Пишет и вещает город Екатеринбург, средний урал. В году эдак 2011-2012 у нас появились первые Электровелосипеды в городе, которые позже стали именовать Электровелами, а ещё позже Электробайками. Один энтузиаст, стал изучать новую технологию электрофикации обычных велосипедов. Стали появляться единомышленники. А далее первые мини слёты, тематические ПВД около города, прогоны по городу и сходки у костра. Это всё происходило задолго до появления СИМ, то есть Электровелы были первыми представителями лёгкого электротранспорта в городе. Вскоре, также открылся первый форум электровелосипедистов. Небольшая группа энтузиастов в те годы (2013-2014), чувствовали себя первопроходцами. Форумы всяческих электросамокатов и моноколёс появились куда позже, и они не являлись основателями электродвижения в городе по факту, как заявляют сейчас (форум и чат телеграм ElektroClub).
90% устройств типа Электровел, были именно самосборами, а готовые покупные конфиги ЕВРО типа (с ассистентом) были дикой редкостью и стоили огромных денег. Как люди их собирали и что это было? Основу и донора представлял собой недорогой МТВ, начального уровня зачастую, на него ставился лёгкий и небольшой МК редуктор 250-500 ватт. Чуть позже стали использовать ДД моторы на 500-1000 ватт. Батареи были такие: сначала дико тяжёлый свинец, а потом Лифепо(лифер) и Липоли (липольки, или народные котлеты). liPo были очень опасны в плане возгорания, а литийжелезофосфат тяжёлым. Помимо веса, лифер брали в виде пакетов типа А123, точнее его подделок из Китая. Так как они были максимально выгодны по соотношению цена = ёмкость. Как итог из 2000 заявленных циклов, они служили сезон –два и вздувались как воздушные шары. Иными словами, первые шаги электриков, на пути к образованию как класса, были весьма тернистыми.
Денег тоже у людей особо не было. Собирали как могли и из чего могли аппараты. Ёмкости батарей (что по аналогии с организмом человека можно назвать желудком), также были малы. Полноценным многофункциональным транспортом такое, в связи с небольшим пробегом на 1 заряде, было назвать трудно (а это порядка 30 км.). По началу всё носило характер хобби. Народ катал на дачу, в офис, на родник за водой, да на озера в городской черте и не более того. Однако спустя пару лет, количество пользователей возрастало. Среди людей, которые выезжали до ближайшей «лужи» посидеть и хлебнуть пивка с приятелями, в сообщество стали приходить реальные Туристы. Навешивались баулы на багажник и электробайк стали приспосабливать для более серьёзных задач. Появились элементы форм-фактора 18650. Стали доступны сборки из более лёгких АКБ при высокой ёмкости. Конечно и они имели свои ограничения, тем не менее это был уже шаг вперёд. Пошли выезды уже в пригород, на скалы, по грибы, проба кольцевых маршрутов вокруг озёр. А далее появились первые кастом самосборы принципиального нового типа – миддрайв, с пространственной рамой и АКБ на 100 км.заезды (так называемый Кайфобайк).
Тусовка электробайкеров с 2016 -2017 года уже имела 2 полноценных направления:
1) Тусовщики
2) Путешественники
С первыми всё ясно. Они ничего не меняли принципиально в своих 2 ух колёсных конях конструктивно. Ибо характеристик что есть, хватало для рядовых задач поездок по городу и посиделок у ближайшего костра. Стандартно они имели АКБ номиналом 48 в. И ёмкостью 10-15 ач. А вторые начали устраивать с определённого момента настоящие гонки вооружений между собой. Лозунг –Быстрее, выше, сильнее стал актуален как никогда. Сначала ёмкости батарей были по 1500 -2000 втч. А потом первый известный Электровелотурист в городе Слава (Пилигрим) насобирал себе батареек аж на 4.5 кВт ёмкости. Уже можно было позволить себе ехать целый день напролет от 150 км. и более. И на хорошей скорости что немаловажно. То есть по факту родилось такое понятие как Электровелотуризм. Помимо ёмкости АКБ, росли также напряжения, мощности движков, и максимальная скорость. Вместо 36-48 в. Народ использовал 60 и 72 вольт, переходил в новую категорию.
В чатах и мини-клубах среди электровелов Екб. Возникали свои понятия по типу: Клуб 3000, клуб 5000, звёздный состав электробайкеров и другие. Чтобы войти в клуб 3000 вТч или 5000, надо было собрать соответствующую названию ёмкость АКБ. А для входа в клуб звёздного(золотого) состава, иметь авторитет в тусовке за счёт большого количества ПВД на большие дистанции, в тяжёлых условиях и собрать крутой байк. По началу, покатушки всё равно ограничивались одним световым днём. Кто-то признавал это полноценным туризмом, а кто-то нет. И позже возникла идея многодневок. Дабы воплотить в жизнь подобное, был разработан первый маршрут с условным названием Южный. Любые Электровелы имели свою неоспоримую «ахиллесову пяту». Это зависимость от розетки или ёмкость заряда. Как ни крути, а заряд имел ограничения и бака хватало максимум на день. Его надо заправлять. А где и как это делать? Кое где сейчас, в отдельных регионах страны есть специализированные зарядки. Но у нас в городе таковые отсутствуют. Значит для путешествий надо придумывать какие-то варианты с зарядкой самим. Шиномонтажки, да магазинчики дорожные, были не панацеей. Проезжая мимо, вставая на обед, много зарядить и пополнить бак особо не выйдет. А если встать надолго днём, даже с быстрой зарядкой при помощи мощного ЗУ, это отнимало время пробега. Да и что куковать сидеть 2-3 часа на одном месте? Идея была так себе.
Был также вариант с установкой на багажник мини-бензо генератора. Идея подобной мысли была такова – едешь, тратишь заряд, а на любой остановке включаешь «гену» и подсасываешь энергию. Такой способ тоже не стал прорывом. Лёгкий и компактный генератор имел малую мощность, всего 500 ватт реальных, что было мало даже на один электровелик, а о питании 2 ух 3 ёх и говорить смешно. Устройства помощнее были уже слишком большими и тяжёлыми для перевозки самостоятельно. На багажник влезали с трудом вызывая разбаланс, и приводило это к тому, что более ничего не положишь из вещей. И лишь спустя время возникла идея с ночными остановками в гостевых домиках, где до утра можно было оставить байки на заряд. А после ехать дальше на полном баке хоть 200 км. Но даже в таком случае были ограничения. Группа из туристов- ездоков составляла не более 4-5 человек, ибо гостевые домики имели свой лимит в электросети.
Таким образом, электробайкеры – туристы упёрлись в потолок своих возможностей. А это пробеги 200 -250 км за 1 день. Почему так? А всё просто. Хочешь уехать дальше? Повышай скорость, повышай ёмкость…а чем выше ёмкость, тем больше вес и габариты. Движки нужны уже дорогие и тяжёлые, скутерного типа. А это всё деньги, серьёзные деньги. При достижении порога в 5 кВт, далее ловишь себя на мысли, а в чём прикол? Мотик двс уже дешевле будет)). Собственно говоря, прикол электромопеда (мощный электровел), это его бесшумность, и отсутствие вони – выхлопа. Естественно не все велись на гонку вооружений. Были в городе и настоящие олды-хардкорщики. Такие, например, как Василий (Кронд). В чём была их мысль и стиль? Это всё те же 36 вольт, однодневные катки до 160 км пробега и АКБ до 2500 вТч на борту. Тактика минимизации веса и экономии заряда. Как уехать дальше? Всё просто – тише едешь, дальше будешь. Крейсер 25 км в час как у простого велосипедиста, а лимит на пике 30 км в час. Но опять же и так есть свои ограничения. Педали то не крутишь, кровь не разгоняешь, задница на велоседле «дубеет» и устаёт. То есть денёк так катнул, и хорош. А если охота катать много, то без большого кресла мягкого (мото), уже никак. На данный момент известны несколько ПВД на 2 -3 дня что были успешно зафиксированы в составе малых групп.
Отдельная категория и тема, это зимние прогулки. Нюансов там множество. Для начала стоит сразу сказать, что зимой характеристики электробайка намного скромнее. В первую очередь, за счёт охлаждения АКБ. Сопротивление вырастает, просадка напряжения под нагрузкой также падает сильнее чем летом, а значит максималка также будет ниже. Да, можно катать зимой, в отличии от тяжёлого мото, с летней резиной для асфальта. МотоДВС просто упадёт и будет бо –бо, смертельно опасно это как минимум знаете -ли. А электробайк раза дак в 3 легче и можно зимнюю резину поставить, тем самым снизив лимит крейсерской скорости и продолжать катать. Химия АКБ всё равно подвергается низким температурам. Даже если утеплить корпус, ёмкость снижается, нельзя пополнять заряд на холоде…ограничений больше чем летом ощутимо. Да и одеваться надо как «капуста» или «пингвин». Руки –ноги, точнее пальцы страдают больше всего. Кто- то делает подогрев грипс, а кто щитки от ветра ставит. Опять же за счёт зимней одежды силуэт ездока будет больше. Это повысит сопротивление воздуха, который сам по себе более плотный, чем летом. Да и зимняя резина с зубатым протектором и пониженное давление (для лучшего сцепление с поверхностью), создают ухудшение наката. Покатушки уже в любом случае будут на один день и до 150 км. Зато возможны экстрим катки по льду водоёмов (со своими оговорками), как их у нас называют теперь «зимний сплав». Данную категорию дальняков, опробовали у нас в городе первыми Я (автор данной статьи) и товарищ Андрей (он же Ганнер, он же «Навигатор»).
Подведём итоги
Понятие электровелотуризм имеет место быть. Однако оно не носит массовый характер. Ибо многочисленные курьеры в городе что развозят коробки с едой, пересев с обычно вела на электро, никакого отношения к туризму в большинстве своём не имеют. А для достижения технической и фактической возможности использовать электробайк для туризма нужны ого-го какие вложения. Простой человек с улицы, кто не является энтузиастом электротематики, не будет вкладывать необходимые огромные средства, время и силы на это. Те, кто использует железо чисто для работы, так и будет катать на минималках. Тем более, не будем забывать, что лёгкие электровелы народ «юзает», с целью езды без прав и свободы передвижения (выше велосипедных скоростей, но без внимания со стороны ГИБДД). А чем дальше, тем туже затягивают законодатели гайки. Например, уже сейчас мало стало ограничения 25 км в час. Внесены правки, ограничивающие массу аппарата. Что это значит? А то, что большой аккумулятор вы уже не воткнёте, а это в свою очередь обламывает массовое применение таких средств для выездов на дальняк. Разве что имея какую-либо категорию прав в кармане, вам будет до фени. Но даже так, тут нужно и желание вкладывать деньги и интерес к такому делу необходим серьёзный. Поэтому можно сделать вывод, что массовость такому туризму не светит в обозримое, ближайшее время. Это весьма специфическая категория и вид путешествий.