История искусства накопила колоссальные знания и опыт, овладеть которыми можно лишь систематической учебой в течение многих лет, на примере учителя-мастера. И только приобретая опыт мастерства, преодо-лев ученичество, надо искать своих самостоятельных путей развития в труднейшем из искусств — в живописи. Создание картины как крупной художественной формы — это творческий и трудовой подвиг художника. Чтобы свершить его, нужно много знаний, труда, задушевного напряжения и времени. В жизни встречается много ремесленных подделок под настоящее искусство, но все это скоро разоблачается и пропадает. - Выживает лишь подлинное, истинное искусство. Оно остается вечно живым и волнующим как свидетель человеческого гения, труда, любви к жизни и настойчивости. В добавление к статье привожу несколько рисунков, сделанных мной с картин выдающихся художников разных эпох. В рисунках сохранены лишь общие отношения больших силуэтов и основные линии композиционного построения картин. Разумеется, все это лишь размышления и попытки вскрыть композиционную суть, так выгодно отличающую произведения большой художественной культуры. Рисунки сделаны без соблюдения копийной точности и без деталей. Кроме необходимых осей равновесия и координат, я старался найти доминирующие линии построения силуэтов и больших форм, связывающие в общий композиционный ритм и единство все компоненты картины. Разумеется, этих линий в открытом виде нет, но, внимательно всмотревшись в композицию, мы можем их вообразить, они, как бы существуют внутри и замаскированы, чтобы придать всему естественность и непридуманность. Открывая и угадывая эти линии внутренней архитектоники композиции картины, каждый в процессе познания совер-
шает большой творческий труд, согревая себя прикосновением к истинно великому.
Нельзя забывать, что многое, о чем теперь только приходится догадываться, входило в арсенал художественных правил и средств, было обычным явлением высокого художественного уровня своего времени
и выполнялось художниками как требования установившихся художественных традиций.
Рисунок 23 является композиционным наброском с портрета придворного шута Паблиллоса из Вальядолида работы Диего Веласкеса. Этот портрет относится к числу наиболее любимых мною произведений.
Для характеристики композиции силуэта я взял три основных тона. Проведенные для ориентации оси равновесия показывают, что хотя фигура и смещена вправо, она расчетливо уравновешивается отведенной в сторону правой рукой. Это равновесие "на грани!" дает остроту движения, больше того — помогает создать необходимый в данном случае силуэтный гротеск, подчеркнуть нелепость и беспомощность позы, так органически связанной с внутренним миром персонажа.
На рис. 24 мною взят объект для композиционного наброска «Портрет
неизвестной женщины» работы голландского художника Ханнемана.
Портрет хранится в Государственном музее изобразительных — искусств
им. А. С. Пушкина в Москве. Этот портрет проще по внутренней психо-
логической характеристике, чем портрет Веласкеса, но может служить интересным примером композиционного мастерства. Я сознательно взял этот портрет, ибо в нем явственно видны линии построения и связи. Красивый силуэт полуфигуры в целом, ясные силуэты пятен светлого и темного образуют убедительные декоративные соотношения.
Линии, которые проведены по фигуре и лицу, показывают не только,
композицию контуров и силуэтов, но и построение пластических объемов.
Следует обратить внимание на остроумно скомпонованную руку, которая
уравновешивает и заканчивает портрет внизу.
Рисунок 25 — набросок с портрета русской актрисы М. Н. Ермоловой
работы художника В. А. Серова. Этот портрет по своей художественной глубине является одним из самых сильных произведений мировой живописи.
Следует обратить внимание на линии, подводящие зрение к замечательной
голове, красиво посаженной на фигуре, как на постаменте. Черный силуэт
очень тонко уравновешен темным предметом, отражающимся в зеркале.
На рис. 46 приводится набросок, сделанный мною с картины русского,
художника Н. Н, Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Сюжет очень известный: это конфликт между отцом и сыном — государственным деятелем царем Петром и его сыном Алексеем, идейным противником отца. Драма чисто человеческая, родительская и драма политическая делают эту картину необыкновенно глубокой.
Построение картины настолько ясно и очевидно, что не требует
подробных объяснений. Хотелось бы только обратить внимание, что
композиция не симметрична, но строго уравновешена темными силуэта
ми: справа — Петра и слева — царевича Алексея, слабого перед духов-
ной силой отца и в то же время не способного побороть свой протест.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.6_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА