Найти тему
Заметки мамы-училки

Он такой не потому что плохо воспитан, а потому что у него СДВГ. Как правильнее себя вести: одни наказывают, другие усердно лечат

Я была ещё молодой и неопытной, когда мне в класс перевели мальчика с СДВГ. И что с ним делать, если он вставал с места через 5 минут от начала урока и ходил по классу? Рот его не закрывался, наверное, никогда. Весь класс отвлекал и уроки срывал.

- Таким детям не место в обычной школе! Будем переводить в другую, специализированную, или предлагать надомное обучение, - сразу же сказал директор.

- Не надо! Прошу вас, не надо! - говорила мама этого мальчика в отчаянии, - мой сын нормальный, он может учиться со всеми, он постепенно к этому идёт. Вы просто не хотите в него верить, просто сбагриваете, а помочь ему почему не хотите? Он такой, не потому что плохо воспитан, а потому что у него СДВГ. Пожалуйста, просто поверьте в него и немного помогите справиться с СДВГ!

Последние слова она больше обращала к учителю, то есть ко мне. В то время ещё не было такого понятия, как инклюзия в образовании, я не имела вообще никаких представлений и знаний о том, как обучать в одном классе аутистов, инвалидов, СДВГэшников вместе со всеми остальными детьми. О чем я прямо и сказала маме ребенка.

Мама не отступила. Тут она сделала очень правильную вещь - она протянула мне распечатанные листочки, которые дал ей лечащий врач ребенка специально для меня. Заголовок гласил:

"Ребенок с СДВГ. Рекомендации учителю"

И всё подробно было описано: что такое СДВГ, особенности, симптомы. И самое главное - как вести себя с такими детьми учителю в школе.

Я дала мальчику шанс остаться в нормальной школе. Тем более у него был хорошо развит интеллект, было много пятёрок, хоть и поведение отвратительное. Сама я стала следовать рекомендациям из листочка.

Ребенка посадила на первую парту, постоянно держала его во внимании, чаще спрашивала, задавала вопросы по темам, чтобы у него не было возможности отвернуться, встать, уйти или начать разговаривать с соседями по парте. Выполняла все прочие рекомендации.

И знаете, это помогло. Мне помогло лучше понимать таких детей, помогло классу и самому ребенку.

Для тех родителей, у которых детки с СДВГ, возьмите себе на заметку: не вините учителя за его некомпетентность, а помогите ему, соберите все советы и рекомендации по работе с такими детьми, распечатайте и дайте преподавателю, попросите следовать им.

Мальчика усердно лечили. Я знаю, что он получал медикаментозное лечение, а также посещал занятия психолога.

Фото freepik.com
Фото freepik.com

Вовлечённость родителей, их небезразличие и желание помочь ребенку дало свои плоды через несколько лет. Я выпустила класс с этим мальчиком, а потом видела, что в старших классах он стал спокойнее, собраннее, учился всегда хорошо.

Позже я не раз сталкивалась с детьми с СДВГ в своей практике. Через время ввели инклюзию, это стало нормой, что такие дети посещают обычную школу.

Помню, даже добивалась возможности у руководства школы, чтобы один ученик с СДВГ посещал мои уроки с тьютором-психологом. Ему был нужен контроль очень сильно, без сопровождающего никак. Но со временем мы добились самостоятельного посещения мальчиком уроков, без помощи тьютора.

И были такие родители в моей практике, что вообще не воспринимали эти новомодные диагнозы СДВГ и просто наказывали ребенка за плохое поведение:

"В наше время это лечили ремнем по **пе! В угол ещё ставили! И ничего, нормальными людьми выросли! А сейчас дуют на них, пылинки сдувают, по психологам водят, какими-то таблетками пичкают! Вы что, моего ребенка калекой хотите оставить от этих таблеток? Вы побочки у них читали? Ещё и тьюторов каких-то выдумали, за ручку с ними ходить!"

И я видела, как родители действительно резко и грубо осаждали ребенка, ругали сильно, даже проявляли физическое наказание. Они надеялись, что вышибут из него дурь, что ребенок присмиреет, совершенно не понимая, что делают этим только хуже.

Мальчик с СДВГ, ученик 2 класса, после такого обращения родителей вел себя не лучше, он ещё более становился гиперактивным. Если ребят из предыдущих историй ещё можно было усадить за парту и начать с ними заниматься, рассказывать новую тему, то этого ребенка невозможно. Он сидит исключительно на полу, учиться не хочет, из-под палки и подавно. Он в окружении игрушек и гаджетов. И больше ему ничего не нужно.

Если в предыдущих случаях, лечение и поведение учителей и родителей дало какой-никакой сдвиг в борьбе с СДВГ, то в последнем случае всё только усугубилось ещё сильнее.

Запущенный у вас случай или нет, всё равно старайтесь соблюдать рекомендациям:

  • Не проявляйте агрессию. Если будете кричать, бить, ставить ультиматумы, ребенок станет ещё более гипервозбудимым. Строгость с ребенком с СДВГ, безусловно, необходима, но в ней нужно соблюдать меру.
  • Постоянно занимать ребенка. Эта рекомендация очень помогла мне в свое время. Решил он контрольную раньше всех - я ему задала дополнительно пару задачек на смекалку. Прочитал быстрее всех параграф в учебнике - я ему даю задание нарисовать по теме картинку или плакат, чтобы не отвлекал одноклассников.

Дома тоже можно стараться занимать ребенка, особенно активной деятельностью. Но здесь очень важно не переусердствовать. Ведь если записать ребенка с СДВГ на сто пятьдесят секций и кружков, то он придет уставшим, а усталость у него будет проявляться перевозбуждением нервной системы, станет ещё более гиперактивным и невнимательным.

  • Нужно ставить ограничения и учить следовать плану и режиму. Не стоит позволять делать абсолютно всё, нужны строгие ограничения, которые оговариваются заранее.

Можно составить режим дня в виде плана или списка дел, пусть висит на видном месте, а ребенок отмечает, что сделал за день. У него проснется игровой азартный режим успеть сделать все дела за день. А четкий режим дня для ребенка с СДВГ просто необходим.

  • Не давать больших заданий, а разделить их на мелкие части. Большое, долгое задание он не сделает, оно быстро ему надоест, утомит. А если и сделает, то с кучей ошибок. А вот если поделить одно задание на несколько маленьких, то ребенок будет испытывать удовлетворение от своей работы и уверенность, что справится со всем.
  • Нужно придумать систему поощрений за каждое выполненное задание. Необязательно поощрения должны быть материальными, но ребенку с СДВГ важно чувствовать, что он что-то делает не зря, что от него самого зависит результат, и отвлекаться нельзя, иначе результата не будет.

Как делать домашние задания с ребенком с СДВГ читайте здесь:

Как развивать внимательность, чтобы ребенок не убежал посреди занятия? Записывайтесь на мой интенсив, уроки всего по 10 минут:

Интенсив "Учусь быть внимательным"

Ставьте "нравится".