Фоторепортаж.
В Инкермане среди рыбаков и прогулочных катеров отстаивается уникальнейший глубоководный аппарат.
«Бентос-300» — это гражданская исследовательская подводная лодка проекта 1603. По заказу Министерства рыбного хозяйства СССР было построено 2 таких аппарата: ПЛБ-76-01 и ПЛБ-83-02 в 1976-м и 1983-м годах соответственно. Но сохранился лишь ПЛБ-76-01. Это были обитаемые подводные научно-исследовательские лаборатории, предназначенные для подводного наблюдения за черноморскими флорой и фауной. Аппараты могли самостоятельно становиться на якорь и до двух недель в автономном режиме находиться в заданной точке на определённой глубине.
По конструкции, как у классической субмарины, у "Бентоса" был лёгкий и прочный корпус. Лёгкий корпус почти полностью сгнил в морской воде. В то время как огромная толщина прочного корпуса позволяет аппарату всё ещё держаться на плаву. Для визуального наблюдения в носовой части "Бентоса" располагалась наблюдательная камера с иллюминаторами, а так же прожекторами и видеокамерами. В распоряжении 12-ти учёных был научный отсек, камбуз и кают-компания. Шарообразная спасательная капсула так же выполняла роль наблюдательной камеры. Заглянем внутрь капсулы?
В 90-е годы аппарат оказался никому не нужен и, в итоге, заброшен. А сейчас такие аппараты науке уже не интересны. Их легко заменяют роботы с манипуляторами и камерами.
Заглянем в ходовую рубку?
Однако, несколько лет назад инициативная группа, состоящая из бывшего экипажа "Бентоса", решила спасти уникальную подлодку. Для создания музея гидронавтики на базе этого аппарата в 2018-м году был выделен президентский грант в размере 8,7 млн.руб. Но, кажется, этого всё равно оказалось не достаточно... В 2019-м году судно поставили в сухой док, отремонтировали корпус, заглушили подводные иллюминаторы, произвели отделку внутренних помещений, загрузили мебель, как смогли наварили лёгкий корпус. Но воз "Бентос-300" и ныне в Инкермане. Создание музея гидронавтики обещал поддержать бывший губернатор Севастополя... В 2019-м повторно была подана заявка на грант в 9,6 млн.руб., однако в этот раз проект не получил поддержку. Существует небольшая надежда, что после завершения реконструкции набережной в Балаклаве для аппарата там найдётся достойное место.
Дальнейшая судьба уникальнейшего человеческого творения неизвестна. Каких-либо перспектив создания музея не наблюдается. Он никому кроме своего бывшего экипажа не нужен. Наверное, без "высокого" вмешательства опять ничего не получится. А пока что коррозия в морской воде "сжирает" остатки внешнего корпуса лаборатории...
Краткие технические характеристики аппарата:
- водоизмещение - 500 тонн;
- длина - 30,3 метра;
- ширина - 6 метров;
- высота - 12 метров;
- автономность -14 суток;
- рабочая глубина - 300 метров;
- предельная глубина погружения - 400 метров;
- скорость подводного хода - 1,5 узла (2,8 км/ч);
- скорость надводного хода - буксировался другим судном;
- максимальное количество человек на борту - 12.
Морской продолжит следить за судьбой "Бентоса". Толстый металл прочного корпуса позволяет надеяться что уникальный аппарат не затонет, а его владельцы смогут добиться создания музея. Этот музей было бы интересно посетить.