А вот буквально вчера причастились современной интерпретацией истории молодёжных сыщиков, да. К сожалению, правила платформы не позволяют мне высказаться о характере главной героини, поскольку в таком случае статья улетит в бан за язык ненависти, однако...
Вспомнились обзоры, которые призывали не ассоциировать данное произведение с оригинальными комиксами/мультфильмами. После просмотра соглашусь с ними целиком и полностью.
Дело в том, что в качестве самостоятельного произведения, «Велма» выглядит для меня достойным представителем современного жанра «квир-треш»: в котором сочетается постметаироничное разнообразие с подачей уровня треш-фильмов (комедий, боевиков, ужастиков, – неважно!), что не всем придётся по душе.
Токсичная особа
Всё-таки, считаю, что мультик посмотреть можно, поэтому сюжет пересказывать не буду. Однако без спойлеров не обойдусь. Потому что вместо нюансов сюжета опишу характеристики каждого из знаменитой четвёрки.
Первым делом речь заходит о самой Велме, от лица которой ведётся повествование. Причём мы узнаём, что девочка с детства обожала расследовать различные тайны, и после одного инцидента по разгадыванию, её мать просто исчезла.
При этом сама Велма очень и очень далеко ушла от прототипа, вызывая противоречивые эмоции:
- она стала индианкой;
- носит очки пропавшей матери;
- страдает паническими атаками из-за пропажи матери в процессе расследований;
- влюблена в красавчика и богача Фреда;
- ненавидит Дафну за то, что последняя дружит с красивыми девочками;
- целовалась с Дафной;
- эксплуатирует Шегги (Норвилля);
- живёт в доме с отцом, который пригласил к ним свою беременную любовницу;
- делает безапелляционные, откровенно оскорбительные комментарии обо всём, вызывая ненависть окружающих.
Из милой, по-своему наивной, но умной девочки Велма превратилась в настоящее чудовище. Персонаж вызывает искреннее отторжение своим поведением, нарушающим и традиционные этические нормы, и прогрессивные.
Иронично, что при этом устами Велмы воспроизводятся неофеминистские и неолиберальные тезисы. И довольно сложно однозначно ответить на вопрос: мультик иронизирует над ними или пытается выдавать серьёзно? Потому что поведение Велмы, в самом деле, не отличается от действий западных активисток, но выглядит нелепым. И при этом главная героиня периодически сама высмеивает сомнительные позиции условных прогрессивистов.
Доброжелательная бета
Чуть ли не главным камнем преткновения во время споров в сети стал Шэгги, который поменял не только цвет кожи, но и имя. Хотя по документам оригинал, всё-таки, тоже был Норвилем, просто предпочитал, чтобы к нему обращались по прозвищу.
Милый и добрый, но инфантильно-наивный, он также вызывает неоднозначную реакцию. Особые характеристики Норвиля:
- темнокожая мать-директор школы и «арийский» отец-психолог;
- неадекватная любовь к отправке голосовых сообщений;
- бесконечная влюблённость в Велму;
- откровенно подкаблучное поведение по отношению ко всем девушкам.
Да, основных черт у него не очень много. Однако их достаточно для того, чтобы Шэгги-Норвиль по первому зову бежал на помощь. Даже после того, как Велма неоднократно высмеивает его признания в любви, воспринимая всё это в качестве шутки.
В принципе, персонаж вызывает симпатию большую часть времени. Кроме эпизодов, где пытается вести себя токсично/как плохой парень. Более того! Если юмористические сцены с другими представителями четвёрки очень токсичные или провокационные, шутки вокруг Шэгги... беззубые?
То есть, они тоже бывают на грани, пытаются её переступать, но при этом где-то на уровне подростковых и даже детских фильмов. Пусть и эпохи восьмидесятых-девяностых, когда цензура не столь сильно лютовала.
Бандитское подполье
Дафна из главной красавицы превратилась в монстра с нерешёнными жизненными проблемами. Кроме того, её юмористическая линия всё время крутится вокруг уголовно наказуемых деяний.
Но давайте перейдём к краткому описанию. Что из себя представляет Дафна:
- её приёмные родители – женщины-полицейские-единороги с плохими детективными навыками;
- её настоящие родители – азиатские преступники-воры, бросившие ребёнка, чтобы освободить место под товар;
- девушка носит с собой выкидной нож, которым всем угрожает;
- чтобы найти биологических родителей, торгует наркотиками, оправдывая это поп-культурой;
- влюблена в Велму и не стесняется физических проявлений любви;
- рыжие волосы – результат интенсивного курения матери во время беременности.
Давна – азиатка. Смиритесь.
Однако этому персонажу хочется сопереживать. Не поймите неправильно, она совершает преступления, что плохо. Но она человек непростой судьбы: весьма талантливый и целеустремлённый, хоть и с явно покалеченным мировосприятием, что заставляет по-особенному реагировать на стандартые бытовые ситуации.
Воплощение патриархата
Фред, формально, остался неизменным. Зато нам объяснили его внешний вид: неизменный шарфик – часть продукции компании по продаже аксессуаров, принадлежащей его родителям.
Причём его отец – выходец из влиятельной семьи, а мать – руководит бизнесом, который вырастила из маленького магазинчика. При этом ключевые черты Фреда:
- полностью белый (этнически) блондин;
- демонстрирует бытовой расизм;
- демонстрирует невероятный уровень сексизма;
- научился любить в женщинах не внешность, а ум, когда прочитал феминистскую книгу, врученную Велмой;
- влюбился в Велму;
- ведёт себя абсолютно по-детски, не приспособлен к жизни;
- угнетаем родителями.
Этот персонаж по-настоящему жалок, авторы используют его в качестве груши для битья, подставляя в наиболее одиозные ситуации. Не удивлюсь, если через какое-то время западная повестка сменится, и создателей фильма обвинят в обратном расизме.
По крайней мере, если перевернуть все шутки, адресованные семье Фреда в данном мультике, на какое-нибудь меньшинство, автор не только иски получил бы, но и вполне сел по статье в США. Впрочем!
Будете смеяться, но над эволюцией Фреда, пусть и максимально карикатурной, интересно наблюдать. Можно даже сказать, что от первой серии и до десятой он существенно умнеет, становится более нравственным и интересным.
Неоднозначный контент
Можно ли сказать, что мультфильм плохой? Безусловно.
Можно ли его смотреть? Конечно!
Тут какое дело... Вот, мне лично «Время приключений» и «Рик и Морти» не нравятся целиком и полностью. В то же время «Велма», всё так же на мой взгляд, от них мало чем отличается. И в этом смысле: если первым дали шанс, почему последней нельзя?
Если хотите посмотреть мультик для взрослых о мерзких школьниках, ведущих расследования под сомнительные шутки, смело запускайте. Главное, никак не ассоциируйте это с мультиком о Скуби-ду.
Типичный среднячок
Мультсериал «Велма» 2023 года получает 5 баллов из 10 на фоне типичного для современности контента.
Если есть что-то получше, лучше посмотреть это получше. Но если не знаете, что посмотреть, и при этом готовы к откровенно сортирному юмору на неуместные темы...
В общем, вы поняли.
Детям это смотреть нельзя однозначно: потому что буквально каждая «сомнительная» сцена при демонстрации детям обернётся для демонстрирующего статьёй из уголовного законодательства Российской Федерации. Я не шучу.
Знаете ли, закон весьма расплывчато воспринимает понятие «шутка», а для многих деяний-демонстраций и вовсе не предусматривает даже «шутливой» опции, обнуляющей вину.
Подросткам – ну, такое себе. «Велма» – мультик довольно глупый, больше напоминает парад кринжовых гэгов на взрослые темы. Условные «Пацаны» и то более умные в этом плане.
Взрослые уже всё видели, поэтому сильно не пострадают от просмотра. Смотреть только в случае, когда настроение а-ля «хочу подеградировать».
P. S. Обзор не упомянает Скуби-Ду: потому что в мультсериале его нет. Однако! Финальные серии, приближающие к разгадке главной тайны сезона, во-первых, объясняют, что такое «скуби». А во-вторых, мне кажется, как бы намекают на сюжет второго сезона и – чисто теоретически! – объясняют, почему Скуби умеет говорить.