Если вы смотрели фильм «Идеальный пациент», то имя Томаса Квика вам должно было запомниться. Не могло не запомниться. Потому что имя это ставили в один ряд с Тедом Банди, Андреем Чикатило, Александром Пичушкиным или Карлом Денке.
Да, друзья, вот такой великий и ужасный этот Квик.
Но рассказать я хочу не о фильме, а о книге и человеке, без которого никакого фильма не было бы.
Речь о документальном произведении – журналистском расследовании, которое меня просто поразило, несмотря на то, что я до этого экранизацию видела.
📚Ханнес Ростам «Томас Квик. История серийного убийцы»
Ханнес Ростам – один из самых известных шведских журналистов, занимающихся громкими расследованиями. Теперь уже в прошедшем времени, потому как в 2012 году Ростам умер.
И очередным делом Ростама однажды стал Томас Квик - самый знаменитый маньяк в Швеции.
Такой вроде бы детектив, только все случилось на самом деле.
Жил-был человек по имени Стуре Бергвалл. В 1991 году он попал в специальную психиатрическую больницу со строгой охраной. Стуре признали душевнобольным после нескольких не красящих его биографию эпизодов, а после попытки вооруженного ограбления закрыли в четырех стенах.
Милый и спокойный Стуре не доставлял медперсоналу никаких хлопот и с радостью принимал все препараты, пока однажды во время сеанса терапии не признался в убийстве. Убийстве громком и очень значимом для шведов.
Стуре взял себе новое имя, альтер-эго – Томас Квик и в течение нескольких последующих лет выложил все козыри – признался более чем в 30 убийствах. Все с особой жестокостью (обойдусь без подробностей с вашего позволения) и все нераскрытые. Либо тела не были найдены, либо следствие зашло в свое время в тупик и положило дело в дальний ящик, так и не найдя ответа.
Швецию всколыхнуло. Имя Квика не сходило с первых полос как самого страшного серийного маньяка не только Швеции, но и Норвегии, Дании и Финляндии.
Томас не скромничал и не скрывал деталей, подробно описывая внешность жертв, места и орудия преступления. Никаких сомнений в том, что он и есть тот самый маньяк, ни у кого не было.
Полиция, судебно-медицинская экспертиза, персонал психиатрической клиники – ВСЕ кричали о том, что в их руки попал самый страшный человек. Ах, какие мы молодцы, браво, бис, примите поздравления!
То есть вот это вот всё, что обычно делают в таких случаях – выезд на место происшествия, беседы с врачами, улики для криминалистов – всё это БЫЛО. Было многократно. И многократно подтверждено – Томас Квик – серийный убийца.
Беда в том, что однажды в интервью Ханнесу Ростаму Квик расскажет, что… ничего ТАКОГО он не делал. Он не убийца. И закрутилось – завертелось то самое журналистское расследование, ставшее пятном позора всей судебно-правовой и медицинской системы такой правильной страны, как Швеция.
Потому как Ростам доказал, что Стуре, он же Томас – действительно не совершал всего того, в чем признался.
Понятно, что Квик глубоко психически больной человек и в поисках внимания (и желания получать сильнодействующие препараты) выдумал все от начала до конца. Но, простите, психиатры на что? Адвокат? Психолог? Судья? Полиция? Прокурор? Люди, чьему слову и делу принято ВЕРИТЬ.
Куча проведенных экспертиз, сеансов каких-то особых специалистов по «вопросам памяти» и выводов, основанных практически на голом и местами корявом вранье, без какой-либо доказательной базы. Когда Ростам копнул материалы дела Квика (между прочим, состоящего из 50 тысяч страниц) глубже, был поражен тому количеству откровенного бреда, что прочитал там.
Из чего напрашивается вывод, что люди, связанные с расследованием дела Квика просто наживались на нем. Делали карьеру и имя. Конечно, очень престижно в резюме написать, что поймал или лечил самого страшного маньяка страны. Неважно, что при этом больному и одинокому человеку задавали грамотно поставленные вопросы, на которые можно получить только положительные ответы о причастности к убийствам. Журналисты жадно потирали руки и штамповали одну заметку за другой.
Ханнес Ростам «ткнул носом» каждого причастного в раздутую историю о маньяке, которого они же и придумали. Маньяк, конечно, в Швеции был. Но звали его точно не Томас Квик. И путь, который проделал журналист, достоин уважения. Шведская система правосудия дала сбой, показав, какой жестокой, бездушной и безалаберной может быть.
И это не может не шокировать. Это очень страшная правда о лгуне с «почетным званием» одного из самых страшных убийц за всю историю человечества.
Понимаю, что тема тяжелая, но перестать удивляться случившемуся не перестаю
Стуре Бергвалл, кстати, жив, сейчас ему 72 года. Он, разумеется, освобожден из клиники для душевнобольных преступников и полностью оправдан.