Увольнение Зельфиры Трегуловой из Третьяковской галереи - важное событие в отечественной культурной жизни. Главный скандал вокруг бывшего гендиректора помнят до сих пор.
9 февраля стало известно, что с генеральным директором Государственной Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой не продлён контракт, срок действия которого истёк. С этого момента главой "Третьяковки" является Елена Проничева.
Отстранение Трегуловой от должности гендиректора важнейшего музейного объекта России - значимое событие в деле очищения отечественной культурной сферы от господства либералов. Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковскую галерею с 2015 года - и этот период стал временем скандалов, связанных с антипатриотическим характером продвигаемой в учреждении "культуры".
Наиболее громким и возмутительным случаем антирусской деятельности Трегуловой стала демонстрация в "Третьяковке" картины, открыто прославляющей чеченских боевиков. В 2020 году состоялась выставка "Поколение XXI", одним из экспонатов которой стало полотно художника Алексея Каллимы "Между случайностью и необходимостью", на которой в романтизированном "рыцарском" ореоле изображались террористы-ваххабиты. При этом сам автор открыто называл персонажей собственной картины "героями".
Возмущённую реакцию общественности на оскорбление памяти русских людей, солдат и мирных жителей, погибших на Северном Кавказе от рук террористов-"рыцарей", выразил учредитель Царьграда Константин Малофеев:
Это разжигание ненависти. Это экстремизм. И то, что сейчас происходит в Третьяковке, - это попытка героизации терроризма и прямых врагов России.
Несколько дней Трегулова отказывалась давать объяснения и комментарии. Наконец, ответ последовал - но его вряд ли можно было назвать вразумительным. Гендиректор Третьяковской галереи нашла предельно политкорректное определение для совершённого в стенах её учреждения глумления над русским народом.
Она назвала это "чересчур вольной трактовкой чувствительной для общества темы", произнесла невнятные тезисы о недопустимости романтизации терроризма и закончила тезисом в духе "я ни в чём не виновата":
Ни одна из структур, в том числе государственная, не бывает стопроцентно защищена от ошибок и провокаций, что, разумеется, вызывает наше сожаление.
Подобная позиция, которая не несла в себе ни извинения за допущенную грубейшую ошибку, ни чёткого осуждения любого, в том числе художественного, оправдания врагов России, не могла быть признана приемлемой. Об этом прямо заявил Константин Малофеев.
Это близко не похоже на извинения. Мы хотели, чтобы в Третьяковке осознали: то, что они сделали, - это оправдание терроризма. Это невозможная мерзость. […] Ничего этого мы не услышали.
По инициативе Малофеева в прокуратуру Москвы было подано заявление о проверке действий администрации "Третьяковки" на экстремизм и оправдание терроризма. Однако эти обращения в 2020 году не имели процессуальных последствий.
Остаётся надеяться, что в 2023 году процесс возвращения отечественной культуры в патриотическое русло станет необратимым. А смена руководства Государственной Третьяковской галереи - лишь один из первых практических шагов на этом пути.