Найти тему

Никогда не слушайте Профессионалов!

Полнокадровая камера, кторую можно купить, но никто не хочет Х)
Полнокадровая камера, кторую можно купить, но никто не хочет Х)

Третьего дня, гулял я, значит, по простором Дзена и наткнулся на интересную статью одной молодой и подающей надежды девушки-фотографа. В описании профиля - гордо значилось, что она самый звёздный из всех звёздных, обласкана номинациями всевозможных конкурсов, да и вообще страшный профессионал. От себя скажу, что фотографии снимает она весьма неплохо, толк в этом знает: свет, цвет, композиция, все эти загадочные слова для неё не просто слова, в общем она молодец, но... Статья о самой страшной и самой животрепещущей дилеме любого, кто решил вступить на тернистый пусть фотографии - о выборе фототехники.

И легко рубанув с плеча данная прекрасная и умудрённая опытом барышня - предлгает начинать свой путь с "полнокадровой камеры".

Чтобы моему читателю стало понятней, что это такое - давайте устроим небольшой экскурс в историю. Во времена плёночной фотографии размеры чуствительного элемента, регистратора, а проще кусочка фотопластины или фотоплёнки, который ловил на себе падающий свет - неуклонно снижались. Таскать с собой по жизни огромные форматные ящики, заряжаемые здоровенными листами или пластинами было неудобно, тяжело и всячески не прикольно. И тут младший отпрыск фотографии - кинематограф подкидывет прародителю подарок, изобретая формат плёнки в виде перфорирванной плёночной ленты шириной 35мм и начинает производить её в огромных количествах и самых разнообразных исполнениях. Производители фототехники спохватываются достаточно быстро и изобретают "узкий формат" - камеры питающиеся катушками с такой плёнкой и создающие на её поверхности негативы размером 36мм на 24мм. Формат приобретает широчайшую популярность и становится законодателем моды на последующие девяносто лет.

Но в начале 2000-х неуклонный технический прогресс дарит нам очередное чудо - цифровые зеркальные камеры, где свет воспринимают не покрытые эмульсией ленты-плёнки, а ПЗС-матрицы - чуствительные элементы на основе фото-диодов. И вот тут происходит казус. Для удешевления процесса - большинство технологий берётся из старых наработок по плёночным камерам того самого "узкого формата", но сделать чуствительный датчик такого же размера, как кусочек плёнки 36 х 24мм не удаётся из-за дороговизны, технической сложности и несовершенства технологии, матрицы делают меньше плёночного "узкого кадра".

И тут на сцену выходит его величество "кроп" - он же кроп-фактор, что бы понять, как себя будут вести те же самые объективы, крепления к которым были унаследованы от плёночных камер - размаер ПЗС-матриц начинает даваться с учётом его отношения к тому самому кадру на плёнке, это отношение и называется кроп-фактором - условным коэфициентом, отражающий изменение поля зрения объектива при его использовании с кадровым окном уменьшенного размера. Запутанно? Весьма. Но дальше больше, технологии совершенствуются, преодолевают вчерашние пределы и в свет выходят камеры с таким же размером матриц, как тот самый, пресловутый плёночный "узкий кадр" 36 х 24мм. Их кроп-фактор имеет значение 1, т.е. его нет и эти матрицы получают обиходное название -"полнокадровые", как и фотоаппараты, построенные на их основе.

Для таких фотоаппаратов не требуется пресчёт угла охвата для устанавливаемых на него объективов, большой чуствительный элемент меньше нагревается, рассеивая тепло с большей площади и создаёт меньший цифровой шум, исчезает эффект увеличения глубины резкости, вызванный необходимостью отдаляться от объекта съемки для сохранения крупности в кадре. В общем одни плюсы, за исключением одного - цены.

И вот тут мы возвращамся к теме нашего разовора. Большинство "полнокадровой" техники - профессиональные или полу-профессиональные камеры. В любительском классе - продолжают господствовать камеры с кроп-фактором 1,5 или же APS-C. А звездная девушка не останавливается, она настаивает, что нам нужны еще и следующие объективы к нашему уже и так дорогостоящему устройству:

  • 28мм f1.8
  • 50 мм f1.4
  • 85 мм f1.4

Ну и ещё один объектив с переменным - изменяющимся фокусным расстоянием, он же "зум".

Что бы была понятна глубина проблемы, я не буду долго описывать используемую мной математику и статистику, просто по опыту скажу, что для самых бюджетных полнокадровых системных камер со сменными объективами такой комплект обойдётся в 75-90 тысяч рублей, при условии, что мы купили весь комплект б/у и по самым низким ценам.

Я, будучи бедным студентом и обучаясь фотографии, даже помыслить не мог о том, чтоб вкинуть в своё увлечение, даже пускай и не разово - чуть ли не 1500 долларов США.

А что если вы остынете к данному увлечению? Или не хватит свободного времени? Актуальная на сегодня техника со временем обесценится до предела, а купленная новой - обесценится в тот самый момент, когда вы покините магазин с ней в руках.

Те же художественные задачи, но с качеством, достаточным для любителя, решаются без использования дорогих светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием. На первое время - справятся пара зумов или бюджетные аналоги с характеристиками попроще. Камера с меньшей матрицей формата APS-C удовлетворит потребности новичка с лихвой.

И тут приходит понимание - профессионал советует Вам не пропуск в мир творчества, он представляет в вашей шкуре самого себя и набирает себе комплект для работы. Он-то окупает технику, она зарабатывает ему на хлеб, а Вас просто развлекает.

И вот тут я советую слушать не профессионала, а любителя, но опытного и бывалого. Он как и Вы - экономил, выбирал варианты, расставлял приоритеты, берёг семейный бюджет.

Что бы научится фотографировать и получать удовольствие от процесса вам необходимо исользовать эти критерии при выборе фотаппарта:

  • Что бы почуствовать процесс, вникнуть и насладится им - Вам нужно отдельное устройство - фотоаппарат. Мобильный телефон надо оставить в кармане, а лучше дома.
  • Всегда помните свой бюджет, лучше снимать сегодня на что-то подешевле, чем бесконечно ждать. Фотограф развивается, когда снимает и чем чаще - тем лучше. Технику подороже вы успеете купить всегда.
  • У фотоаппарата должен быть ручной режим съёмки и воможость менять любые настройки самостоятльно и как можно более удобно для Вас. Очень плохо, когда для всего подряд надо тыкать на маленький сенсорный экран или лезть в меню.
  • Нужно выбрать фотоаппарат с самым большим физическим размером матрицы по отношению к вашему бюджету и при этом всегда держть в уме стоимоть аксесуаров - объктивов, вспышек и.т.п.. Относительно большие матрицы есть и в фотоаппаратах с несменной оптикой, которые сразу "готовы к бою".
  • Если вы экспериментатор по жизни - можно взять на себя бремя камеры со сменными объективами, но пожалуйста - сходите в каталог с ценами на оптику и на профильный форум - сразу, что б понять что Вас ждёт и спастить от неприятных открытий потом.
  • Подумайте что вы любите снимать, куда хотите отправится с фотоаппаратом, какие невзгоды, непогоды, дожди, ветры, удары судьбы Вас ждут по пути. Большой кирпич не тащат в горы, красивая селфи-мыльничка - не выдержит мороз, а навороченный и дорогой, но чисто студийный фотоаппарат - легко погубят брызги солёной морской воды.
  • Не слушайте приверженцев того или иного бренда, фотоаппарат должен нравится Вам, хотя бы визуально, приняв неверное решение по характеристикам - вы всё равно получите приятный для себя предмет, вы станете искать его сильные стороны, а в процессе этого получать хорошие фотографии.
  • Одни и те же сочетания характеристик можно получить от техники разных берндов, если нет предпочтений и явных минусов - берите то, что дешевле.
  • Не гонитесь за фантастическими технологиями, супер-разрешения, супер-чуствтельность, современные объективы - под современные камеры - это всё чушь, большинство современных фотоаппаратов снимают неплохо, причём иногда с объективами, которые старше Вас втрое.
  • Если у Вас есть опытные друзья-фотографы или кто-то занкомый купил камеру и не пользовался - покупайте исправную б/у технику, которая дешевле. Фотоаппараты - это не бумажные сопливчики, в них заложен неплохой ресурс!

В следующих статьях я приведу примеры решения множества фотографических задач с использованием любительской техники, а так же рассмотрю камеры и системы камера+объективы в различные ограниченные бюджеты.

В общем, дорогие фотолюбители, дерзайте, снимайте, пробуйте. Мыслите и относитесь критично к любым советам, в том числе и тем, что даны в даной статье! И удачных Вам снимков!