Конкретные решения об охоте и регулировании численности волко-собачьих гибридов, которых в январе разрешили убивать депутаты Алтайского Заксобрания, будет принято, когда завершится их учет, сообщил на пресс-конференции начальник управления охотничьего хозяйства региона Максим Катернюк. По словам чиновника, сейчас у него нет представления о возможной численности волкособов. При этом он подчеркнул, что эти гибриды точно обитают на Алтае – это показало исследование проб, взятых у добытых в регионе животных. Впрочем, это неудивительно - собачья примесь присутствует в геноме многих популяций волков, поскольку подвиды генетически почти идентичны и дают плодовитое потомство.
9 февраля правительство Алтайского края провело пресс-конференцию с начальником регионального управления охотничьего хозяйства Максимом Катернюком. ИА «Банкфакс» спрашивал чиновника о волкособах. Отвечая на вопрос агентства о том, будут ли подлежать отстрелу все гибриды, обитающие на территории охотничьих хозяйств, Катернюк заявил, что решение будет приниматься управлением по итогам зимнего маршрутного учета. Только тогда станет известно, сколько вообще волкособов в регионе. «Учет сейчас идет. Решения по охоте и регулированию численности будут приниматься только на основании учета. Он будет проводиться до 1 апреля. Я не исключаю, что эти гибриды будут только в отдельных районах», - допустил Катернюк.
Он подчеркнул, что волкособы, несомненно, обитают на Алтае. Это показало исследование проб, взятых у добытых в регионе животных. «Естественно, мы изучали этот вопрос раньше. Федеральный центр развития охотничьего хозяйства уже на протяжении пяти лет проводил исследования по всей стране и в том числе на территории Алтайского края. Мы предоставляли биоматериалы для подготовки монографии, которая вышла в прошлом году по гибридам. Институт общей генетики им Вавилова доказал, что из 100 проб от волка, которые мы предоставили в 2020-2021 годах, 25 % составляли волко-собачьи гибриды, и по одной особи показало, что это чистая собака. Хотя его добыли как волка и он был волком по всем признакам. Именно поэтому родился этот закон», - заявил начальник управления охотхозяйства, имея в виду разрешение АКЗС на отстрел гибридов.
Отметим, что собачья примесь у волков встречается очень часто, поскольку ученые даже не считают их отдельными видами - собаку называют подвидом волка. К примеру, по итогам исследования в Беларуси было выявлено, что у местных волков высока примесь собачьих генов, писал «Спутник Беларусь». Эксперты считают, что примесь стала активно распространяться из-за попыток сократить численность волка - таким образом животное пытается восстановить популяцию. «Волк быстро отвечает на попытки регулирования, так и появляются гибриды с собакой. Нам может казаться, что это волк. А это, возможно, результат того, что человек когда-то, не разобравшись, отстрелил слишком много особей», - приводит издание слова эксперта организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Максима Немчинова.
Среди других вопросов, заданных на пресс-конференции, был касающийся нехватки государственных охотничьих инспекторов. По словам Катернюка, эта проблема стоит остро. «Государственных охотничьих инспекторов, конечно же, не достаточно. У нас сейчас 36 межрайонных инспекторов. За каждым закреплено порядка трех районов. Норма намного меньше, но с учетом сложностей с финансированием на федеральном уровне нам приходится пока такими силами справляться», - сообщил спикер.
Как уже сообщалось ранее, закон, относящий к охотничьим ресурсам волко-собачьих гибридов, приняли в Алтайском крае в январе со скандалом. Депутаты АКЗС не скрывали в ходе обсуждения, что он может «помогать» в истреблении всех безнадзорных псов. Эксперты же затрудняются с определением гибридов «на глаз», поскольку нередко особь, фенотипически относимая к одному подвиду генетически оказывается ближе к другому - об этом, в частности, говорится в материале «Спутник Беларусь», и о том же сказал сам Катернюк.
До принятия закона профессор кафедры зоологии и физиологии Института биологии и биотехнологии АлтГУ, доктор биологических наук Сергей Снигирев говорил ИА «Банкфакс», что по его предположению, волкособов в регионе «ничтожное число». В Алтайском крае, по его мнению, у волков «нет необходимости гибридизироваться» с собаками, потому что у этих хищников все в порядке с популяцией – «кормовая база достаточная, поголовье есть». А гибридизация происходит, когда популяция разрушается.
Также Снигирев указал, что волкособы наносят гораздо меньший ущерб охотничьим ресурсам, чем обычные бродячие собаки. «Основной ущерб, и немалый, наряду с волками наносят бродячие собаки. Поэтому вторым пунктом я предложил отнести к охотничьим ресурсам домашних собак кроме охотничьих пород, находящихся в границах охотничьих угодий. Ведь собака может потеряться, далеко отойти от владельца. А бродячие собаки должны уничтожаться. За рубежом так делают, потому что это экологическое излишество. Они наносят ущерб: зайчат и косулят давят. Я предложил, они - законодатели: «Ой, не надо. Иначе об этом прослышат зоозащитники. Будет скандал». Везде лезут зоозащитники. Понятно, почему они лезут. Потому что рынок зооуслуг – миллиарды долларов», - уверен представитель АлтГУ. Некоторые депутаты в обсуждении не скрывали, что конечной целью инициативы может быть отстрел собак - известно, что органы власти не справляются с возложенными полномочиями по обращению с бродячими животными, и возможно, инициатива родилась, чтобы вовсе снять с них это бремя.