Найти тему
О лошадях

Фризская лошадь

Фриз – не очень крупная лошадь (высота в холке — 152 — 162 см), элегантная и высоконогая, имеющая ярко выраженный упряжной склад. Конституция грубая и рыхлая. Корпус глубокий, широкий, однако слегка растянутый, спина длинная и порой мягкая. Рыхлость конституции компенсирует высокий выход шеи.

Шея у фризов своеобразная: поставлена очень высоко, имеет красивый легкий изгиб.

Голова длинная, крупная, профиль почти прямой.

Уши длинные. (кратко)

------------------------------------------------------------------------------

ИСТОРИЯ

Фризская лошадь считается одной из старейших пород Европы; по некоторым данным она ведёт происхождение из северо-нидерландской провинции Фрисландия (нидерл. Friesland). Отдельные исследователи считают её потомком дикой европейской лесной лошади, обитавшей в приледниковой лесотундре[1]. По некоторым сведениям, письменные сообщения о фризской породе относятся уже к середине XIII века[2]. В период Средневековья, благодаря своей силе и выносливости, использовалась рыцарями[3]. Считается, что формирование породы происходило путём скрещивания с восточными (арабскими) лошадьми, что имело место в эпоху Крестовых походов[1].

-2

Жеребец фризской породы

По другим сообщениям, современная порода выведена в XVI—XVII веках путём скрещивания испанских (андалузских) лошадей с местной тяжёлой «холоднокровной» породой, что происходило в период оккупации Нидерландов Испанией[4]. Сочетание качеств андалузских и голландских лошадей привело к тому, что «шея фризов стала тоньше, морда изящней, ноги и корпус более тонкими, но всё это не отняло у фризов их мощи»[3]. Существует точка зрения, что современный тип лошади сформировался к концу XVI века, так как на это указывают изображение лошадей на парадных портретах европейской аристократии, схожих по своему экстерьеру с фризами[5]. В связи с утратой необходимости применения в такого роде войск как рыцарская конница, фризская порода была переквалифицирована в упряжную, использовалась в конных экипажах в дворянских каретах. Позже применялась в конных скачках и забегах, в выведении рысистых пород лошадей[3]. На Западе эти лошади известны под образным названием «чёрные жемчужины», «чёрное золото»[6]. Это вызвано прежде всего тем, что они признаются в качестве одной из самых красивых и оригинальных упряжных пород мира[7]. В литературе по этому поводу отмечалось: «Нарядный внешний вид и характерная блестящая вороная масть делают показ запряжек лошадей фризской породы особенно популярным на конских выставках и других зрелищах в Голландии»[1]. Фризские лошади дважды были на грани вымирания, так как подвергались смешению с другими породами, но были спасены нидерландскими коневодами. В 1879 году группой местных коннозаводчиков была создана племенная книга фризской породы (Paardenstamboek). В 1907 году, она получила название Friesch Paarden Stamboek (FPS), а в 1952 году была удостоена звания — «Королевская» (KFPS)[8]. Ещё одна угроза была связана с активным применением в XX веке механизации процессов и распространением автомобилей[3]. С начала 1960-х годов, когда удалось изменить ситуацию к лучшему, существованию породы ничто не угрожало[5]. Фризы принимали участие в создании нескольких пород лошадей (ольденбургская, шайрская, фелл, дейл пони, лошадь Моргана, орловский рысак)[9][10][3].

В 1823 году нидерландский король Виллем I учредил ежегодные фризские бега под названием «День Королевского хлыста», победитель которых награждался золотым хлыстом. В 1985 году фризы пополнили состав Королевской конюшни. Фризы входили в шестёрку лошадей, запряжённых в Королевскую карету на церемонии открытия Всемирных конных игр в Гааге в 1994 году[7]. В самой Фрисландии порода занимает около 50 % от мирового количества. Вторая половины фризской породы представлена в остальной части страны, а также в Германии, Франции, Швейцарии, США и некоторых других странах[8].

подписывайся