Найти в Дзене
Седые хроники времён

Последняя битва "грозы" морей: Чем всё обернулось для самого крупного и мощного парусника в мире

Оглавление

В XVIII веке Испания утратила военное могущество. Попыткой сохранить его было строительство мощного корабля, который мог бы уничтожать другие, дал перевес в морских сражениях. Для этого требовались огромные средства, а ещё – новые технологии. В результате удалось построить корабль, не имевший аналогов ни до, ни после. У него было невероятно большое преимущество в море, но всего один недостаток привел к необратимым последствиям.

«Сантисима Тринидад»
«Сантисима Тринидад»

Что требовалось для создания «грозы» морей

Раньше мощь корабля измерялась разными параметрами: количеством пушек наряду с длиной древесного ствола, схемой расположения силовых элементов и др. Лучшими считались суда 1-го ранга, но для морских сражений подходили и разновидности 2-го, а также 3-го ранга. Постепенно совершенствовалась конструкция, увеличивалось количество пушек. На кораблях 1-го ранга насчитывалось до сотни орудий и даже больше.

Чтобы получить преимущество в море, испанцы решили разработать новый проект. Согласно ему, корабль должен иметь совершенно другие параметры. Судно получило название «Сантисима Тринидад» или «Богоматерь Святой Троицы».

Строительство длилось 2 года. На должность кораблестроителя для разработки проекта был приглашен Матео Муллан. Его сын руководил строительными работами.

Итогом стал корабль с невероятными для тех времен параметрами:

  • водоизмещение – 4950 т;
  • количество пушек в первоначальном варианте – 112, но в 1770 г. выяснилось, что было установлено 116 орудий, а в некоторых источниках упоминается другое количество – 120 (с учетом вертлюжных пушек малого калибра), 136, 140 и даже 144 (результат конструкционных доработок в 1799 г.);
  • 3 палубы, но была добавлена четвертая, это также стало результатом изменений, внесенных в конструкцию;
  • длина – 61,3 м;
  • ширина – 16,2 м;
  • глубина посадки – 6 м.
Артиллерия XVIII в.
Артиллерия XVIII в.

Главной особенностью являлось огромное количество пушек, но следует отметить ещё и материалы. Для палубы использовалось красное дерево. Мачты и реи были сделаны из мексиканской сосны. Её главное преимущество – смолистость, что позволило повысить влагостойкость, увеличить срок службы этих частей корабля. Толщина обшивки палубы настолько большая, что могла выдержать артиллерийский огонь, составила 60 см.

Конец эпохи «грозы» морей

Огромной мощи корабля было недостаточно, чтобы побеждать в морских сражениях. Требовалось выполнение и других условий: увеличение маневренности, способности развивать большую скорость. Но заставить самый крупный корабль двигаться быстрее оказалось не так просто.

«Сантисима Тринидад» была неповоротлива. При отсутствии ветра ситуация усугублялась – корабль становился трудно управляемым. Причем такие недостатки проявились ещё до установки на борт вооружения, потом проблемы в эксплуатации судна увеличились.

«Сантисима Тринидад» после перестройки
«Сантисима Тринидад» после перестройки

Из-за особенностей конструкции корабль получил несколько унизительных прозвищ: «задумчивый», «тяжеловес». На воду он был спущен в 1769 г., одна из целей – возможность возрождения военно-морского могущества Испании. Конечно, он сразу стал флагманом флота. В полной мере корабль проявил себя во время противостояния Испании и Франции с Великобританией.

«Грозу» морей было нецелесообразно часто выводить в море из-за огромных размеров и сложностей управления, но наиболее крупные цели флагман поражал с легкостью. Так случилось и в 1780 г., когда адмирал дон Луис де Кордоба вывел эскадру из 32 кораблей.

Целью стал британский конвой из 60 судов. «Сантисима Тринидад» способствовала захвату 55 кораблей. Ещё один выход в море произошел двумя годами позднее – во время морских сражений в районе Гибралтара.

В 1790 г. был создан более совершенный корабль – французский «Коммерс де Марсель». Он превосходил «Богоматерь Святой Троицы» по длине и водоизмещению. Это было маневренное быстроходное судно с 118 орудиями на борту. Но в 1795 году началась перестройка «Сантисимы Тринидад», корабль снова превзошел все ожидания – он опять стал единственным в своем роде благодаря появлению четвертой палубы.

Последний выход в море для «грозы» случился в 1805 г. Тогда корабль участвовал в Трафальгарском бою, но ряд недостатков конструкции сыграли злую шутку с «легендой». Когда ветер ослаб – флагманом стало сложно управлять, он кое как мог идти только по прямой, с маневрированием возникли большие сложности.

В результате он был обстрелян, что привело к утрате мачты и возможности управления с помощью руля, после чего судно стало полностью неуправляемым. Тогда корабль сдался противнику и был взят им на буксир в качестве ценного трофея-символа, но из-за испортившейся погоды неуправляемая махина стала угрожать катастрофой для других. Пришлось «легенду» затопить.

На этом завершилась эпоха великого корабля, который долгое время считался самым крупным и мощным.