Найти тему
ПРЕССБОЛ

Александр Романьков: подходит солидный человек с охранниками и вручает вазочку. Утром сказали, что это принц Монако, а вазочка из золота

Олимпийский чемпион и десятикратный чемпион мира по фехтованию Александр Романьков вспомнил свою первую победу на планетарном форуме.

Первый раз в сборную СССР пригласили в 17 лет. Перспективный, молодой, к тому же левша. Однако тогда ничего не показал, и меня быстро отправили домой. Второй раз в главную команду страны попал в 20 лет. Во время чемпионата Советского Союза старший тренер сказал: “Саша, если будешь вторым, тебя никто не возьмет на чемпионат мира. Нужно побеждать”. После таких слов понял, что отступать некуда, и занял первое место.

Дальше был чемпионат мира 1973 года в Гренобле. Съехались 150 спортсменов со всего мира. И белорусский фехтовальщик, которого никто не знал, который нигде раньше не засветился, попадает в финал. Это уже была сенсация. Участники тогда соревновались в круговом турнире, каждый с каждым. У четверых было уже по два поражения. А у итальянца и у меня — по одному. Решающий бой: кто выигрывает, тот и чемпион мира. В это время Герман Бокун, отец нашего фехтования, подозвал и поднял на лоб очки. Этот жест означал одно — “хавайся ў бульбу!” И говорит: “Пойдем со мной! Ну что? Ты какого... сюда приехал? Какую страну защищаешь? А ну-ка вперед!” Он ведь войну прошел, орденоносец. Надо слушаться. Выскакиваю на дорожку на поединок с итальянцем, веду 4-1. Мне остался один укол, чтобы выиграть, а сопернику четыре. Он понимает, что приходит конец, останавливает поединок, хватается за ногу, хочет сбить темп. Ему ведь тоже выиграть хочется. Тут же вызвали врача, проверили — симуляция. И желтую карточку в нос. Выходит снова — и тут я наношу пятый укол. Как это было, не помню, сразу начал летать на руках товарищей.

Стою на пьедестале, подходит с двумя охранниками солидный человек и вручает мне красивую вазочку. В отеле поставил ее на подоконник. Утром наш руководитель делегации говорит: “Вам вчера принц Монако подарил вазочку. Она из золота. Присмотрите за ней”. Тогда быстренько спрятал ее в чемодан под замок.

Кстати буквы СССР мы сами пришивали к темно-синим шерстяным костюмам. А герб страны я надевал на руку. После моего выступления спортсмены становились в очередь, чтобы одолжить эту счастливую нашивку.