Найти в Дзене
Мужская версия

Роль отца в воспитании. Рассказ папы.

Все отцы учат детей чему-то. И все это делают по-разному. Как-то сразу вышло, что я сыну многое объясняю, ухожу иногда от темы разговора в законы физики или куда там еще придется. Важно уметь ответить на той же волне, что находится ребенок: иногда серьезно, иногда с юмором. И всегда на уровне его знаний. Детские вопросы помогают держать мозг в тонусе, и мне это нравится. И я был такой весь преисполнен отцовской Миссии Учителя, пока сын не вырубил меня прямым вопросом в свои 5,5 лет: — Папа, почему ты меня всё время учишь? — Дык… это.. Хм.. Ну… Потому что я папа! Я понимаю, что выглядел, возможно, неубедительно из-за легкой заминки. Хотя для ребенка это нормальный вполне ответ, такой системообразующий, очерчивающий взаимный статус в нашей маленькой стае. То есть папа — он не только с тобой играет или заставляет убирать постель, он еще всё время показывает и рассказывает, как этот мир устроен. У нас есть и просто беготня, подвижные игры, бездумное дурачество. Есть явное и взаимное выраже

Все отцы учат детей чему-то. И все это делают по-разному. Как-то сразу вышло, что я сыну многое объясняю, ухожу иногда от темы разговора в законы физики или куда там еще придется. Важно уметь ответить на той же волне, что находится ребенок: иногда серьезно, иногда с юмором. И всегда на уровне его знаний. Детские вопросы помогают держать мозг в тонусе, и мне это нравится.

И я был такой весь преисполнен отцовской Миссии Учителя, пока сын не вырубил меня прямым вопросом в свои 5,5 лет:

— Папа, почему ты меня всё время учишь?

— Дык… это.. Хм.. Ну… Потому что я папа!

Я понимаю, что выглядел, возможно, неубедительно из-за легкой заминки. Хотя для ребенка это нормальный вполне ответ, такой системообразующий, очерчивающий взаимный статус в нашей маленькой стае. То есть папа — он не только с тобой играет или заставляет убирать постель, он еще всё время показывает и рассказывает, как этот мир устроен.

У нас есть и просто беготня, подвижные игры, бездумное дурачество. Есть явное и взаимное выражение любви. Но, во-первых, ребенок для себя отметил мою роль учителя. Во-вторых, ему не всегда эта роль комфортна, такое тоже возможно.

Но я для себя понял тогда, что мне предстоит еще много осмыслить в понимании своей отцовской роли. Откуда ноги растут в таком моем представлении? Полезно ли, продуктивно ли это для сына? Что я упускаю, если концентрируюсь в воспитании на функциях обучения и передачи навыков?

Сейчас, через 9 лет, я знаю, что важнейшей моей задачей в том его возрасте было установление прочной связи, формирование доверия. Думаю, оно случилось: он задает очень много вопросов. То есть я не даю ответы, когда их не просят, но теперь он сам активно спрашивает, проявляет инициативу в своем познании.

И вот, чего многие совсем молодые отцы не понимают. Для взрослого мужчины наступает этап, когда ему важна роль наставника и учителя. С кем, как не с собственными детьми ее реализовать? А дети в этом нуждаются и часто ждут от отцов не строгости или приказов, а совета, участия, поддержки.

Надо помнить, что ребенок проживает свою жизнь впервые, и большинства вещей просто не знает. Взрослым все бытовые знания кажутся естественными, общеизвестными. Но нет, ребенок не тупой и не ленивый, он просто не знает. Вот как в примере с сосисками. Спокойно и терпеливо надо объяснять.

И научиться получать от этого удовольствие.

Автор: Илья Шамин. Источник: "Детский вопрос про отцовскую роль".

* * * * * * * *

Подписывайтесь, если было интересно!