На этой неделе пятью пластинками с нами делится Олег Скворцов, создатель и ведущий канала «Правила хорошего музыкального вкуса».
По профессии и основной деятельности – банкир, но в свободное от работы время собирает и слушает виниловые пластинки, готовит музыкальные публикации и дает интервью про свое увлечение. Автор цикла статей «История дизайна джазовых пластинок» (печатная версия Джаз.Ру), многолетний автор музыкальных колонок в британском русскоязычном журнале NewStyle Magazine.
1. Lonnie Donegan «Showcase» (1956 Pye Nixa)
Практически забытый всеми Лонни Донеган. «Король скиффл» и певец с харизматичным узнаваемым голосом, повлиявший сами знаете на кого (а кто не знает - это были Битлз).
Перебираю свою коллекцию 10тидюймовок. «Showcase» - это первая пластинка Донегана. Да, влияние американского фолка ощутимо, но есть и интересная самобытность. А главное та харизма и энергетика. Послушайте его ранние пластинки, у меня еще есть его 10тидюймовка 58 года, возможно, она даже интереснее.
2. The Blues Project «Projections» (1966 Verve Folkways)
Переслушиваю первую студийную (и вторую по хронологии) пластинку The Blues Project и задаюсь вопросом, не упустили ли наши отечественные меломаны, как один из базовых элементов развития рок-музыки, такие группы как The Blues Project, Earth Opera, The Butterfield Blues Band, Seatrain, Electric Flag.
Продюсер на этой пластинке Том Wilson, поработавший в 60е с Bob Dylan, Mothers of Invention, Simon & Garfunkel, Velvet Underground, Cecil Taylor, Sun Ra, Eddie Harris, Nico,.. Кстати, человек, так повлиявший на белую рок-музыку был чернокожим.
3. Jan Johansson «Jazz På Ryska» (1968 Megafon)
Йоханссон не приобрел мировой славы, но этот шведский джазовый пианист, трагически погибший на 37 году жизни, сделал огромный вклад в синтез джаза с народной традиции. Его пластинка «Jazz på svenska» одна из вершин европейского джаза и самая продаваемая джазовая пластинка в Швеции. Он записал еще целый ряд прекрасных пластинок, но я бы выделил его версии русских и украинских народных песен. Так деликатно и не пошло мало кому удавалось их интерпретировать. Скажу даже более, отечественные джазмены, пожалуй, не смогли как он, так прочувствовать нашу народную традицию.
4. The Band - The Band (1969 Capitol)
Второй альбом группы, который ещё называют The Brown Album. Участники аккомпанирующего состава Боба Дилана становятся звёздами. Замечательная музыка, топовое исполнение, интересные находки и общее очень позитивное настроение от прослушивания этой пластинки.
Значительный вклад в материал вложил гитарист группы Робби Робертсон, но на записи мы слышим уникальный состав группы, как единое целое.
Удивительно, но альбомы группы никогда не достигали первого места в чартах, что не помешало стать этой пластинке «платиновой» (единственная у группы), но разве от этого мы будем меньше любить их записи. Конечно, объемы продаж, это ориентир, но далеко не критерий качества. Всем - слушать и переслушивать!
5. Оркестр Олега Лундстрема (без названия, по первой пьесе - Бухарский Орнамент) 1973 год Мелодия
Сейчас, когда на полках рядом стоят лучшие образцы американского джаза, неожиданно доступные ранее пластинки нашего джаза остаются востребованными. Есть как минимум две причины их актуальности. Во-первых, материал: названия пьес говорят сами за себя - элементы народных традиций народов СССР (Бухарский орнамент, На Сабантуе, Неваляшка, В горах Грузии), что-то из классики, местами небольшой налёт совковой эстрадности, их микс делали пьесы самобытными и интересными. Во-вторых, уровень оркестра: как в целом, так и солистов, среди которых такие имена как С.Григорьев, В.Гусейнов, В. Васильков и другие.
Поэтому подобные записи советского, польского, кубинского джаза прошли проверку временем, в них есть идентичность их лидеров и умелое использование и вкрапление в джаз народных и иных местных традиций, что позволяет им не затеряться среди множества других наших и многих европейских записей тех лет, когда вроде играли «фирменно», «как там», но своего почти ничего не было.