Новое я читать не очень успеваю: какая-то сумасшедшая зима в этом учебном году у меня. Как-то успевала обмолвиться о книгах Штефани Хёфлер и пообещать рассказ о них здесь - выполняю!
Три книги вышли в издательстве "Поляндрия", насколько я знаю - только бумажные версии. У меня они собирались постепенно, не сразу три.
Немного о самой Штефани (информация из соц.сетей «Поляндрии):
Штефани родилась в 1978 году недалеко от Штутгарта. Изучала немецкую, английскую и скандинавскую филологию в Фрайбургском университете им. Альберта и Людвига и университете Данди в Шотландии. После учебы работала учителем и преподавателем драматического искусства.
Очень интересное интервью со Штефани размещено у «Поляндрии»: «Быть собой и слышать других. Подростки в книгах немецкой писательницы Штефани Хёфлер» Онлайн-встреча с автором прошла в рамках выставки non/fictio№ 23 (декабрь 2021).
Из этого интервью я узнала, что Штефани и сейчас много работает с подростками. Возможно, такой постоянный контакт помогает в работе над историями о детях. Недаром подростки из проекта «Кот Бродского» очень хорошо отзываются о её книгах.
Знаете, в интервью есть любопытный момент. Во время non/fictio№ 23 прошёл баттл подростков и писателей «Ты вообще меня слышишь?» О нём подробно в блоге Дарьи Доцук: «Что бесит подростков в современных подростковых книгах»
Там представлена таблица, составленная ребятами (и есть некоторые разъяснения) «Клише в подростковой литературе, которые раздражают»:
Так вот во время встречи со Штефани Хёфлер девочка упоминает, что в книге Штефани из 25 пунктов нашлись только 5, да и то они вводились постепенно и не раздражали. (Какие именно - узнаете, если посмотрите онлайн-встречу)
Для меня всегда показателен вот какой момент: прочитала историю, а с героями не хочется расставаться, есть желание узнавать о них и их окружении ещё и ещё. Именно так и происходило с каждой книгой Хёфлер.
Немного общего для трёх этих историй:
- главные герои - подростки («Лето с Вуком» - 12 лет, «Танец глубоководной медузы» - 14 лет, «Большая чёрная птица» - 14 лет),
- поднимаются очень популярные в современной литературе для подростков темы, но какой-то иной угол зрения на каждую у Штефани Хёфлер, иногда очень неожиданный,
- в каждой истории есть встреча (знакомство, столкновение, узнавание) мальчика и девочки, нигде это напрямую не переходит в романтическую историю о первой любви, но взаимная симпатия присутствует в тот или иной момент. Мне кажется, это соприкосновение двух разных миров: ни один из них уже не будет прежним,
- меня (ту ещё зануду!) ни одна сцена, диалог, описание или упоминание не возмутило своей неуместностью в детской книге.
И немного о каждой из трёх, аннотации не дублирую, это мои впечатления сразу после чтения. Читала не в таком порядке, ровно наоборот, но выстроила вот так: по силе эмоций для меня лично.
"Лето с Вуком"
Больше всего в моих родителях мне нравится то, что они никогда не говорят, что всё будет хорошо. Может быть, раньше я и хотела бы это услышать. Но, к сожалению, "всё будет хорошо" редко оказывается правдой. Просто потому, что есть вещи, которые до конца уже не исправить. Случится что-то другое, по-иному хорошее.
Несколько эпизодов из жизни 12-летней Цони. Странной Цони, Цони-одиночки, которая подружилась в бассейне с ещё более странным Вуком.
Соприкосновение двух разных миров.
Когда у тебя нет такой мамы:
"... дело просто в руках мати: они очень тонкие, но держат меня так крепко, что, кажется, могут защитить ото всех в мире бед".
и такого папы:
"Может, он так хорошо умеет слушать, потому что слышит больше, чем ему говорят",
вряд ли твой путь будет простым.
И плавать ты тоже не умеешь. И вообще: чем больше с тобой общаешься, тем больше удивляешься.
Это о взрослении, о принятии себя, о понимании других, но как-то очень бережно. Тут ведь и о домашнем насилии.
Единственная книга, вышедшая не в родном оформлении. Новая обложка, есть небольшие рисунки-заставки к каждой главе:
"Танец глубоководной медузы"
Про буллинг пишут сейчас много, но эта книга для меня стоит особняком. Умеет автор высказаться на популярную и востребованную тему не по шаблону.
Каким бы бредом ни казалось то, что со мной происходит в течение последних двенадцати часов, - все эти происшествия объединяет одно: абсолютная новизна и полная гарантия больших проблем в ближайшем будущем.
Буллинг самый настоящий. Толстого 14-летнего Нико в классе травят ежедневно: и просто обзывают, и вещи прячут, и другие пакости устраивают. Как реагирует парень? А вот его реакция удивляет: он не плачет в уголке, он не жалуется близким, он не огрызается в ответ, понимая, что будет хуже. Николаус с удивительной невозмутимостью находит выход из каждой подстроенной ловушки и внешне выглядит погруженным в свои мысли. Так ли это на самом деле? Почти.
Парень нестандартно мыслит, интересно рассуждает, а его лишний вес - это своеобразная "оболочка", в которую он давно спрятался от обиды и несправедливости куда более страшной, чем буллинг со стороны восьмиклассников.
Так бы продолжалось и продолжалось, если бы Зера, одна из самых красивых одноклассниц, волею случая не пересеклась бы с Нико. И вот тут-то девочка на собственной шкуре ощущает, каково это быть постоянно унижаемой.
Так ли важна внешность, чтобы быть своей или своим в толпе? Можно ли просто отгородиться от проблемы, а не решать её? Всё не так уж и однозначно.
Иллюстраций в книге нет, история сразу и от имени Нико, и от имени Зеры, главы чередуются, у каждого рассказчика свой шрифт:
Эту историю много переводят, издают с новыми обложками:
На русском языке книга вышла с родной обложкой, следующая книга тоже:
"Большая чёрная птица"
Сейчас издаётся довольно много историй, в центре которых неожиданная смерть близкого человека. В "Большой чёрной птице" это мама.
С первых страниц все струны в душе "натягиваются". "Лопнут" только в конце. Это и освобождение, и радость, и прощание. Пролетела Большая чёрная птица и исчезла. А остался этот мир, яркий, разнообразный, неповторимый. В нём есть место всему: сырому мху и каштанам, яйцам и воздушным шарикам, чёрным птицам и жукам-бронзовкам.
И тут я заревел, потому что это вдруг оказалось так необыкновенно легко, и приятно, и правильно - просто реветь...
История о любви, о смерти, о принятии жизни во всех её проявлениях. Ма Бэна и Крошки мы узнаём постепенно, хотя её уже нет, но память хранит всё: и короткие вспышки гнева, и минуты нежности, и массу любви и знаний, переданных детям.
В "Звёздных войнах" она бы сейчас храбро продолжала бороться одной рукой, а если бы сама заметила эту светящуюся черту, то, вполне возможно, с громким боевым кличем бросилась бы в битву. Именно такой и была моя мать. Во всяком случае, когда у неё было хорошее настроение. Но сейчас у неё не было хорошего настроения. Она была мертва.
Часто можно услышать, что в горе проще быть рядом, помогать, поддерживать, а вот разделить радость - уже сложнее. В этой истории как раз одиночество в горе: на какое-то время оно не сближает, а отдаляет самых близких людей (папу и сыновей).
А ещё здесь много о том, как общаться с теми, кто такое пережил.
- Ну так что же случилось с твоей мамой?
Лина была первой после Януса, кто спросил об этом без всяких яких.
- А зачем тебе это?
- Это каждому интересно. Когда случается что-нибудь страшное, каждый хочет знать, как это могло случиться, что вообще произошло и, конечно, кто виноват. Это же как дважды два - четыре.
"А вот чего никто не хочет, так это принимать участие в случившемся, - подумал я. - В этой непостижимости, в этой невыносимости случившегося, в решении этих оставшихся без ответа вопросов. Почему-то все и предпочитают смотреть мимо тех, с кем это случилось, и говорить о квадратных корнях. Все, кроме Лины".
Как оказалось, у истории есть автобиографические черты. Штефани Хёфлер: «Эта книга для меня была в определённой степени данью памяти, потому что я потеряла своего первого мужа, когда моей дочери был один год».
"Большая чёрная птица" самыми неожиданными деталями, моментами перекликается с "Гутей" Анны Анисимовой, с книгой Мони Нильсон «Любовь будет всегда».
Штефани Хёфлер - человек жизнерадостный, непосредственный, с замечательным чувством юмора. И истории, ею рассказанные, всегда оставляют надежду, свет, зовут в будущее. Этим тоже они меня привлекли, поэтому стараюсь о них рассказывать чаще. Надеюсь, что Штефани продолжит писать, а "Поляндрия" переводить.