Найти в Дзене

Центр реабилитации диких животных: как он работает?

И для чего он нужен?

Обыкновенный филин, подопечный реабилитационного центра.
Обыкновенный филин, подопечный реабилитационного центра.

Центр реабилитации спасает — собственно, реабилитирует — животных, которым необходима помощь. Но помимо этого он помогает людям, которые с этими животными столкнулись. Большинство нашедших на улице раненого зверя или птицу не знают, как правильно оказать пострадавшему помощь, и часто даже не могут верно определить вид животного. И тогда необходима помощь специалистов.

Спасением животных занимаются разные организации. Есть те, чья деятельность касается сохранения редких видов. Зачастую это подразумевает создание в неволе устойчивой популяции уязвимого вида, разведение и выпуск потомства в естественную среду обитания, если она еще существует (а не превращена, например, в плантацию риса). Есть хосписы и приюты, цель которых — обеспечить комфортное дожитие тем животным, которым на волю путь заказан. Примером такого хосписа можно считать “Дом тигра” — организацию, приютившую у себя десятки не подлежащих выпуску крупных кошек.

Есть организации, которые занимаются реабилитацией массовых видов. Они могут быть коммерческие или некоммерческие, принимать животных платно или на безвозмездной основе. Некоторые реабилитационные центры ограничивают свою деятельность конкретными видами, другие принимают самых разных животных.
Например, фонд "Воронье Гнездо" — некоммерческий реабилитационный центр, который работает с самыми разными видами птиц. Волонтерский центр "Дом Белого Аиста" принимает на лечение только аистов, “Дом Зайца” — только зайцев, а благотворительный фонд "Сирин" работает с самыми разными животными — как млекопитающими, так и птицами.

Канюки и коршуны - массовые виды дневных хищных птиц.
Канюки и коршуны - массовые виды дневных хищных птиц.

Реабилитационные центры могут быть частными и государственными. В России на данный момент государственных центров не существует, но есть организации, которые работают на контракте с государством. В такие центры передаются не только найденные дикие животные, но и конфискованные.

Как и приюты для собак или кошек, многие реабилитационные центры существуют благодаря волонтерской инициативе. Добровольцы ухаживают за животными, кормят их, раздают лекарства — и делают это абсолютно бесплатно. Постановкой диагнозов и выдачей назначений занимаются профильные ветеринарные врачи. Помимо них к работе реабилитационного центра зачастую подключаются зоологи, орнитологи, экологи и другие специалисты.

Основная задача реабилитационного центра — вернуть животное в природу. Однако это, к сожалению, не всегда бывает возможно, т.к. многие животные поступают с серьезными травмами и остаются инвалидами на всю жизнь. В других странах невозможность выпуска обычно означает эвтаназию, если животное не является редким и не представляет какой-то особой ценности, например, его нельзя задействовать в программе разведения исчезающих видов. В России такие животные, как правило, остаются на попечении реабилитационных центров и волонтеров или передаются на ответственное содержание. Они могут составлять постоянную экспозицию реабилитационного центра или работать своеобразными "учителями" для молодняка, оставшегося без родителей. Для птиц это, кстати, очень актуально.

Травмированные вороны уже не вернутся в природу, но помогут обучать молодых птиц.
Травмированные вороны уже не вернутся в природу, но помогут обучать молодых птиц.

А как же естественный отбор и все такое? Зачем вмешиваться в природу? Дело в том, что, если присмотреться, то порядка 90% птиц, с которыми нашедшие обращаются в центр реабилитации, попали в беду именно по вине человека. В дикой природе птица не станет жертвой стрелка или домашней кошки, не попадет под автомобиль, не врежется в провода или стеклянный фасад офисного здания, ее гнездо не будет разрушено в ходе реновации или пала травы, она не влипнет в гудрон, не искупается в бензине, не запутается в мусоре… Продолжать можно долго. Все это — влияние антропогенного фактора на наших наших пернатых соседей. К сожалению, почти всегда — пагубное. С этой точки зрения работу центра реабилитации можно расценивать как робкую попытку человечества исправить собственные ошибки.

Важно понимать и еще одну вещь: мы помогаем птицам потому что, во-первых, хотим, а во-вторых, можем, а вовсе не потому, что это кому-то нужно. Объективно количество животных, которым могут помочь все центры реабилитации мира, не идет ни в какое сравнение с теми же жертвами естественного отбора или небезызвестных пожаров в Австралии. Но все эти пространные рассуждения зачастую теряют вес, когда человек гуляет по парку — и вдруг находит находит раненую птицу. Вот тут-то и раскрывается в полной мере смысл центра реабилитации — помощь конкретной птице и конкретному человеку, который нашел ее. Природе действительно все равно, сколько синиц мы вылечим, вырастим и выпустим, у природы этих синиц — миллионы. Главное, что нам не все равно. И вам не равно, раз уж вы все это до сих пор читаете.

Кстати о чтении. Экопросвещение — еще один вид деятельности, неразрывно связанный с работой большинства центров реабилитации. Выставки, лекции, интересный и познавательный контент в соцсетях — отличные способы донести до широкой аудитории азы бережного обращения с природой и братьями нашими меньшими. Чем больше люди будут знать о животных, чем меньше досаждать им, пусть даже ненамеренно, тем меньше у нас, волонтеров, будет работы. И это хорошо.

Это слеток. Подбирать такого птенца не нужно.
Это слеток. Подбирать такого птенца не нужно.

Почему же, несмотря на всю просветительскую деятельность, мы все равно настаиваем на том, что найденное дикое животное лучше передать в центр реабилитации вместо того, чтобы попытаться помочь ему самостоятельно?
Ну, во-первых, потому что помогать самостоятельно — в общем-то незаконно. Официально вся дикая фауна принадлежит государству, причем, это касается не только России, но и всего мира. К слову, в других странах за этим следят гораздо тщательнее и наказывают гораздо строже. Центр реабилитации — это официальная организация, и о ее работе соответствующие органы и министерства своевременно уведомляются.
Во-вторых, у центра реабилитации попросту значительно больше возможностей, чем у среднестатистического обывателя. У волонтеров под рукой зачастую имеется все необходимое как для оказания первой помощи пострадавшему животному, так и для длительной реабилитации: корма, медикаменты, витаминные добавки, запись к ветврачу и т.д.

Приходилось ли вам сталкиваться с животными, нуждающимися в помощи? Наблюдаете ли вы за работой интересных вам реабилитационных центров?