Найти в Дзене
Живу, люблю, пишу...

"Внучка". Часть 2

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Лиза слушала бабушку и только пожимала плечами. Ей, выросшей в городе, казалось странным такое вот поведение со стороны соседей.

Деревню Лиза не очень любила. Когда была ребёнком, ненадолго приезжала к бабушке Прасковье вместе с родителями, но сразу же начинала скучать по своим городским подружкам, по своей комнате, в которой была куча игрушек и спрашивала у мамы с папой, когда они поедут домой.

Начало здесь.

Ей не нравилось, что удобства были не в доме, а во дворе, а ещё она очень боялась коров, свободно разгуливающих по деревне.

- Ох, что же это я… - вдруг всплеснула руками Прасковья. – Риса Митяю дала, а пирожками-то не угостила! Вот дура старая. Слушай, Лизок, ты молодая, шустрая, а у меня ноги за день устали, болят. Натопталась я сегодня. Сходи в соседний двор, к Наталье, отнеси пирожков. Скажи, что бабушка Прасковья угощает.

- Я? – округлила свои красивые голубые глаза Лиза.

- А что? Ты же сама мне помощь по хозяйству предложила, вот и помоги. Говорю же, что ноги у меня разболелись.

С этими словами бабушка взяла большую железную миску, наполнила её пирожками и вручила слегка растерянной внучке.

Лиза вздохнула, но послушно взяла пирожки и отправилась к Наталье. Когда она вошла в соседский двор, сразу же увидела женщину, которая, сидя на корточках, что-то делала на грядке. Вообще-то Наталья полола, но далёкой от сельской жизни Елизавете это занятие было незнакомо.

- Здравствуйте, - сказала Лиза. – Вы Наталья?

- Да,- ответила женщина, вставая и отряхивая руки от земли. – Здравствуйте!

- Я внучка Прасковьи Фёдоровны, она велела пирожков вам принести.

- Спасибо большое, - улыбнулась Наталья и тут же крикнула. – Митька, Лёнька, идите кто-нибудь сюда.

Через несколько секунд появился рыжий Митька, с которым Лиза уже была знакома, а с ним другой мальчик, белобрысенький и помладше, лицом очень похожий на Наталью.

- Отнесите в дом пирожки, а миску обратно принесите,- обратилась мать к сыновьям и тут же повернулась к Лизе. – Дай Бог здоровья вашей бабушке, не представляю, как бы я справилась без неё… Так поддержала меня, когда Егор, муж мой, погиб. И сейчас помогает… Жалеет ребятишек моих. Золотое сердце у бабушки Прасковьи! А вы надолго приехали?

- Как получится, - ответила Лиза, которой стало немного стыдно за то, что назвала Митю попрошайкой.

В этот момент прибежал Лёнька с пустой миской, отдал её Елизавете, сказав при этом тоненьким голоском.

- Вот, возьмите, спасибо!

- На здоровье, - улыбнулась мальчику Елизавета, попрощалась с Натальей и вернулась к бабушке в дом.

- Ну как? Справилась? – спросила Прасковья Фёдоровна, которая сидела на кровати и растирала ноги какой-то пахучей настойкой в стеклянной бутылке.

- А что сложного-то, пироги отнести, - ответила внучка, присаживаясь в старое плетёное кресло, сделанное руками её дедушки Василия.

- Ничего сложного. Добро вообще не сложно делать, Лизочек. Главное, чтобы от чистого сердца.

- Бабушка, а что случилась с мужем Натальи? – не смогла удержаться от вопроса Лиза.

- С Егором-то? Погиб он, - вздохнула бабушка. - Заработать хотел, начал в город ездить на заработки, да беда с ним приключилась. Я подробностей не знаю, Лизонька, да и к чему они мне? Но осталась Наталья одна с детьми.

- Тяжело, наверное, двоих сыновей одной растить, - сочувственно сказала Лиза.

- Не двоих, а четверых. У Натальи четверо мальчишек. Так они с Егором о дочке мечтали, да не судьба…

- У неё четверо сыновей! Ого!

- Вот тебе и ого! Вот где беда-то настоящая, мужа любимого и кормильца потерять. А ты на своего Витьку из-за ерунды, наверное, обиделась и сбежала… Разве дело это?

- Не знаю, - пожала плечами Лиза, находясь под впечатлением от слов бабушки о нелёгкой судьбе Натальи.

- Не знает она… Расскажи хоть из-за чего повздорили с мужем? Или это секрет?

- Не секрет. Он на рыбалку с друзьями хотел поехать в субботу, а я уже пообещала маме, что мы на обед к ней придём. Сказала об этом Витьке, а он давай про свою рыбалку. Мол, договорился уже с друзьями, ну и всё такое. Так, слово за слово, мы и поругались. Я считаю, что он должен был отказаться от рыбалки. А то получается, что друзья ему важнее семьи? Это ведь неправильно!

- Не правильно, - согласилась бабушка. – Семья – это самое главное. Но и неправильно запрещать мужу проводить иногда свободное время с друзьями. Тем более, что ничего дурного они не делают. Мой Василий, дедушка твой, тоже рыбачить любил, часами мог на берегу с удочкой сидеть. Я никогда не препятствовала, знала, что для него это лучший способ отдохнуть от забот, расслабиться. У каждого человека должна быть какая-то отдушина, увлечение. И друзья у человека должны быть, это хорошо, когда есть настоящие, проверенные временем друзья. Вот у тебя есть подруги? Встречаешься ты с ними?

- Конечно, есть! – воскликнула Лиза. - Мы собираемся иногда с девчонками, ходим куда-нибудь или в гости друг к другу. Со школы дружим, а с некоторыми вообще с детского сада.

- Вот видишь. Тебе можно с подружками встречаться, а Витьке что ли нет?

- Я ему не запрещаю! Но он мог в другой день на рыбалку поехать, я же с мамой уже договорилась, пообещала, что придём. А он со своей рыбалкой…

- И ты могла перенести поход к родителям на другой день, раз муж уже запланировал рыбалку. Вы, что, свои планы заранее не обсуждаете?

- Ну, Витя говорил мне что-то на прошлой неделе про рыбалку, но я подумала, что это ещё не точно, а потом и вовсе забыла… Мама спросила, сможем ли мы в субботу на обед прийти, я и согласилась.

- Вот видишь! Муж тебя заранее предупреждал, а ты, получается, мимо ушей пропустила. Так нельзя, Лизок. Нужно уважать интересы друг друга, уметь договариваться, уступать. А иначе, внученька, семейная лодка быстро получит пробоину и ко дну пойдёт…

- Так что, по-твоему, мне нужно было маме отказать из-за его рыбалки?

- А что особенного? Семейный обед можно было и на воскресенье перенести, и на следующие выходные. А рыбалку Витька уже спланировал…

Прасковья Фёдоровна закончила растирать ноги, надела тёплые шерстяные носки и внимательно посмотрела на внучку. Лиза сидела, нахмурившись, погружённая в свои мысли.

- О чём задумалась, Лизок? Расстроила я тебя?

- Нет, бабушка. Просто послушала тебя и как-то нехорошо на душе стало. Мы так сильно поругались с Витькой, он на работу ушёл, так дверью хлопнул, а я вслед ему прокричала, что он дурак… А потом в сердцах сказала, чтобы он сквозь землю провалился со своей рыбалкой…

- Ой, Лизок, вот это ты зря! Никогда нельзя такие вещи вслух произносить, и даже думать об этом никогда не смей! Судьба так наказать может, да и беду накликать недолго… Я тебе сейчас историю одну расскажу. Давно это было. Я молодая была, немногим старше, чем ты. Только-только у нас с Васей первенец, дядя твой Семён, родился. А в соседях у нас тогда жила семья одна. Иван и Мария. Мы их все называли Иван-да-Марья. Растение такое есть, лекарственное. Жили они вроде бы неплохо, ладно, но однажды поругались так, что вся деревня слышала, как они кричали друг на друга… Что там у них произошло, это мне не ведомо, но вот только слышала я, как Мария кричала мужу вслед: «Чтоб ты сквозь землю провалился, окаянный!» Полвека прошло с того дня, даже больше, а у меня до сих пор в памяти этот крик Марии… И вот что дальше произошло, Лизонька. Иван в лес ушёл. Хотел, видимо, успокоиться, один побыть… Да только пропал он… К вечеру Мария тревогу забила, что мужа долго нет, вся её злость к тому времени уже прошла, испарилась… Собрались тогда ниши мужики деревенские, включая и Васю моего, и пошли в лес искать Ивана. И нашли… Откуда та яма взялась в лесу, так никто и не понял. Но глубокая яма была, а сверху досками была прикрыта… Только доски эти все мхом заросли, да сгнили уже. Вот Иван наступил и в яму-то и провалился…

- И что? Вытащили его из ямы? – с надеждой в голосе спросила Лиза.

- Вытащили. Только неживого уже вытащили. Шею он сломал…

- Ой! – вскрикнула Лиза.

- Вот такая история. После этого случая я на всю жизнь усвоила, что за своими словами и мыслями тщательно следить нужно… А Мария после случившегося умом тронулась, родственники увезли её в город, в лечебницу. Поговаривали, что она так и не оправилась, и что-то сотворила с собой в итоге.

- Как страшно, - сказала Лиза, по лицу которой катились слёзы…

- Ещё бы не страшно… Не реви, внучка, а на ус мотай, и никогда больше зла никому не желай. А тем более близкому человеку. Я спать буду укладываться, привыкла я рано ложиться и вставать на рассвете. А ты возьми в шкафу постельное бельё, и в маленькой комнатке постели себе. Подушка и одеяло там есть. А я что-то притомилась сегодня, и ноги гудят… Эх, старость – не радость…

Продолжение здесь

-2