Завет и толкование Библии
Библия, как известно, состоит из двух частей – Ветхого и Нового Заветов. В чем смысл такого разделения?
Во-первых, что означает слово «завет»? Пытаясь донести до своих учеников смысл этого слова, я говорю примерно следующее.
Завет – это договор Бога с людьми. Договор, в котором Бог обещает людям, что при соблюдении определенных Им условий, они будут пользоваться определенными благами. Бог с людьми заключал два подобных договора. Ветхий Завет был заключен с Израильским народом, и главным его содержанием было соблюдение 10-ти заповедей. В Новом Завете Бог уже обращается ко всему человечеству, и главным содержанием его является вера в посланного Им Спасителя мира, Мессию, Сына Божьего Иисуса Христа.
О Новом Завете мы будем подробно говорить в следующей части книги, а пока перейдем к рассмотрению Ветхого Завета.
Вот суть ветхозаветного договора Бога с израильским народом:
«Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его.
И храни постановления Его и заповеди Его, которые я (Моисей) заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда» (Втор. 4. 39-40).
Обратим внимание, что при условии соблюдения этого договора Бог обещает людям: а) хорошую и б) долгую жизнь.
«Договорные» отношения Бога с человеком подчеркивают и возвышают последнего, потому что обращаются к его ответственности и свободной воле. Бог как бы поднимает человека до Своего уровня, показывает ему последствия того или иного решения и призывая его совершить сознательный выбор. С рабом или машиной не договариваются.
Договор Бога с людьми на протяжении всего Ветхого Завета последовательно видоизменяется, хотя суть его остается прежней: если человек будет слушать Бога, повиноваться Ему и выполнять Его заповеди, у него будет «хорошая и долгая» жизнь.
Вот первый договор, который Бог заключил еще с Адамом в Едемском саду:
«И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его,
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть;
А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2. 15-17).
Однако, как известно, ни первые люди, ни их потомки не соблюли «договорных» отношений и вынуждены были вкусить всю горечь отступничества вплоть до почти полной гибели в водах потопа.
В истории послепотопного человечества начинается важный этап в развитии Ветхого Завета. Бог избирает одного человека, патриарха Авраама, и с ним заключает договор о том, что Он произведет от него «великий народ», через которого «благословятся все племена земные».
И, наконец, когда этот Израильский народ появляется, Бог при посредничестве Моисея окончательно устанавливает с ним Ветхий Завет через знаменитое Десятисловие и Синайское законодательство, те или иные положения которого уточняются и «актуализуются» пророками вплоть до заключения Нового Завета.
Такова, вкратце, история Ветхого Завета. Имеет ли он какое-нибудь отношение к нам, людям, живущим в эпоху Нового Завета?
Апостол Павел дает «педагогическую» интерпретацию роли Ветхого Завета для христиан, называя его «детоводителем ко Христу» (Гал. 3. 24). То есть, эпоха Ветхого Завета – эпоха «детства» человечества, когда его надо было ограничивать и мотивировать жесткими предписаниями – как строптивого, непослушного, погруженного в материальные соблазны ребенка:
«Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего…» (Гал. 4. 3-4).
Имея такой «педагогический» ключ, нам уже легче разобраться в применимости Ветхого Завета к нам. Так, например, когда маленькому ребенку мы говорим: «Не трогай спички, не выходи на улицу без разрешения!» - ясно, что эти наши повеления с его взрослением потеряют силу. А вот такие наши «заповеди», как «не воруй», «говори правду» и т.д. – перейдя в его внутренний мир, должны стать его собственными моральными правилами на всю жизнь.
Так и в Ветхом Завете. Многочисленные указания, касающиеся ветхозаветной обрядности, для нас, «взрослых» христиан, уже утратили свою силу; а вот важнейшие моральные установки, сердцевину которых составляют 10 заповедей перешли в новозаветную эпоху и получили вторую жизнь и новое освещение в учении И.Христа.
То же можно сказать и о многих ветхозаветных сюжетах и текстах, к толкованию которых мы сейчас перейдем. Многие из них в свете христианства получили прообразное значение, отражая в символическом плане различные этапы жизненного пути верующего человека.
И в этом смысле глубина библейских текстов поистине неисчерпаема. Кроме буквального библейская экзегетика (дисциплина, занимающаяся толкованием библейских текстов) может включать в себя этимологическое, культурологическое, концептуальное, системологическое, аллегорическое, символическое, моральное, пророческое, психологическое, педагогическое толкования. И это еще не полный перечень. В соответствии с нашей спецификой мы будем чаще других применять психолого-педагогический разрез.
Давайте рассмотрим лишь один библейский текст и убедимся в его неисчерпаемой глубине. Это повествование о том, как Ева, прельщенная дьяволом-змеем, соблазнилась запретным плодом с дерева познания добра и зла:
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 2. 6).
Что можно извлечь из этого текста во всем многообразии святоотеческого толкования на этот текст в интересующем нас педагогическом разрезе?
Когда дьяволу удалось не только уничтожить в Еве страх смерти, но и пробудить в ней честолюбивые помыслы широкого познания и высокого могущества («будете как боги»), то в душе ее, строго говоря, уже совершился процесс мысленного падения; оставалось только, чтобы это греховное настроение обнаружилось в преступном деянии. Тут на помощь искусителю пришло непосредственное впечатление от самого запрещенного древа, раздражающе повлиявшее на все ее чувства. Нам ли, педагогам, не знать, как высока и положительная и отрицательная роль «наглядности» в учебно-воспитательном процессе!
В этом опыте грехопадения, так психологично изображенном в Библии, находятся все три главных типа греха, которые апостол Иоанн находит в окружающем мире:
«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…» (1 Ин. 2. 16)
Какая же вырисовывается связь?
«Хорошо для пищи» - «похоть плоти»;
«приятно для глаз» - «похоть очей»»;
«дает знание» - «гордость житейская».
Эти грехи можно представить и в виде «лестницы, ведущей вниз», когда подросток, увлекаясь первичными позывами плоти, все дальше и больше разжигает свое ненасытное «любопытство», а приобщение к «запретным плодам» приводит его к сознанию своего «превосходства» над неискушенными «сопляками».
В еще более глубоком психологическом анализе грехопадения, учитывая трехсоставность человека (дух, душа, тело), можно различить следующее. Во-первых, дерево «хорошо для пищи» - здесь соблазн на уровне плоти; во-вторых, «приятно для глаз» - это уже соблазн на уровне души, соблазн эмоциональный, сообщаемый через красоту, привлекательность; в-третьих, дерево «вожделенно, потому что дает знание», здесь – интеллектуальный соблазн, совращение на духовном уровне. Как видим, искушение происходит на всех трех уровнях, в этом проявляется «всеохватность» греха.
Если мы вспомним, как дьявол соблазнял Иисуса Христа в пустыне (Лк. 4. 1-13), то увидим, что Спаситель тоже перенес три сходные искушения: на уровне плоти – голодом («вели этому камню сделаться хлебом»); на уровне души – славой и властью («тебе дам власть над царствами и славу их»); и на уровне духа – познанием скрытых тайн, горделивой демонстрацией чуда («бросься отсюда вниз…и на руках понесут тебя»)
Но вернемся к Еве. Прельщенная соблазнительной речью дьявола и окончательно отуманенная чувственным раздражением от древа, Ева срывает запретный плод, вкушает сама и дает его отведать Адаму. Павши сама, она спешит приобщить к своему греховному поступку и мужа…
Тоже очень психологичная и поучительная в плане педагогики картина. Как часто дети, страшась личной ответственности, стремятся вовлечь в нехорошие поступки своих друзей и товарищей. И как много из них, подобно Адаму, уступают соблазнительным предложениям.
Кроме всего этого святоотеческое предание вслед за апостолом Павлом в порядке соблазнения: сначала Ева, а затем Адам, - видят, не в обиду женщинам сказано, большую слабость перед грехом женщины, чем мужчины. Вследствие большей эмоциональности, преобладания чувств над разумом и волей, женщины легче «сбиваются с толка», им труднее оставаться твердыми перед соблазнительным напором греха.
И, наконец, Адам, который «ел»…
Если Еву в падении до некоторой степени извиняла ее сравнительная природная слабость и непосредственно-чувственное впечатление от древа, то Адам, получивший от самого Бога грозную заповедь и на самом себе испытавший столько проявлений Божественной любви, не имел никаких смягчающих вину обстоятельств. Так что грех его есть чисто духовное преступление и тяжелее греха Евы. Именно поэтому совершенное Адамом и Евой грехопадение везде в Библии называется «грехом Адама», ибо грех духовного преступления всегда тяжелее греха слабости.
А ведь действительно, это очень типично для мужчин и женщин. Женщины чаще всего совершают «грехи слабости», среди них гораздо реже, чем среди мужчин можно найти тех, кто сознательно, опираясь на волевую силу, идет на преступление законов Божьих и человеческих. А вот мужчины, к сожалению, наоборот…
Итак, друзья, думаю, мы с Вами убедились, насколько глубоко содержание Библии, насколько тонко и мудро она судит о человеке и «судит» человека.
Опираясь на взятый нами психолого-педагогический метод и дополнив его ценностным анализом, давайте пройдем по страницам Ветхого Завета, останавливаясь на главных его текстах и сюжетах.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь