Не сдаваться врагу «Варягу» помогали и прикамцы. Один из них - горнист Иван Ярославцев, о котором мы вспоминали в прежней статье.
Был на «Варяге» еще один житель Прикамья - уроженец Ильинского района Григорий Снегирев.
Загадка: в архивных документах он значится как СнИгирев, а позже его фамилию пишут через «е». Как правильно писать – через «и», или «е»?..
Ранен, но пост не покинул
Родился Григорий в 1877 году в Слудской волости в деревне Ледянка (Ильинский район), но большую часть жизни прожил в деревне Северово Добрянского района, рядом с Висимом (переехал туда уже в тридцатых).
12 декабря 1898 года зачислен новобранцем в армию. Недолго прослужил на «Авроре».
Затем переведён на «Варяг».
За месяц до боя «Варяга», первого января 1904-го, как свидетельствует справка из Центрального архива Военно-Морского Флота, он произведен в должность рулевого квартирмейстера.
В донесении командира крейсера «Варяг» Владислава Руднева и в описании боя при Чемульпо сказано; «ранен в спину тут же стоявший рулевой старшина Снигирев (не заявил о ранении до конца боя, оставаясь при исполнении обязанностей, рана оказалась впоследствии средней тяжести)».
В момент ранения находился у штурвала около командира.
После контузии Григорий Петрович страдал от постоянных головных болей.
Кто же будет Родину защищать?
В первую мировую Снегирев добровольцем ушёл на фронт.
Из газеты «Знамя Ильича» за 1987 год за авторством М. Соколова в статье «Рулевой бессмертного крейсера»:
«Хорошо помнил героя теперь уже покойный житель села Слудка, участник гражданской войны Иван Петрович Сибиряков.
- Когда началась первая мировая война, Снегирев добровольно ушел на фронт. "Тебя же не призывают", - говорили ему. А он отвечал: "Кто же Родину будет защищать?" Это был моряк большого мужества».
Тогда-то и встретился рулевой снова со своим кораблем!
В 1914-ом, работая рулевым на «Астрахани», в одном из японских портов он увидел знакомые очертания, только крейсер к тому времени уже имел чужое имя, но через краску явственно проступало: «Варягъ».
Это японцы его вытащили из морских пучин
(В 1905 году «Варяг» был поднят японцами. Он стал называться «Сойя» или «Соя»? В каких-то источниках упоминается, что японцы сами намеренно на корме сохранили первоначальное название крейсера.
Историю самого "Варяга" можно прочитать, к примеру, здесь или здесь, или в других источниках).
Во время первой мировой Снегирев был тяжело ранен.
В 1917-ом из-за гангрены ему ампутировали руку.
После возвращения Григорий Петрович продолжал работать.
«Есть предположения, что после революции он работал штурманом на Каме. Но они ничем не подтверждены», - рассказывала (в 2009 году) директор Добрянского историко-краеведческого музея Татьяна Матяшина
Сын Снегирева Владимир погиб в 43-м – подорвался с кораблем на Ладоге. (Он пошел по стопам отца, работал машинистом на тральщике, обеспечивавшем провод судов с продовольствием для осажденного Ленинграда).
Дочь Лидия прошла всю войну.
Умер рулевой «Варяга» в 1948 году. Похоронен в Висиме.
«Музея тогда еще не существовало, поэтому сведений о нем меньше, чем хотелось бы, - сожалела Матяшина. - В 1989 в центре Висима был установлен памятный знак Григорию Петровичу, что примечательно - деньги на обелиск собирали всем миром».
О горнисте «Варяга», жителе Прикамья Иване Ярославцеве можно прочитать здесь.