С 1945 по 1989 г. (последняя дата условна) в Индокитае шли беспрерывные войны. Обычно их классифицируют как Первая война в Индокитае (1945-54 гг.), Вторжение Северного Вьетнама в Лаос (1958-59 гг.), Вторая война в Индокитае (1965-75 гг.) и Третья война в Индокитае (она же Вьетнамо-камбоджийская война 1975-91 гг.). В советской и вообще левой традиции эти войны рассматриваются так: восстание вьетнамского народа против французских колонизаторов, борьба вьетнамского, лаосского и камбоджийского народов против американской агрессии, и освобождение Вьетнамом Камбоджи от кровавого режима Пол Пота. Однако такая классификация не соответствует исторической истине. Весь период Индокитайских войн правильнее охарактеризовать как попытку коммунистического руководства Вьетнама создать «социалистическую империю». Проще говоря – завоевать соседние Лаос и Камбоджу, сделав их вассальными государствами.
Необходимо учитывать, что три основных народа, населяющих Индокитайский полуостров – вьетнамцы (вьеты), лаосцы (лао) и кхмеры – имеют разное происхождение и не родственны друг другу. Вьетнамский язык относится к вьетской группе австроазиатской семьи. Вьетнамцы испытали сильнейшее влияние китайской цивилизации. Лао, предки которых пришли из южнокитайской провинции Юньнань, говорят на язык тай-кадайской семьи. Кхмеры, язык которых относится к мон-кхмерской группе – древнейшее население Индокитая. В отличие от соседей, во внешности кхмеров заметны австралоидные черты, а в их культуре сильно индийское влияние: главная святыня кхмеров, храмовый комплекс Ангкор-Ват, посвящён индуистскому божеству Вишну. Вьетнамцы до начала ХХ века использовали иероглифическое письмо китайского происхождения, в то время как лаосская и кхмерская письменность - разновидности индийского письма. Отношения между индокитайскими народами никогда не были тёплыми: они не объединялись против общих врагов, но часто воевали между собой. Вьетнамцы считали себя культурной нацией, а лаосцев и кхмеров – дикарями. В исторической памяти кхмеров вьетнамцы и лаосцы – завоеватели, вытеснившие их предков с большей части принадлежавших им земель.
Впервые в составе единой империи вьетнамцы, лаосцы и кхмеры оказались в результате французского завоевания. Во Французском Индокитае чиновниками, солдатами и бизнесменами были вьетнамцы (и китайцы), кхмеры – крестьянами, а лаосцы – свободными пограничными жителями, наподобие американских индейцев или российских юкагиров или чукчей. Французы шутили: «вьетнамцы сеют рис, кхмеры поливают, а лаосцы смотрят».
Идея объединения трёх народов Индокитая в единое государство принадлежала вьетнамским коммунистам. В 1930 г. вьетнамцы – члены Французской компартии объявили о создании Коммунистической партии Индокитая (КПИК), хотя её членами были исключительно вьетнамцы и местные китайцы.
В 1945 г., после капитуляции Японии, вьетнамские коммунисты с помощью китайских единомышленников и не пожелавших сложить оружие японских военнослужащих начали войну против французского господства. Война велась в Северном Вьетнаме, не затрагивая Лаос и Камбоджу. В октябре 1945 г. лаосские принцы, братья Петсарат и Суванна Фума, и их единокровный брат Суфанувонг (не принц) сформировали движение «Свободное Лао», попытавшееся провозгласить независимость Лаоса, но потерпевшее поражение в сентябре 1946 г. Группа членов «Свободного Лао» во главе с Тао О Анураком бежали в Ханой. При помощи Хо Ши Мина Тао и чуть ли не единственный коммунист-лаосец Кейсон Фомвихан основали военную организацию Патет Лао («Земля Лаоса»), ставшую проводником влияния КПИК в Лаосе. В 1949 г. в горах Лаоса появился первый партизанский отряд Патет Лао. Тогда же в Ханой прибыл Суфанувонг – вскоре он стал главой Патет Лао.
В 1950 г. Франция предоставила Лаосу независимость – он стал королевством, которое Франция обязалась защищать.
В течение 1950 г. отряды вьетнамских коммунистов (Вьетминь) проникали в горные районы Лаоса, организуя там тыловые базы для операций во Вьетнаме. К концу года там было размещено около 5 тыс. солдат Вьетминя.
В начале 1951 г. КПИК создала сеть отделений в Лаосе, но из 2091 его членов лаосцев было лишь 31. Хо Ши Мина это не смущало: 60% жителей городов Лаоса были вьетнамцами. К 1951 г. лидеру КПИК Хо Ши Мину и его соратникам стало ясно, что победа близка, но Франция и ООН не будут вести переговоры о передаче партии всего Индокитая.
КПИК изменила название на «Партию трудящихся Вьетнама» (ПТВ), но от своей цели – установления контроля над всем Индокитаем – не отказывалась. В статье 12 III главы Платформы ПТВ говорилось: «Народ Вьетнама готов установить долгосрочное сотрудничество с народами Лаоса и Камбоджи с целью образовать независимую, свободную, могущественную и процветающую федерацию государств Вьетнама, Лаоса и Камбоджи». К Платформе прилагалась секретная директива, указывавшая, что «когда позволят условия, три революционные партии Вьетнама, Камбоджи и Лаоса объединятся в единую партию».
В апреле 1953 г. 40-тысячная армия Вьетминя (в её составе было 2 тыс. лаосцев), ставшей регулярной Вьетнамской народной армией (ВНА) вторглась в Лаос. Во главе армии стояли главнокомандующий ВНА Во Нгуен Зяп и (формально) Суфанувонг. Попытки ВНА захватить всю страну были отбиты французами и лаосской королевской армией, но горные районы вьетнамцы заняли прочно.
В 1954 г. ВНА разгромила французов при Дьенбьенфу, и Женевская конференция поставила точку в присутствии Франции в Индокитае.
Вьетнам был разделён на Северный (коммунистический) и Южный (прозападный), Камбоджа стала независимой монархией, а в Лаосе продолжилась война. В 1955 г. королевская армия начала наступление на районы, занятые Патет-Лао, которая начала мобилизацию крестьян в свои отряды. Их обучали и вооружали во Вьетнаме, но силы Патет-Лао постепенно отступали к границе с Вьетнамом. В 1957 г. вожди горцев-хмонгов заключили соглашение с королевским правительством, и их выносливые и дисциплинированные бойцы пополнили королевские войска.
Для спасения Патет-Лао в Лаос перебрасывалось всё больше регулярных частей ВНА. В мае 1959 г. ВНА создала специальную «Группу 559», которая приступила к строительству «Тропы Хо Ши Мина» – разветвлённой сети дорог из Северного Вьетнама в Южный через территорию Лаоса и с заходом в Камбоджу. Впоследствии, уже во время Второй Индокитайской войны, «Тропа» станет основой коммуникаций для коммунистических войск.
Королевское правительство и Патет-Лао неоднократно пытались заключить мир, но все усилия срывались из-за позиции Ханоя, не оставлявшего планов по присоединению Лаоса. Тогда же правительственные силы Лаоса и партизаны-хмонги начали получать военную помощь от США. Постепенно отряды хмонгов во главе с генералом Ванг Пао стали основной силой, противостоявшей вьетнамским и местным коммунистам, а война в Лаосе в значительной степени приобрела межэтнический характер.
Начиная с 1959 г. северовьетнамские коммунисты осуществляли проникновение в Южный Вьетнам, создавали там партизанские базы и совершали нападения на военных, полицию и госслужащих. К 1962 г. эти действия приобрели характер настоящей войны, а в 1964 г., после провокаций северовьетнамского флота против американских военных кораблей, в военные действия вмешались США. Началась Вторая Индокитайская война, в которую оказались втянутыми оба Вьетнама, Лаос, Камбоджа и частично Таиланд.
Камбодже, превратившейся в 1955 г. из французского протектората в независимое королевство, долгое время удавалось избегать участия в войнах. Король Сианук, создавший партию Народное социалистическое сообщество (Сангкум), объявил о строительстве буддийского либерального социализма, и провёл ряд прогрессивных реформ. После начала Второй Индокитайской войны Сианук заключил соглашение с Китаем, поддерживавшим Северный Вьетнам, и позволил ВНА создавать военные базы на территории своей страны. Китайское и советское вооружение свободно поставлялось отрядам ВНА через камбоджийский порт Сиануквиль. Малоизвестная до этого Коммунистическая партия Камбоджи («красные кхмеры») резко усилилась: её активисты обучались и вооружались на базах ВНА. Они проявили себя в 1967 г., когда в провинции Баттамбанг вспыхнуло крестьянское восстание против налогов: отряды «красных кхмеров» пришли на помощь восставшим, и, при помощи ВНА, создали первый «освобождённый район».
Сианук понял, что ставка на Китай и вьетнамских коммунистов крайне опасна, и заключил договор с США. Американская авиация начала бомбить Камбоджу, провоцируя ярость кхмерских крестьян, но серьёзного ущерба ВНА, имитировавшей «южновьетнамских партизан», нанести не могла. В марте 1970 г. камбоджийская армия во главе с генералом Лон Нолом свергла «продавшегося коммунистам» Сианука, и развернула наступление на базы ВНА и «красных кхмеров». Однако ВНА была намного сильнее камбоджийской армии, и той пришлось просить помощи у США и Сайгона. В мае 1970 г. американские и сайгонские части вторглись в Камбоджу: несколько крупных баз ВНА были захвачены. Однако Демократическая партия США в Конгрессе потребовала вывода американских войск из Камбоджи, и президенту Никсону пришлось подчиниться. Сайгонские части оставались в Камбодже несколько месяцев, но разгромить ВНА и «красных кхмеров» не смогли.
В этих условиях свергнутый Сианук совершил политический пируэт: он поехал в Китай, где согласился возглавить Национальный единый фронт Кампучии (НЕФК) и Королевское правительство Национального единства Кампучии (КПНЕК) – за этими названиями скрывались «красные кхмеры». Сианук стал их бессильной марионеткой.
В 1971 г. 70% территории Камбоджи контролировали «красные кхмеры», опиравшиеся на крестьян, страдавших от американских бомбардировок и правительственных поборов. В 1973 г. города Камбоджи оказались в осаде, и режим Лон Нола начал агонизировать. В это время разладились отношения «красных кхмеров» с ВНА: камбоджийцы во главе с полукитайцем Пол Потом ориентировались на маоистскую модель самого примитивного толка: их идеалом было государство – крестьянская коммуна, без денег, без городов и промышленности, без медицины и образования. А историческая ненависть к вьетнамцам, усиленная грабежами и бесчинствами ВНА, вынуждала «красных кхмеров» порвать со своими создателями. В апреле-мае 1975 г. ВНА штурмом взяла Сайгон, а «красные кхмеры» - Пномпень.
Тогда же отряды Патет-Лао захватили города Лаоса, остававшиеся под контролем правительства. Коммунисты победили во всём Индокитае. Причём Лаос фактически перешёл под контроль Вьетнама, а Камбоджа, наоборот, превратилась в его врага.
Крестьянская утопия в исполнении «красных кхмеров» вылилась в одну из самых страшных трагедий ХХ века. Горожане были насильственно переселены в сельские коммуны, которые стали, по сути, концлагерями, где царил полный произвол, голод и насилие. Промышленность исчезла, торговля была запрещена, сельское хозяйство вернулось в средневековье. Камбоджа при Пол Поте жила натуральным хозяйством, а всё необходимое – оружие и кое-какая техника – поставлялась единственным союзником, Китаем.
Через несколько дней после окончания Второй Индокитайской войны камбоджийская армия атаковала вьетнамский остров Фукуок. Это стало началом Третьей Индокитайской войны. В 1975-79 гг. Ханой пытался договориться о мире с Пномпенем, но «красные кхмеры» категорически отказывались идти на уступки. Их отряды в чёрных куртках, с китайскими карабинами СКС, нападали на приграничные вьетнамские деревни, истребляя всё живое. В самой Камбодже истреблялись этнические вьетнамцы – как, впрочем, и мусульмане-тямы, и кхмеры-католики.
В апреле 1978 г. «красные кхмеры» вырезали всё население приграничного вьетнамского посёлка Батюк (ок. 3 тыс. человек), и Вьетнам начал готовиться к полномасштабной войне. В ноябре 1978 г. ВНА начала вторжение в Камбоджу. Имевшие огромный боевой опыт, вооружённые современным оружием вьетнамцы быстро заняли территорию страны, посадив в правительственные кресла в опустошённом Пномпене бывших «красных кхмеров», перешедших на их сторону.
Но Пол Пот и его сторонники не были разгромлены: значительная часть кхмеров восприняла вторжение вьетнамцев не как освобождение, а как иностранную агрессию, и ушла вместе с «братом №1» (партийная кличка Пол Пота) в приграничные с Таиландом районы. Там «красные кхмеры», извинившиеся (!?) перед народом за свои преступления, отказавшиеся от марксизма и заявившие о приверженности демократии (!?), объединились с вчерашними врагами – правыми республиканцами Сон Санна. К ним примкнули и немногочисленные монархисты, ориентировавшиеся на Сианука (Движение за национальное освобождение). Три группировки сформировали Коалиционное правительство Демократической Кампучии, признанное ООН и получавшее помощь со стороны США, Китая и Таиланда.
В 1979 г. мечта Ханоя о господстве над всем Индокитаем сбылась: в Лаосе и Камбодже были установлены вассальные режимы, контролировавшиеся ВНА и спецслужбами. Попытка Китая военной силой заставить Вьетнам уйти из Лаоса и Камбоджи привела к скоротечной, но крайне ожесточённой войне в феврале 1979 г., в которой китайские войска потерпели поражение от вьетнамских ополченцев (регулярная ВНА почти полностью находились в Лаосе и Камбодже).
Но новоявленная вьетнамская «империя» оказалась непрочной. В Камбодже провьетнамское правительство Хенг Самрина – Хун Сена было слабым, военные действия продолжались, и Ханой был вынужден держать в Камбодже армию численностью в 170-180 тыс. человек.
Не лучше была и ситуация в Лаосе. После прихода к власти провьетнамских коммунистов (Народно-революционная партия Лаоса) треть населения бежала в Таиланд, а непримиримые хмонги генерала Ванг Пао продолжили партизанскую войну. 60 тысяч хмонгов укрепились на огромной горе Фубиа, на десятилетия превратившейся в символ и центр вооружённого сопротивления. Китай, Таиланд и правые организации США (такие, как Совет за мировую свободу генерала Дж.Синглауба) оказывали хмонгам кое-какую помощь.
Социалистическая модель во Вьетнаме, как и во всём мире, оказалась неспособной обеспечить экономическое развитие и социальное благополучие. Нищий Вьетнам тратил огромные средства (треть бюджета) на контроль над вассальными Лаосом и Камбоджей, что было возможным только благодаря помощи со стороны СССР и его вассалов: её ежегодные размеры составляли $1,4 – 1,7 млрд. СССР обеспечивал 90% сырья для промышленности Вьетнама и 70% потребляемого им зерна. Так большая империя обеспечивала выживание империи малой. Но справиться с повстанческим движением ни в Лаосе, ни в Камбодже вьетнамцам не удавалось. К 1989 г. в Лаосе действовало ок. 20 тысяч повстанцев, в Камбодже – 50-60 тысяч. Лаосские горцы и кхмеры продолжали поддерживать повстанцев в первую очередь потому, что вьетнамцы были для них оккупантами.
В 1986 г. СССР, погружавшийся в небывалый по масштабам социально-экономический кризис, дал понять Ханою, что оказывать ему помощь он больше не может. Вьетнамцы поняли, что удерживать вассальные страны больше невозможно, и в сентябре 1989 г. в Париже были заключены мирные соглашения между камбоджийским провьетнамским режимом Хенг Самрина - Хун Сена и вооружённой оппозицией. Главным условием повстанцев, разумеется, стал вывод вьетнамских войск, и это условие было принято. Китай, США и Таиланд прекратили поддержку лаосских и камбоджийских повстанцев, и закрыли их лагеря на территории Таиланда. К концу года вьетнамская армия, потерявшая в боях ок. 30 тыс. человек погибшими, покинула Камбоджу. Тогда же, без всяких соглашений с оппозицией, вьетнамцы начали покидать и Лаос.
Вьетнамская «империя», 30 лет создававшая железом и кровью, просуществовала всего 10 лет. Такая форма отношений между народами и странами во второй половине ХХ века оказалась слишком архаичной, а социалистическая модель экономики – неэффективной и не жизнеспособной. Попытка вьетнамских коммунистов построить в Индокитае уменьшенную копию СССР стоила народам трёх стран несколько миллионов жизней и многих миллионов беженцев (если учитывать, что без вьетнамской помощи никаких «красных кхмеров» с их войнами и террором просто не было бы). В результате вьетнамского эксперимента страны Индокитая сильно уступают в уровне развития таким соседям, как Таиланд или Малайзия, хотя стартовые возможности у них были примерно одинаковыми.
В Камбодже установилась демократическая форма правления, повстанцы образовали политические партии, и вошли в парламент и правительство. Непримиримая часть «красных кхмеров» сопротивлялась в джунглях до 1998 г., когда Пол Пот, арестованный соратниками, умер от болезни. В глухих районах провинций Ратанакири и Стынгтаенг всё ещё скрываются маленькие группы «красных кхмеров», промышляющие грабежами и разбоем. В Лаосе, после ухода вьетнамцев перешедшего под экономический контроль Китая, до сих пор действуют отряды хмонгов, а гора Фубиа остаётся закрытой для туризма из-за периодических вспышек военных действий. Но нынешние проблемы Камбоджи и Лаоса – всего лишь отсветы того, что осталось от исчезнувшей вьетнамской «империи».