Третьего дня, гулял я, значит, по простором Дзена и наткнулся на интересную статью одной молодой и подающей надежды девушки-фотографа. В описании профиля - гордо значилось, что она самый звёздный из всех звёздных, обласкана номинациями всевозможных конкурсов, да и вообще страшный профессионал. От себя скажу, что фотографии снимает она весьма неплохо, толк в этом знает: свет, цвет, композиция, все эти загадочные слова для неё не просто слова, в общем она молодец, но... Статья о самой страшной и самой животрепещущей дилеме любого, кто решил вступить на тернистый пусть фотографии - о выборе фототехники.
И легко рубанув с плеча данная прекрасная и умудрённая опытом барышня - предлгает начинать свой путь с "полнокадровой камеры".
Чтобы моему читателю стало понятней, что это такое - давайте устроим небольшой экскурс в историю. Во времена плёночной фотографии размеры чуствительного элемента, регистратора, а проще кусочка фотопластины или фотоплёнки, который ловил на себе падающий свет - неуклонно снижались. Таскать с собой по жизни огромные форматные ящики, заряжаемые здоровенными листами или пластинами было неудобно, тяжело и всячески не прикольно. И тут младший отпрыск фотографии - кинематограф подкидывет прародителю подарок, изобретая формат плёнки в виде перфорирванной плёночной ленты шириной 35мм и начинает производить её в огромных количествах и самых разнообразных исполнениях. Производители фототехники спохватываются достаточно быстро и изобретают "узкий формат" - камеры питающиеся катушками с такой плёнкой и создающие на её поверхности негативы размером 36мм на 24мм. Формат приобретает широчайшую популярность и становится законодателем моды на последующие девяносто лет.
Но в начале 2000-х неуклонный технический прогресс дарит нам очередное чудо - цифровые зеркальные камеры, где свет воспринимают не покрытые эмульсией ленты-плёнки, а ПЗС-матрицы - чуствительные элементы на основе фото-диодов. И вот тут происходит казус. Для удешевления процесса - большинство технологий берётся из старых наработок по плёночным камерам того самого "узкого формата", но сделать чуствительный датчик такого же размера, как кусочек плёнки 36 х 24мм не удаётся из-за дороговизны, технической сложности и несовершенства технологии, матрицы делают меньше плёночного "узкого кадра".
И тут на сцену выходит его величество "кроп" - он же кроп-фактор, что бы понять, как себя будут вести те же самые объективы, крепления к которым были унаследованы от плёночных камер - размаер ПЗС-матриц начинает даваться с учётом его отношения к тому самому кадру на плёнке, это отношение и называется кроп-фактором - условным коэфициентом, отражающий изменение поля зрения объектива при его использовании с кадровым окном уменьшенного размера. Запутанно? Весьма. Но дальше больше, технологии совершенствуются, преодолевают вчерашние пределы и в свет выходят камеры с таким же размером матриц, как тот самый, пресловутый плёночный "узкий кадр" 36 х 24мм. Их кроп-фактор имеет значение 1, т.е. его нет и эти матрицы получают обиходное название -"полнокадровые", как и фотоаппараты, построенные на их основе.
Для таких фотоаппаратов не требуется пресчёт угла охвата для устанавливаемых на него объективов, большой чуствительный элемент меньше нагревается, рассеивая тепло с большей площади и создаёт меньший цифровой шум, исчезает эффект увеличения глубины резкости, вызванный необходимостью отдаляться от объекта съемки для сохранения крупности в кадре. В общем одни плюсы, за исключением одного - цены.
И вот тут мы возвращамся к теме нашего разовора. Большинство "полнокадровой" техники - профессиональные или полу-профессиональные камеры. В любительском классе - продолжают господствовать камеры с кроп-фактором 1,5 или же APS-C. А звездная девушка не останавливается, она настаивает, что нам нужны еще и следующие объективы к нашему уже и так дорогостоящему устройству:
- 28мм f1.8
- 50 мм f1.4
- 85 мм f1.4
Ну и ещё один объектив с переменным - изменяющимся фокусным расстоянием, он же "зум".
Что бы была понятна глубина проблемы, я не буду долго описывать используемую мной математику и статистику, просто по опыту скажу, что для самых бюджетных полнокадровых системных камер со сменными объективами такой комплект обойдётся в 75-90 тысяч рублей, при условии, что мы купили весь комплект б/у и по самым низким ценам.
Я, будучи бедным студентом и обучаясь фотографии, даже помыслить не мог о том, чтоб вкинуть в своё увлечение, даже пускай и не разово - чуть ли не 1500 долларов США.
А что если вы остынете к данному увлечению? Или не хватит свободного времени? Актуальная на сегодня техника со временем обесценится до предела, а купленная новой - обесценится в тот самый момент, когда вы покините магазин с ней в руках.
Те же художественные задачи, но с качеством, достаточным для любителя, решаются без использования дорогих светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием. На первое время - справятся пара зумов или бюджетные аналоги с характеристиками попроще. Камера с меньшей матрицей формата APS-C удовлетворит потребности новичка с лихвой.
И тут приходит понимание - профессионал советует Вам не пропуск в мир творчества, он представляет в вашей шкуре самого себя и набирает себе комплект для работы. Он-то окупает технику, она зарабатывает ему на хлеб, а Вас просто развлекает.
И вот тут я советую слушать не профессионала, а любителя, но опытного и бывалого. Он как и Вы - экономил, выбирал варианты, расставлял приоритеты, берёг семейный бюджет.
Что бы научится фотографировать и получать удовольствие от процесса вам необходимо исользовать эти критерии при выборе фотаппарта:
- Что бы почуствовать процесс, вникнуть и насладится им - Вам нужно отдельное устройство - фотоаппарат. Мобильный телефон надо оставить в кармане, а лучше дома.
- Всегда помните свой бюджет, лучше снимать сегодня на что-то подешевле, чем бесконечно ждать. Фотограф развивается, когда снимает и чем чаще - тем лучше. Технику подороже вы успеете купить всегда.
- У фотоаппарата должен быть ручной режим съёмки и воможость менять любые настройки самостоятльно и как можно более удобно для Вас. Очень плохо, когда для всего подряд надо тыкать на маленький сенсорный экран или лезть в меню.
- Нужно выбрать фотоаппарат с самым большим физическим размером матрицы по отношению к вашему бюджету и при этом всегда держть в уме стоимоть аксесуаров - объктивов, вспышек и.т.п.. Относительно большие матрицы есть и в фотоаппаратах с несменной оптикой, которые сразу "готовы к бою".
- Если вы экспериментатор по жизни - можно взять на себя бремя камеры со сменными объективами, но пожалуйста - сходите в каталог с ценами на оптику и на профильный форум - сразу, что б понять что Вас ждёт и спастить от неприятных открытий потом.
- Подумайте что вы любите снимать, куда хотите отправится с фотоаппаратом, какие невзгоды, непогоды, дожди, ветры, удары судьбы Вас ждут по пути. Большой кирпич не тащат в горы, красивая селфи-мыльничка - не выдержит мороз, а навороченный и дорогой, но чисто студийный фотоаппарат - легко погубят брызги солёной морской воды.
- Не слушайте приверженцев того или иного бренда, фотоаппарат должен нравится Вам, хотя бы визуально, приняв неверное решение по характеристикам - вы всё равно получите приятный для себя предмет, вы станете искать его сильные стороны, а в процессе этого получать хорошие фотографии.
- Одни и те же сочетания характеристик можно получить от техники разных берндов, если нет предпочтений и явных минусов - берите то, что дешевле.
- Не гонитесь за фантастическими технологиями, супер-разрешения, супер-чуствтельность, современные объективы - под современные камеры - это всё чушь, большинство современных фотоаппаратов снимают неплохо, причём иногда с объективами, которые старше Вас втрое.
- Если у Вас есть опытные друзья-фотографы или кто-то занкомый купил камеру и не пользовался - покупайте исправную б/у технику, которая дешевле. Фотоаппараты - это не бумажные сопливчики, в них заложен неплохой ресурс!
В следующих статьях я приведу примеры решения множества фотографических задач с использованием любительской техники, а так же рассмотрю камеры и системы камера+объективы в различные ограниченные бюджеты.
В общем, дорогие фотолюбители, дерзайте, снимайте, пробуйте. Мыслите и относитесь критично к любым советам, в том числе и тем, что даны в даной статье! И удачных Вам снимков!