В борцовском поединке, для которого кожу приходилось натирать мазью из масла и воска, называемой церомой, которая делала кожу эластичной, а затем слоем пыли, не позволявшей соперникам выскользнуть из рук , только конкуренты были допущены к участию. Бои происходили в палестрах центрального корпуса возле олеотерия и конистерии, куда приходили не только борцы, но и женщины-борцы, чтобы помазаться маслом по правилам поединков.
Таким образом, спортивная борьба была тесно связана с баней, которая следовала за боем. Баня состояла из трех ступеней. Сначала купальщик, весь в поту, шел в раздевалку — аподитерий — чтобы раздеться, если он не сделал этого раньше. Затем он входил в одну из посудаториев, примыкавших к кальдарию, и еще больше потел от ее жара: это была сухая ванна. Затем он шел в кальдарий, где тоже была высокая температура, и где можно было также подойти к верхней губе и сбрызнуть горячей водой свою блестящую от пота кожу, а затем соскоблить ее скребком. Очистившись таким образом и вытершись, он возвращался, останавливался в тепидариуме, чтобы избежать слишком резких перепадов температуры, и, наконец, бежал во фригидарий, чтобы окунуться в холодную воду бассейна.
Врач и травник времен Нерона - Диоскорид на основе своих исследований представил медицинские аспекты использования растительных эссенций, что явилось большим шагом в ароматерапии. Римляне создали 3 вида косметики: в виде кремов, в жидком и порошкообразном виде, которыми больше всего пользовался Нерон.
Сабина Попеа – жена Нерона была известна тем, что заботилась о своей красоте и каждый день принимала ванны в ослином молоке, после чего ее массировали и смазывали ароматными маслами. Она была предшественницей молочных масок красоты для лица, которые продлевали молодость, не давая коже обвисать. Маски делались на основе молока с добавлением пшеничной муки, меда и свежих листьев различных трав. Она также позаботилась о своем бюсте, укрепив его глиняными, лимонными и уксусными масками.
У богатых было достаточно денег, чтобы заплатить за соскоб, массаж, помазание и парфюмерию. Трималхион вытерся не обыкновенным бельем, а салфетками из тончайшей шерсти, а затем велел трем массажистам вырвать его из рук, завернуть в багряный халат и положить на носилки. Трималхион, должным образом вытертый благодаря заботливому обращению специалистов и несённый на плечах своих людей, вернулся прямо домой, где его ждал обед.
Римские бани были очень популярны на протяжении более шестисот лет, завоевав невиданную за всю историю человечества популярность. Один автор писал, что «бани олицетворяли идеальное времяпрепровождение римлян». Рисунки на римских вазах изображают сцены под открытым небом, известные как лутрон, изображающие мужчин и женщин (в отдельных комнатах), принимающих душ, стирающих белье, растирающих друг друга, соскребающих кожу стригилами и умащающих себя маслами.
Второе столетие христианства укоренилось достаточно сильно, чтобы повлиять на взгляды все большего числа населения. Хотя смиренные и бедные представлены в большом количестве. Это проникновение в общество разрушает социальные, этнические и культурные барьеры не силой, а братством. Христиане ведут такую же жизнь, что и их современники, хотя реже посещают термальные источники и не пользуются услугами массажистов. Они заводят все больше и больше контактов, всегда готовы сделать одолжение и пожертвовать собой, занимаясь только той деятельностью, которая соответствует их вере. Они вступают в брак с единоверцами, чтобы объединиться в одной заботе о моральной строгости и взаимной верности.
Во время правления Марка Аврелия христианская церковь простирается от Германии до Месопотамии (ныне Ирак), достигая африканских берегов Средиземного моря, где Александрия и Карфаген являются двумя «маяками». В его время Евангелие приобретает последователей среди представителей аристократии. В Карфагене первые обращения произошли в еврейских колониях, пополнившихся беженцами из Иерусалима после победы Тита.
Развлечения – это дело, которое христиане должны решать по совести. Церковь осуждает вечеринки и зрелища по религиозным и моральным причинам и в лучшем случае позволяет верующим участвовать в семейных торжествах, свадьбах или церемониях одевания мужчин, если они не связаны с идолопоклонством.
У физкультуры были свои сторонники и противники, осуждалась полная нагота гимназии, а также чрезмерная забота о теле, растирания и массажи. Говорят, что гимназии и палестры были местами, где «дьявол занимается своими делами».
Смерть Марка Аврелия в 180 году в некотором смысле знаменует собой конец античности, переживавшей в то время свой апогей, а также стала предвестницей приход нового мира.