Семенов, в ее состав в то время входили, тут хочется вспомнить всех поименно, потому что со временем забываются имена всех, кто создавал прекрасную музыку: трубачи К. Белов и С. Рыбаков, тромбонисты Ю. Подгаецкий, М. Гаврилов, саксофонисты В. Кузнецов, К. Монакин, Б. Гаврилов, Э. Жавнис, Н. Тимофеев, скрипачи С. Чапкевич, А. Шибанов, пианист Л. Фишман, аккордеонист Л. Беженцев, контрабасист В. Орлов и барабанщик В. Иванов.

К.Шульженко с Ленинградским джаз-оркестром. Из открытых источников
К.Шульженко с Ленинградским джаз-оркестром. Из открытых источников

Но началась война…

Коллектив поменял название на Ленинградский фронтовой джаз-ансамбль и отправился в долгие гастроли по передовой Ленинградского фронта, госпиталям и палаткам, заводам и железнодорожным платформам блокадного города.

К.Шульженко в центре. Из открытых источников
К.Шульженко в центре. Из открытых источников

Шульженко пела лирические песни, которые как нельзя лучше поддерживали боевой дух солдат на линии фронта и раненых в госпиталях - Мама, Записка, Руки, О любви не говори, Челита...

А Синий платочек, который написан польским композитором Ежи Петербургским и появился в репертуаре певицы в конце 1941 года, стал ее визитной карточкой и символом военного времени. Он звучал везде, по всей живущей суровой жизнью стране. Только за первый год войны джаз-ансамбль дал около 500 концертов! В 1942 был снят фильм Концерт – фронту, где Шульженко исполняла Платочек.

С 1943 года Клавдия Ивановна стала артисткой Москонцерта, но с Фронтовым джаз-ансамблем гастролировала на протяжении всей войны. Коллектив просуществовал до Победы в 1945 году.

Через десять лет супруги расстались, но навсегда сохранились песни из того времени, которые мы любим. Нередко кто-то из уже современных джазменов пишет свои интерпретации знаменитого Синего платочка или Возьми гитару, аранжировки, в которых уже мало что осталось от первозданных шлягеров, но такова жизнь – новые люди, новые инструменты, новые звуки…

#клавдияшульженко #владимиркоралли #ленинградскийджазоркестр #давайзакурим #синийплаточек #шульженкоиджаз #джазвссср #джазовыеинтерпретации #старыепеснивджазе #викторбараксанов #маринаартемьева