Найти тему

Павелецкая площадь

Оглавление

Сегодня на Павелецком вокзале – одном из самых востребованных железнодорожных вокзалов в Москве есть комфортные комнаты, где пассажиры могут подождать отправление нужного поезда. В здании работает новая отопительная система, высокотехнологичные терминалы, современные кассы и многое другое, что облегчает поездки россиян. Перед вокзалом располагается известная столичная площадь с интересной историей. За 120 лет существования вокзал успел несколько раз сменить название, архитектурный облик и внутреннее убранство. На протяжении прошлого столетия совсем по-другому выглядело и привокзальное пространство. Вплоть до 2021 года на месте Павелецкой площади был забытый всеми долгострой, а сегодня там находится подземный торговый комплекс, на крыше которого растут красивые деревья и цветы.

История Павелецкой площади

-2

До начала XVIII века местность, где в наши дни располагается Павелецкая площадь, находилась в запустении. Там совсем ничего не было, кроме вспаханных полей рядом с нынешней Валовой улицей и пастбищ для крупного рогатого скота. Первые изменения произошли в середине 30-х годов, когда в центре Москвы на праздник Святой Троицы 29 мая случился один из крупнейших городских пожаров XVIII столетия. Огонь уничтожил четвёртую часть всех построек в городе и унёс жизни 94 человек. После пожара в это место переехал мясной ряд с острова Балчуг. Торговля на площади продолжалась вплоть до середины XX столетия. В конце XVIII века местность начали активно застраивать, и лавки мясников сместились ближе к тому месту, где в 1900 году был построен Павелецкий вокзал.

Проект здания железнодорожного вокзала создал архитектор А. Красовский, который реставрировал здание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Художник постарался включить в оформление вокзала самые лучшие тенденции того времени. После строительства железнодорожных путей у людей появилась возможность перемещаться между крупными губерниями, которые находятся между Москвой и посёлком Павелец в Рязанской области, в честь которого был назван вокзал. Рязанское направление тогда продолжалось дальше на Урал.

Как и сегодня, 120 лет назад на площади, прилегающей к вокзалу, было шумно и многолюдно. В наши дни москвичи и гости столицы могут увидеть рядом с Павелецким вокзалом просторное и светлое пространство с фонтанами и зелёными аллеями, а во времена старой Москвы в городе не было подобных мест. В начале XX века практически всю территорию между вокзалом и Садовым кольцом занимали различные постройки. Если найти фотографии Павелецкого вокзала, сохранившиеся с довоенных лет, можно оценить, насколько маленьким было здание. Вокзал перестроили в 1987 году, увеличив площадь более чем в два раза. Архитекторам удалось сохранить исторический облик строения.

Читайте также: Театральная площадь

Перед вокзалом в первой половине прошлого века проходила улица Зацепа, на которой стояло здание одного из старейших рынков Москвы. Зацепский рынок по версии историков образовался из мясных рядов, появившихся в XVIII столетии. До настоящего времени не сохранилось и следа от того рынка. Зацепская улица заканчивается тупиком, потому что башня бизнес-центра «Павелецкая Плаза», построенного в 2002 году, полностью её перекрыла.

В июле 1941 года начались бомбардировки Москвы фашистскими войсками, и одна из первых бомб, целью которой был Павелецкий вокзал, разрушила здание Зацепского рынка. После окончания Великой Отечественной войны постройка подлежала сносу, но несмотря на уничтоженный рынок, вскоре ряды вновь появились на площади вокзала. В 60-70-е годы Павелецкий вокзал был окружён  старыми домами. Улочки в центре города были очень узкими по сравнению с пространством современной Москвы. Власти столицы приняли решение убрать старую застройку. Первыми под снос пошли здания, расположенные перед вокзалом. При этом соседние улицы оставались неизменными, а на месте разрушенных зданий высадили газонную траву.

В конце 80-х годов началась масштабная реконструкция, в ходе которой здание вокзала расширили в 2,5 раза. Окраинные улицы частично освободили, и вид с вокзала кардинально изменился. На месте снесённых домов в 90-е годы прошлого века возвели бизнес-центр «Павелецкая Плаза». Несколько десятков лет назад Павелецкая площадь выглядела как городской пустырь с автомобильной парковкой. Тогда в состав площади вошёл бывший Ленинский проезд, который ограничивал площадь с восточной стороны. В начале XXI века рядом с вокзалом планировали построить большой торговый центр, часть которого находилась бы под землей. Строительные работы начались в 2002 году, а затем приостановлены в 2010-х годах из-за проблем с финансированием. Благоустройство Павелецкой площади завершилось только 20 лет спустя. Сегодня перед входом в вокзал располагается небольшой парк, под которым располагается необычный подземный торговый центр.

Интересно! Пространство перед Павелецким вокзалом три раза переименовывали. С 1922 года площадь называли Саратовской в честь города Саратова, где находилось главное управление сети дорог Рязанско-Уральской железной дороги. Такое же название до 1924 года было у Павелецкого вокзала. В 1941 году площадь переименовали в Ленинскую, потому что 23 января 1924 года на Павелецкий вокзал прибыл из Горок Ленинских на траурном поезде гроб с телом Владимира Ильича Ленина. Только в 1992 году площадь получила современное название по железнодорожному вокзалу, рядом с которым она располагается.

Читайте также: Красная площадь

Как сейчас выглядит Павелецкая площадь

-3

17 сентября 2021 года на привокзальной площади в Москве наконец был закончен двадцатилетний долгострой. На месте пустыря появился современный ландшафтный парк. В 2018 году территория у Павелецкого вокзала перешла к другим собственникам, а в конце 2019 года главные архитекторы столицы из бюро «Апекс» одобрили проект обновлённой площади, в котором прямо под ней находится пятиуровневый торговый комплекс. При создании проектной работы российские специалисты основывались на проекте американского «5+ Design». Многофункциональный ТК «Павелецкая Плаза» был создан благодаря поддержке инвесторов известной строительной компании ПИК.

Торговый комплекс площадью более 70 квадратных метров открылся спустя два года после начала строительства. В подземном пространстве постепенно появляются новые магазины, бутики, кафе и многое другое. Под землёй оборудована просторная парковка для автомобилей. Из «Павелецкой Плазы» возможно перейти в подземный переход, который ведёт через улицу Зацепский вал к станции Московского метрополитена «Павелецкая». Теперь вместо котлована с неэстетичными ограждениями напротив одного из самых популярных вокзалов Москвы люди видят нарядную площадь, красивые фонтаны, амфитеатр с озеленением. Под площадью на глубине 40 метров расположился настоящий подземный город.

В центре столицы гармонично смотрятся искусственные холмы с дорожками из натурального камня, оригинальные качели в форме колец и другие элементы современной архитектуры. Вентиляционные шахты и инженерные системы подземного торгового комплекса, выходящие на Павелецкую площадь, совсем не портят её. Необходимое для существования торгового комплекса оборудование отлично вписывается в обновлённый ландшафт благодаря стараниями грамотных специалистов, которые постарались замаскировать технические коммуникации зелёными насаждениями. Всего в реконструкции Павелецкого вокзала приняли участие около 1800 человек. На площади открылись кафе и рестораны с летними террасами, рядом с которыми установлены удобные лавочки и урны для мусора.

Несмотря на то, что под площадью находится массивный слой бетона, на территории высадили сотни деревьев и кустарников разных пород, а в тёплое время года в обустроенных нишах появляются красочные цветы. Цветник украшают площадь и разделяют большие потоки людей. На многоуровневой площади есть сухой фонтан и несколько смотровых зон. После захода солнца пространство у вокзала выглядит великолепно за счёт необычных фонарей, которые подчеркивают лучшие объекты сквера и создают особенную атмосферу.

Читайте также: Триумфальная площадь

Первые три этажа подземного торгового комплекса занимают торгово-развлекательные организации, а на четвёртом и пятом находится паркинг. Открытые лестницы для входа в парк располагаются под плетеными стеклянными крышами-навесами с закруглёнными концами.

Интересно! Разместить всех посетителей торгового комплекса на небольшой площади – непростая задача. Создатели проекта об этом позаботились.  Подземная парковка «Павелецкой Плазы» рассчитана почти на 300 автомобильных мест. Десять процентов всех мест переназначены для людей с ограниченными возможностями. Вход в ТК удобно располагается напротив главного входа на Павелецкий вокзал. С улицы гости попадают сразу на первый уровень, а затем с помощью 15 современных лифтов и 10 групп эскалаторов смогут быстро и без столпотворения перемещаться по пяти этажам торгового комплекса.

Как добраться до Павелецкой площади

Площадь располагается в центре Москвы в районе Замоскворечье. Главный ориентир – Павелецкий вокзал. С севера площадь примыкает к Зацепскому Валу на внешней стороне Садового кольца, с востока ограничена Кожевнической улицей, с юга зданием железнодорожного вокзала, а с запада Дубининской улицей.

Интересно! Во время благоустройства Павелецкой площади была проведена реконструкция трамвайных путей. Остановки перенесли ближе к главному входу на железнодорожный вокзал, и теперь пассажиры могут сократить путь от трамвайной остановки до вокзала, что экономит время и облегчает путь тех, кто несёт в руках тяжёлый багаж. Кроме того, были сделаны полноценные остановки с павильонами, появилась линия в сторону центра города, а транспорт стал безбарьерным, потому, то платформы приподняли и расширили у остановок.

На облик Павелецкой площади смена исторических эпох оказывала сильное влияние. До революции рядом с вокзалом проходила маленькая улочка с уютной атмосферой и старинными зданиями, а в советское время вместо благоустроенной площади был огромный пустырь. После распада СССР всё должно было измениться, но строительные работы заморозили, и площадь пробыла в состоянии огороженного котлована в течение двух десятков лет. Только в 2021 году долгострой наконец-то ушёл в прошлое, Павелецкая площадь расцвела и стала одним из лучших общественных пространств в центральной части Москвы. Хотелось бы надеяться, что привокзальная площадь долгие году будет радовать москвичей и туристов, которые приезжают в столицу со всей страны.