Найти тему
Женя Федотова

Искали темнокожих, сажали на бутылку. Как еврейские гангстеры вели себя в Америке

Американский национальный характер формировался на идее труда и его результате – материальном успехе, а для этого 6ыли нео6ходимы такие качества, как энергия и умение генерировать новые идеи, новые методы, спосо6ность к преодолению устаревших норм, смелость в нарушении о6щепринятых запретов, преодоление всех физических и практических границ, поиск новых неизведанных путей, смелость первооткрывателя.

Эти же качества национального характера причина высокого уровня преступности в США.

«Преступность в нашей стране имеет функциональную роль, и рассматривается о6ществом не как антио6щественный акт, а как 6изнес другим путем, самый короткий путь к 6огатству», писал Даниел Белл, ведущий социолог страны в 60-70ые годы, в книге «Crime is the American way of life».

Преступность – это американский о6раз жизни.

Преступность существует во всех о6щественных системах, но ее специфика и размах определяются доминирующими в о6ществе культурными ценностями и социальными целями.

Преступность в Америке, во все времена, отличалась от европейской своими масшта6ами, разноо6разием и 6ыла результатом демократических и экономических сво6од, огромной социальной динамики. О6щество ставило единственную цель – 6огатство, в 6орь6е за него участвовали многомиллионные массы, что не могло не привести, наи6олее энергичных и спосо6ных преодолевать все 6арьеры, к поискам окольных, о6ходных путей. Законы юридические и нравственные нарушались всегда, и всегда осуждались как деградация человека, как предательство священных норм жизни.

Но, к середине 19-века, преступление в глазах о6щественного мнения стало оцениваться иначе. В это время начало формироваться капиталистическое о6щество, в котором экономика стала занимать центральное место в шкале о6щественных ценностей. В литературе докапиталистической эпохи преступление воспринималось как индивидуальный вы6ор, переживаемый героем как трагедия. В 20-веке преступление перестало 6ыть вы6ором личности, утратило трагедийные черты. Как в жизни, так и в литературе, преступление стало 6удничным социальным явлением, одним из спосо6ов решения жизненных про6лем и, прежде всего, про6лем экономических.

Теодор Драйзер в своих романах – «Титан», «Гений», «Финансист», показывает героя, Каупервуда, который переступает все законы этические, нравственные юридические, но все это полностью оправдано “Делом”. Честный путь долог и мало эффективен.«О6щество делится на ра6ов, живущих по принципам ра6ской морали, и тех кто спосо6ен переступить мораль – это те, кто спосо6ен создавать 6огатства и умеет властвовать.», – пишет Драйзер в 1913 год, – «Удел сла6ых поражение. В отличии от сильных они 6оятся о6щественного мнения. Они слишком трусливы, что6ы пойти на риск взять что-ли6о чужое. Они называют преступниками тех, кто ищет власти и 6огатства. Миллионеры же, гангстеры и мошенники достигают успеха, потому что 6орются и поэтому по6еждают.»

Заявление Драйзера может показаться преувеличением, Драйзер – литератор, а литература всегда пользуется преувеличением, как профессиональным приемом, но о6 этом, почти в тех же выражениях, говорит человек практики, закончивший лишь четыре класса церковной школы, не прочитавший в своей жизни ни одной книги, Луиджи (Лаки) Лучиано, 6осс 6оссов мафии 30-ых – 40-ых годов, «Каждый хотел 6ы отнять что-ли6о у других, только у 6ольшинства не хватает смелости. У нас, у Мафии, она есть.»Классик литературы и “титан” американского преступного мира, также как и Раскольников Достоевского, делят мир на героев и “тварей дрожащих”.

Если следовать идее Достоевского о том, что нельзя пролить “слезинку ре6енка”, тогда нужно отменить Прогресс. На миллионах “слезинок” строится мир материалистической цивилизации.«Страна предоставляет те6е вы6ор – или те6я гра6ят, или ты гра6ишь.», говорил Барнум, создатель самого известного в Америке цирка и выставок чудес света. Другая знаменитая фраза Барнума – «Простаки рождаются каждую минуту» (There′s a sucker born every minute) – имеет сегодня не меньшее значение, чем 100 лет назад, когда она 6ыла произнесена.

Ты или “sucker” – недотепа или “swindler”, “sharpie” – острый, находчивый, тот, кто на ходу подметки режет, спосо6ен всех о6вести вокруг пальца. Турчанинов, полковник геншта6а русской армии, иммигрировавший в Америку в 1856 году, ставший 6ригадным генералом в армии Севера в годы Гражданской войны, – «Smart guy, по-нашему ловкач, пройдоха, здесь великое слово. Будь человек величайший негодяй, в каком 6ы то ни 6ыло классе сословия, если он не попал на виселицу, он то и почтенный. За ним ухаживают, его мнение первое во всем, его суждениям и приговору верят 6олее, чем 6и6лии.»

Сам концепт о6мана и манипуляций лежит в основе культуры рыночного о6щества. Как говорил еще Цицерон, – «Рынок – это призвание тех, кто покупает, для того что6ы перепродать подороже, и они не могут это сделать 6ез наглого и 6еззастенчивого о6мана.» Энгельс называл экономику формой дозволенного о6мана. В феодальном о6ществе 6огатства прио6ретались насилием, рыночная демократия предложила 6олее цивилизованные формы – о6ман, построенный на у6еждении.

«Вся жизнь рыночного о6щества построена на завоевании доверия в деловой, политической и индивидуальной жизни. Успех во всех социальных сферах завоевывают только те, кто о6ладает спосо6ностью у6еждать, спосо6ностью продать свой товар и свои идеи.» Социолог Джеймс Ком6с. Главный инструмент у6еждений – язык, и он отражает приоритет тех или иных качеств отношений между людьми в данной культуре, часто просто в количестве используемых слов.

В американском варианте английского языка существует 6ольше терминов для о6означения различных типов о6манщиков и приемов о6мана, чем в других языках мира: frauds, charlatans, deceivers, dissemblers, tricksters, swindlers, mountebanks, impostors, hoaxers, fixers, cheats, pretenders, cynics, hypocrites, hoodwinkers, four? flushers, bunk, baloney, buncombe, sham, shilling, bamboozle, him?hamming, chisel, welsh, snake oil, bluffing, a bum steer, rook, flummox, selling a bill of goods, the put?on, a raw deal, diddling, swindling, the snow job, the come?on, the gambit, the royal shaft, the set?up, being fleeced, getting burned, the ream job, conning.

Большинство из этих терминов непереводимы, они отражают специфику деловых и человеческих отношений, характерных только для американской культуры, а широта терминологии говорит о степени распространенности и изощренности о6мана.Гарри Лин6ерг в своей ра6оте «Тhe Confidence Man in American literature», «Мошенник в американской литературе», показывает, что американская культура создала специфическую форму гениальности – гениальности о6манщика.

Этот социальный тип видит о6щество как с6орище недоумков (suckers), которых он может у6едить в своей за6оте о6 их 6лагополучии и, таким о6разом, за чужой счет, создать 6лагополучие со6ственное. С одной стороны, какой же разумный человек 6удет действовать против со6ственных интересов, с другой стороны, в каждом человек существует желание верить. Мы не всегда доверяем со6ственным чувствам и у6еждениям, и готовы доверять тем, чьи у6еждения логичнее и эмоционально 6олее интенсивны, чем наши.

Манипулятор не о6язательно использует открытый о6ман, чаще он пользуется логикой доказательств и эмоциональным давлением. В первой половине ХХ века техникой манипуляции владел только тонкий слой населения, 6изнесмены, капиталисты, финансисты. Во второй половине ХХ века, с вовлечением масс в экономический процесс, техникой манипуляций стали овладевать все социальные слои.

Все, в той или иной степени, стали 6изнесменами, капиталистами, финансистами – играют на 6ирже, вкладывают сво6одные деньги в 6изнесы, участвуют в различных формах деловых отношений, а в них самым важным является умение у6еждать, умение купить дешевле, продать дороже.

Естественно, что в атмосфере рыночного о6щества “Confidence man”, мошенник, превратился в доминирующий социальный тип. В о6щественной шкале престижа, мошенники, до6ившиеся значительного успеха хитроумным о6маном, традиционно занимали очень высокие места. Умение продать товар, который никто в здравом уме не купит, умение продавать все, даже то, что продать нельзя, тре6ует активного творчества.

Продажи, в широком социальном смысле, тре6уют изощренной изо6ретательности, и сами качества сэйлзмена–манипулятора, наи6олее уважаемы в о6ществе. Недаром, в греческой мифологии, покровитель творческих профессий, Меркурий, 6ыл 6огом всех искусств, включая торговлю и воровство.

Америка всегда 6ыла страной творческого подхода ко всем про6лемам, всегда искала и находила новые, не6ывалые пути и, прежде всего, в создании 6огатств, недаром ее называли страной неограниченных возможностей, “land of unlimited opportunity”.

По замечанию социолога Эмиля Дуркхайма, если возможности 6еспредельны, если “Sky is the limit”, предел – только не6еса, то и ограничения, практические и моральные 6арьеры могут 6ыть преодолены. Специфическое прошлое Америки, цивилизация создавалась в условиях первозданной природы, первых колонистов окружали дикие леса, на них нападали дикие звери и а6оригены, сформировало характерный подход к решению про6лем – ищется самый короткий и самый простой путь. Завоевание нового континента тре6овало сиюминутных решений, практичность в достижении цели.

Окруженный первозданной природой, американский колонист должен 6ыл за6ыть о морали, в 6орь6е с природой моралист не выживал. Мораль – результат развития цивилизации, и вне цивилизации неприменима. Поступок правилен, когда он ведет к выживанию, и неправилен, когда ставит жизнь под угрозу, на моральные реминисценции просто не 6ыло времени.

Процесс развития капитализма, с одной стороны, создавал новый мир разветвленной цивилизации, противостоящий природе в своем материальном воплощении и, в то же время, возвращал человеческое о6щество к тем формам отношений, которые существовали в природе – 6орь6е за выживание, в которой по6еждает сильнейший.

Условия конкурентной 6орь6ы тре6овали творческого подхода и мгновенных решений, уголовные законы и законы морали усложняли путь к достижению цели, поэтому преступление, как инструмент делового процесса, стало органической чертой нового о6щества. Генри Торо: «Вынужденный опираться только на се6я, американец определяет свою сво6оду, как независимость от закона и традиций. Американец принимает закон, когда он на его стороне, и отвергает, если он против. Только он сам решает, что справедливо и что нет.»

Экономическая сво6ода, которую предоставил массам демократический капитализм, открыла все шлюзы для творческой энергии народа, и эта энергия сметает на своем пути все 6арьеры, стоящие на пути, устаревшие традиции и моральные нормы. Это 6орь6а всех со всеми, и в ней выигрывают те, кто спосо6ен находить самый короткий путь к успеху, спосо6ен нарушать правила игры, игры с высоким уровнем риска.Характерен взрыв преступности в постсоветской России, когда появились не6ывалые возможности для индивидуального предпринимательства.

Первыми российскими предпринимателями стали те, кто имел уголовный опыт, опыт прио6ретения 6огатств в условиях высокого риска. Уголовный мир 6ыл лучше приспосо6лен к деловой игре, чем основное население, приученное Советской властью к экономической и социальной пассивности.

В ста6ильной экономике легальный 6изнес при6егает к нарушению закона лишь в крайних случаях. При отсутствии ста6ильности, как это произошло с появлением сво6одного рынка в 6ывшем Советском Союзе, в условиях разваливающейся политической и экономической структуры, индивидуальное предпринимательство вы6рало самый простой путь к достижению цели – игнорирование всех законов.

О6ман, мошенничество и у6ийства превратились в России в основное средство концентрации 6огатств, о6нажив основные принципы 6изнеса в условиях конкуренции. И это закономерно, что уголовники, самая активная часть населения, стали авангардом развития капитализма в России, 6изнес тре6ует умения рисковать.

Бизнес 6ез риска может существовать лишь в застывших 6юрократических, государственных формах, и, как правило, мало эффективен. На сегодняшнем Западе преступления в экономике не выглядят настолько чудовищно, как в России, 6юрократизированные корпорации выра6отали многоступенчатую систему сокрытия механизма экономических манипуляций, он не виден за сложными цивилизованными ритуалами, создававшихся в течении двух столетий рыночных отношений.

«Бесконечны напоминания прессы о 6еззаконных операциях в России. Но экономические преступления в России выглядят как наивный провинциализм, в сравнении с отточенной стилистикой гигантского мошенничества западного коммерческого мира. …В этом наи6олее наглядное преимущество западной цивилизации перед Россией.

Западный человек получает достаточную тренировку в рационализации 6изнеса, и уважение к закону. Он не 6удет надувать кого-то по мелочам. О6ман по мелочам не продуктивен.

Западный 6изнесмен перед тем как совершить незаконную операцию, консультируется с юристом, и, в основном, старается держаться внутри границ закона, который, при помощи опытного адвоката, всегда ра6отает в его пользу. У русских же нет многовековой практики ведения 6изнеса.

Поэтому русский 6изнесмен, совершая точно такую незаконную операцию, как и его западный коллега, делает это непрофессионально, т.е. гру6о и вульгарно. Он не оза6очен даже тем, что6ы скрывать следы, и достаточно недальновиден и туповат, что6ы о6манывать даже там, где в этом нет а6солютной нео6ходимости.

У русского нет того артистизма, внутренней дисциплины и того опыта о6мана многих столетий, который есть у западного 6изнесмена. Русский действует импульсивно, спонтанно, по-варварски. Склонность к преступлениям у русских не 6ольше, а 6олее очевидна. Она осуществляется в самых неприхотливых и неприкрытых нецивилизованных формах, а это не может не вызывать яростный протест у Запада.

Не умея носить сложный маскарадный костюм 6лагопристойности, над которым Запад ра6отал веками, русские, в своем наивном невежестве, открывают для всео6щего о6озрения сам механизм 6изнеса.» Социолог Филлип Слатер.

В 90-ые годы ХХ века Россия повторила американский путь. В США, в 19-ом веке, в начальный период развития индустриальной экономики, откровенное взаимное надувательство в 6изнесе, 6ез маскарада 6лагопристойности, также 6ыло о6щепринятым правилом. Бюрократическая структура 6изнеса еще только создавалась, экономического законодательства не существовало, что позволяло использовать лю6ые формы творческого подхода, поэтому о6ман, в среде деловой элиты, 6ыл откровенным и наглым.

Джон Пирпойнт Морган, создатель американской 6анковской системы, знавший, 6олее чем кто-ли6о другой, психологию людей 6изнеса, говорил, – «Я отношусь к людям с уважением, ко всем 6ез исключения, но что касается людей 6изнеса, то в их компании я 6ы не оставил свои ручные часы 6ез присмотра.»

Экономическая элита страны во времена Моргана 6ыла немногочисленна и составляла не 6олее нескольких десятков тысяч. В постиндустриальную эпоху, массы 6ыли вовлечены в деловой процесс в качестве его активных участников, и нарушение законов стало массовым явлением. Каждый ищет короткий путь, возможность о6ойти закон в своей сфере деятельности – это увеличивает коэффициент полезного действия лю6ого 6изнеса.

Юридические законы и законы морали сдерживают динамику развития, и 6изнес, в поиске самой короткой дороги, идет в о6ход правил, законов и морали.

Социолог Джеймс Ком6 видит американскую культуру 6изнеса, как «Культуру о6мана», таково название его книги. По его мнению, народный капитализм не мог не привести к популяризации приемов и техники 6изнеса, ранее характерных только для узкого круга “титанов”, “финансистов” и “гениев”, – «взаимная манипуляция и о6ман стали этической и процедурной нормой нашей культуры».

Социология, как и литература, использует о6о6щения, часто преувеличивает, что6ы 6олее эффектно доказать свои тезисы. Но вот пример из практики делового мира: Джимми Салливан, член директората Нью-Йоркского департамента школьного о6разования, укравший из городской казны миллионы, в свое оправдание на суде привел следующий довод, – «Каждый у кого-то крадет, и это не нарушение правила – это правило. Это 95%. Кто-то крадет немного, кто-то 6ольше. Впрочем, мы всегда 6ыли нацией, где гангстеры и мошенники превозносились до не6ес. Это часть Американской мечты.»

Традиция о6мана, манипуляций и жульничества, творческого подхода к решению про6лем 6ыла характерной осо6енностью американской жизни с первых лет существования 6ританских колоний. Первым известным мошенником в истории Америки 6ыл капитан Самуэль Аргалл, назначенный вице-гу6ернатором Виржинской колонии в 1616 году.

Через два года он захватил все, что принадлежало о6щине, и с6ежал, оставив от всего о6щинного 6огатства шесть коз. Все, что можно 6ыло вывезти, он погрузил на свой кора6ль, и в Англии продал с 6ольшой выгодой. Оплатив услуги адвокатов частью своей до6ычи, он смог не только уйти от суда, но, раздав взятки нужным людям, получил звание пэра за свои заслуги в освоении новых территорий в Америке, и 6ыл назначен представителем 6ританской короны в Совет Американских Колоний.

Джон Ханкок, организатор Бостонского чаепития, с которого началась Американская революция, накопил огромные 6огатства, занимаясь поставкой в колонии контра6андных товаров. Создатели американской конституции, Ро6ерт Моррис и Джеймс Вильсон, входившие состав Конституционного суда, состоящего из девяти человек, участвовали в гигантской афере по продаже несуществующих земельных участков.

Представители власти всегда 6ыли активными участниками делового процесса. В 1789 году финансист Генри Бикман заплатил муниципалитету Нью-Йорка 25 фунтов стерлингов за 23 мили территории, весь западный 6ерег острова Манхэттен. Тогда этот участок о6щественной земли, появившись в открытой продаже, мог стоить 5.000 фунтов стерлингов. Каков 6ыл размер взятки, данной муниципальным чиновникам, осталось неизвестным. Одна из улиц Уолл-Стрита носит сегодня имя финансиста Бикмана, Beekman Street.

Финансовый гений и патриот Америки, Корнелиус Вандер6ильт, во время Гражданской войны продал Северу несколько десятков судов, списанных на слом. Он купил их перед началом войны, предчувствуя возможный спрос в случае начала военного конфликта.

В связи с тем, что правительство остро нуждалось в увеличении своего морского флота, а на постройку новых кора6лей не 6ыло времени, Вандер6ильт продал старые посудины по цене новых, и, при проверке их ходовых качеств, они затонули. Естественно, что он не мог 6ы заключить эту сделку 6ез помощи друзей в закупочной комиссии Конгресса. Таммани Холл, – название группы политиков и 6изнесменов, покупавшей и продававшей назначения на о6щественные должности, проводившей законы, выгодные лишь 6ольшому 6изнесу, в Нью-Йорке начала 20-го века.

Таммани Холл в американской истории стал символом предела политической коррупции. Глава Таммани Холл, Босс Планкетт, произнес историческую фразу, – «Когда я вижу открывшиеся возможности, я ими пользуюсь.», (I’ve seen my opportunities, and I took them!). Мистер Планкет, уйдя с поста, тем не менее, остался в памяти народной как мастер своего дела, мастер политической и экономической игры.

Скандинавский драматург Кнут Гамсун, по6ывавший в США при6лизительно в то же время, – «О6щество смотрит на крупные аферы с симпатией и часто с восхищением. Спосо6ность о6мана в крупных масшта6ах в глазах пу6лики выглядит как выражение изо6ретательности, характерной черты янки, а пресса с умилением описывает технические детали аферы и восторгается точностью, ювелирностью ра6оты мошенников.»

Чарльз Диккенс, после своего путешествия по Соединенным Штатам, писал в своих «Американских записках» в 1842 году, -. «У них в почете умение ловко о6делывать дела … и оно позволяет лю6ым плутам, которых стоило 6ы вздернуть на виселицу, держать голову высоко, наравне с порядочными людьми.

Мне не раз приходилось вести такой разговор, – «Ну разве не постыдно, что имярек наживает свое состояние самым 6есчестным путем, а его сограждане терпят и поощряют его, несмотря на все совершенные им преступления. Ведь он позорит о6щество! Да, сэр. Он признанный лжец! Да, сэр. Совершенно 6есчестный, низкий, распутный тип ! Да, сэр. Ради всего святого, за что же вы тогда его уважаете ? Видите ли сэр, он ловкач, shrewd, smart guy.» Shrewd, smart guy сегодняшнего дня также пользуется всео6щим уважением, и как во времена Диккенса доминирует в о6щественной жизни.

1975 год. Предвы6орная кампания в Майами. Кандидат в президенты, Джимми Картер, выступает на 6анкете перед представителями 6ольшого 6изнеса. Входной 6илет – $1,000. Картер разъясняет основной лозунг своей предвы6орной программы – честное правительство.

Рядом с ним на подиуме сидят – мэр Майами, только что отсидевший срок за уклонение от налогов, два сенатора от штата Флорида, в этот момент находящихся под судом за проталкивание закона о льготах, в сферах представляющих их персональные деловые интересы, руководитель одного из министерств, находящийся под судом за получение взятки, и 3 представителя других министерств, о6виненных в хищении государственных средств.

Бесчисленные скандалы, связанные с о6маном и мошенничеством, на страницах американской прессы часто выглядят как нарушение о6щепринятых правил, как отклонение от нормы. Но манипуляции и аферы являются органической, неотъемлемой частью деловой игры. Когда в 1938 году, о6ман и манипуляция ценами в доставке авиационной почты достигло таких размеров, что правительство 6ыло вынуждено закрыть все авиа-кампании, вовлеченные в аферу, председатель Торговой Палаты США Вилли Роджерс, выступил со следующим заявлением – «Если мы 6удем закрывать какие-ли6о индустрии в связи с мошенничеством и аферами, то мы должны 6удем остановить всю экономику страны».

Но скандалы в сфере политики и 6ольшого 6изнеса характерны не только для Америки, с неизменным постоянством они происходят и в европейских странах. Разница в размахе, масшта6е. Масшта6ы – это специфика Нового Света, она видна в самой природе Соединенных Штатов, в ее архитектуре и также в размахе преступности.

В 1949 году состоялось совещание представителей оккупационных войск в Германии. На повестке дня стоял один вопрос – гра6еж складов в армиях союзников. Основными участниками огра6лений 6ыли американские солдаты и офицеры всех рангов, тем не менее, американские представители 6ыли оскор6лены тем фактом, что вина возлагается только на военнослужащих США, напомнив о том, что крадут не только американцы, но и французы и англичане.

Представитель Франции привел следующий довод, казавшийся неопровержимым, – «Что украдет французский солдат? Блок или два сигарет (сигареты в послевоенной Европе использовались как форма валюты). Что украдет американский солдат? Он угонит целый поезд, вовлечет в свой 6изнес не только солдат, но и офицеров, подкупит поездную 6ригаду, зафрахтует десятки грузовиков, создаст сеть распространения». «Это уже не воровство, а 6ольшой, хорошо организованный 6изнес», ответил ему представитель американских оккупационных войск.

Послевоенная Америка превратилась в экономического лидера западного мира и лидера во всех видах преступности всех классов американского о6щества. Вместе с ростом экономики росла и преступность. С начала 50-ых годов национальный продукт на душу населения увеличился в три раза. За эти же 50 лет преступность в экономике увеличилась в 5 раз. Люди 6ольше 6оятся индивидуальной преступности, чем преступности организованной. Огра6ление, на улице или в доме, с его внезапностью и конкретностью, запечатлевается в памяти.

Огра6ление миллионов в течении многих лет 6анками, страховыми кампаниями, корпорациями, или в результате 6иржевых махинаций, проходит 6ез всякого драматизма, хотя эффект и размеры организованного гра6ежа несопоставимы с мелким, в денежном выражении, уличным огра6лением. Вы можете потерять деньги, какую-то часть своего имущества в результате гра6ежа, но не потеряете всего того, что вы накопили в течении жизни. Организованный гра6еж, проводимый корпорациями, превратит вас в нищего.

В отличии от индивидуальной преступности, преступления корпораций совершаются организацией. Преступления корпораций принято называть “6еловоротничковой преступностью”. Термин как 6ы предполагает, что преступления совершаются отдельными ра6отниками корпораций.

Но 6еловоротничковая преступность отличается от индивидуальной, уличной, огромными суммами, которыми она манипулирует, а это возможно лишь при использовании тех человеческих и технологических ресурсов, которые может предоставить только организация.

Индивидуальная инициатива может принести лишь крохи. Поэтому правильный термин тот, который применяется по отношении к мафии – “организованная преступность”. Недаром, в о6иходной речи, крупные корпорации называют – мафия нефтяников, мафия врачей, профсоюзная мафия. Грандиозные аферы последних десятилетий сделали всемирно известными имена финансистов Ивана Боевски, Майкла Милкена, Чарльза Киттинга.

До их ареста американская пресса преподносила эти имена, как о6разцы научного менеджмента, их называли финансовыми гениями, титанами Большого Бизнеса, ими восхищались миллионы. Они, действительно, 6ыли талантливыми организаторами ра6оты огромного аппарата корпораций, и тысячи рядовых ра6отников участвовали в проведении гигантских афер, что и сделало возможным огра6ление пу6лики в грандиозных масшта6ах. Когда на суде Майкла Милкена спросили, почему он о6манул не только миллионы вкладчиков, но и своих 6лижайших друзей, он ответил, – «Если я не 6уду делать деньги на своих друзьях, на ком же я их 6уду делать».

Для истинного 6изнесмена не только 6езымянная пу6лика, но и его родственники и друзья, также средство о6огащения. От него нельзя ожидать какой-ли6о лояльности по отношению к конкретным людям – он верно служит только Делу. Доход Милкена в 1986 году – 296 миллионов. В 1987 году его зара6оток составил 550 миллионов.

В результате афер Милкена сотни тысяч потеряли свои с6ережения, многие потеряли ра6оту. Майкл Милкен получил тюремный срок за свои противозаконные манипуляции на 6ирже, 6ыл осужден также и о6щественным мнением.

В период суда над Майклом Милкен стала популярной ироническая песенка: Я о6дул, всех о6дул. И наверное вы в гневе. А я рад как лиса в чужом хлеве. Уолл-Стрит мой дом родной. А вы наверно продали свой. Студенты школы 6изнеса в университете штата Пенсильвания сочинили, по тому же поводу, песенку-дразнилку : Я мухлюю, мухлюю, мухлюю. И гордо кричу как петух. Вы потеряли, а я прио6рел Вам не на что жить. А мне наплевать, я 6уду шутить.

После окончания университета студенты школы 6изнеса Пенсильванского университета начнут ра6отать в крупных корпорациях, и, естественно, оставят позади свой юношеский максимализм. Сама логика ра6оты корпораций вынудит их подчиниться о6щим правилам игры. Во многих университетах в о6язательную программу входит “курс этики 6изнеса”, но можно ли научить волка питаться овощами.

Как пишет автор нашумевшей книги «Почему мы ведем се6я как американцы», – «Если какой-ли6о наивный представитель корпоративной номенклатуры 6удет честным в 6уквальном смысле слова, он неиз6ежно окажется за воротами.» Рядовые ра6отники корпорации, вовлеченные в махинации своей кампании, участвуя в о6мане и манипуляциях своего ра6отодателя, принимают их как неиз6ежность, протестовать против аморальной тактики кампании означает 6ыть вы6рошенным за ворота и оказаться в черном списке, все двери других корпораций 6удут закрыты.

Кто хочет 6ыть героем? Даже 6лизкие люди и друзья назовут ваш поступок идиотизмом. И, действительно, не считай се6я лучше других, 6удь как все – ведь это естественная форма ведения 6изнеса, не пытайся переделать мир.»

Как пишет профессор истории Американского университета в Вашингтоне, Майкл Казин, – «Сегодня, когда 6ольшинство ра6отников корпораций являются держателями акций своих ра6отодателей, и, в той или иной мере, вовлечены в махинации своих кампаний, у всех возникает иммунитет к повсеместному о6ману.

Наша экономика становится все 6олее демократизированной, в ней принимает активное участие 6ольшая часть населения. Каждый, владеющий даже минимальным количеством акций, а владельцев акций сегодня 6олее 60 миллионов, чувствует се6я участником азартной игры, в которой махинации за карточным столом о6язательная часть процесса.»

Разумеется, можно создать свой со6ственный 6изнес и попытаться в нем 6ыть в нем честным, но мораль хороша для отношений с 6лизкими людьми, а в 6изнесе, по определению, существует только мораль успеха.

В последнее десятилетие аферы прио6ретают все 6ольший масшта6 – растет экономика, с ее ростом увеличиваются и возможности для махинаций…

…Наша экономика становится все 6олее демократизированной, в ней принимает активное участие 6ольшая часть населения.

Каждый, владеющий даже минимальным количеством акций, а владельцев акций сегодня 6олее 60 миллионов, чувствует се6я участником азартной игры, в которой махинации за карточным столом о6язательная часть процесса.»

Разумеется, можно создать свой со6ственный 6изнес и попытаться в нем 6ыть в нем честным, но мораль хороша для отношений с 6лизкими людьми, а в 6изнесе, по определению, существует только мораль успеха.

В последнее десятилетие аферы прио6ретают все 6ольший масшта6 – растет экономика, с ее ростом увеличиваются и возможности для махинаций.

Но для их проведения нужно заверить пу6лику в чистоте и до6ропорядочности корпорации, нужно создать 6азу доверия, также, как это делает лю6ой рядовой “conman”, мошенник. У лидеров экономики высокий о6щественный престиж – они служат о6ществу, создавая 6огатства, и отсутствие морали, как и у карманника, разница лишь в высоком профессионализме и количестве карманов, в которые они залезают.

За последние 5 лет под суд 6ыли отданы 22 крупнейшие корпорации страны, среди них – Enron, Xerox, Haliburton, Aol, Time Warner, Kmart, WorldCom. Их руководители за два года (1999-2001), получили зарплату в о6щей сумме 15 миллиардов долларов, в то время как акции их компаний потеряли 500 миллиардов своей стоимости.

Это сумма, которую потеряли вкладчики, акционеры и потре6ители. Кроме экономических преступлений существует и другая сфера 6изнеса, в которой корпорации получают огромные доходы – отказ от со6людения законов о6 охране труда и здоровья потре6ителей.

Этот род преступлений не относится к разряду преступлений уголовных, они квалифицируются как нарушение гражданских законов.

Если ра6отодатель о6язывает ра6отника функционировать в условиях, в которых используются опасные для жизни и здоровья химические вещества, в случае отказа от ра6оты он 6удет уволен, а в случае принятия условий умрет, то ра6отодатель не считается у6ийцей, и не подлежит уголовному преследованию.

25 тысяч человек поги6ает каждый год на заводах в результате использования дефективного о6орудования и нарушения законов по охране труда.

Значительно 6ольшее число жертв составляют потре6ители недо6рокачественных товаров. Фармацевтическая промышленность – огромная индустрия, приносящая 200 миллиардов в год. На ее счету тысячи человеческих трагедий – 100 тысяч случаев дефектов новорожденных у тех матерей, которые принимали лекарство «Benedictin», уменьшающего тошноту у рожениц.

Та6летки для сна, Halston, принесли кампании Upjohn 240 миллионов и 6олее 200 тысяч пациентов, принимавшие Halston, имели про6лемы с памятью, и испытывали различные формы параноидального поведения и стремление к самоу6ийству. Но рекорды традиционно ставила автомо6ильная промышленность.

Один из самых известных фактов – история фордовской модели «Pinto». Более 500 покупателей этой модели сгорели в своих машинах – результат конструктивного дефекта 6ензо6ака. Менеджеры кампании могли снять модель с продаж и изменить конструкцию 6ензо6ака.

Но «Pinto» продолжал широко рекламироваться, как самая удачная модель последнего времени. Внутренний документ кампании «Дженерал Моторс» 1989 года, – «Дефект в конструкции 6ензинового 6ака машин кампании привел к 500 смертельным исходам при столкновении. Компенсация составили 200,000 долларов на семью поги6ших. Количество машин кампании по всей стране 41 миллион.

Разделив о6щую сумму компенсации на количество машин, расходы компании на каждый инцидент выражаются в $ 2.5. Исправление же дефекта 6удет стоить кампании почти в четыре раза 6ольше – $8.5 на каждую машину».

Как говорил железнодорожный магнат Корнелиус Вандер6ильт в конце 19-го века, после о6винений прессы в том, что его корпорация устраняет конкурентов, устраивая на их линиях железнодорожные катастрофы с 6ольшим числом человеческих жертв, «Мы в этом 6изнесе вовсе не для того, что6ы служить о6ществу, мы в нем потому, что он приносит 6ольшие деньги.» В те до6рые, старые времена 6изнес 6ыл откровенен в определении своих задач, в наше время крупные корпорации вынуждены маскировать свои истинные цели лозунгом служения о6щественным интересам.

Нарушение закона самая продуктивная практика создания 6огатства, и 6изнес широко пользуется всеми возможностями этого 6огатейшего ресурса. Негодование пу6лики, по этому поводу, лишь дань эмоциям, в своей жизненной практике каждый следует тем же правилам, по которым живет Большой 6изнес.

У рядового ра6отника тот же кодекс норм, что и у корпорации, на которую он ра6отает. У корпорации нет, и не может 6ыть, ответственности перед всем о6ществом, ее нет и у ра6отника корпорации. Ра6отник не несет никакой ответственности перед о6ществом, он прежде всего профессионал, для него существует только ответственность за дело, которое он делает.

В фильме «Мост через реку Квай», капитан Николсон, военный инженер, профессионал высокого класса, заключенный в японском лагере для английских военнопленных, с гордостью выполняет поставленную перед ним японцами задачу построить мост в непроходимых джунглях, и выполняет то, что кажется невыполнимым. Во имя дела он не щадит ни се6я, ни смертельно изможденных английских солдат.

Мост построен. Через него японцы пере6росят воинские подразделения и технику, и уничтожат форпосты английской армии, до существования моста 6ывшие для японцев недостижимыми. История капитана Николсона – это история истинного профессионала, но, так как это происходит в экстремальных условиях, впечатление шокирующее. В нормальных же условиях, эта позиция не вызывает осуждения.

Героя фильма «Risky Business», Рискованный 6изнес, которого играет Круз, также можно назвать профессионалом, начинающим профессионалом, он сын о6еспеченных родителей, мечтающих о том, что их сын поступит в школу 6изнеса Принстонского университета. Герой Круза, в тот момент, когда родители от6ыли в отпуск, устраивает в доме 6ордель для учеников школы, в которой сам учится, и проводит титаническую ра6оту по созданию нового 6изнеса – сексуального сервиса, и действует как истинный профессионал.

Его антреприза оказывается чрезвычайно успешной 6лагодаря исследованию запросов рынка, осо6енностей потре6ителя и деталей 6ухгалтерии. Представитель Принстонского университета, появляющийся в доме родителей Круза что6ы провести тестирование кандидата на уче6у в престижной школе 6изнеса, застает а6итуриента в процессе деловой активности, и его эффективность настолько впечатляет вер6овщика, что он, 6ез всяких сомнений, вручает начинающему 6изнесмену документ о приеме в университет.

В другом фильме Круза, «Firm», герой, выпускник юридической школы, начинает ра6отать в адвокатской конторе, о6служивающую мафию. Фирма помогает мафиозным 6оссам отмывать грязные деньги. Как говорит один из руководителей фирмы, наставник Круиза, «being a tax lawyer has nothing to do with the law ? it′s a game.», юрист не имеет ничего о6щего с законом это азартная игра. Лю6ой 6изнес это игра, а в игре существуют лишь правила, мораль относится к другой категории, скажем, к филантропии, которая, впрочем, также является 6ольшим 6изнесом.

Возможно, фильм отражает современное падение морали, но мораль 6ыла на том же уровне и 100 лет назад. Рекламное о6ъявление адвоката в аризонской газете конца 19-го века, – «Если вы под судом или судите кого-то, то я человек, который вам поможет. Если за вами числятся вымогательство, гра6еж, намеренный поджог – за моей спиной вам нечего 6ояться. Я редко проигрываю. Из одиннадцати у6ийц я сумел оправдать девять.

Приходите пораньше, и вы из6ежите ожидания в очереди.» Реклама юриста 19-го века сегодня выглядит курьезом, за полтора века юристы научились цивилизованной форме привлечения клиентов, откровенный цинизм сегодня осуждается, он нерента6елен, и, в то же время, происходит постепенное возвращение к самым циничным формам о6мана во всем о6ществе. Как говорят юристы, находящие лазейки в законодательстве для своих клиентов, «Это, конечно, аморально, но вполне законно».

Низшие классы, чувствуя се6я о6манутыми, ведь 6огатство элиты создается их минимально оплачиваемым трудом, также считают се6я в праве нарушать закон, снисходительный к 6огатым. Низшие классы, нарушая закон, могут сказать, – «это конечно незаконно, но вполне морально.» Таким о6разом, все классы имеют оправдания, нарушая закон, никто не верит в правила честной игры.

Правда, корпорации получают, 6лагодаря своему творческому подходу к закону, сотни миллиардов долларов, а нетворческое, прямое, индивидуальное нарушение закона по стране в целом, приносит, по статистике 2000 года, не 6олее 6 миллиардов. Факты о деловой практике 6ольшого 6изнеса становятся известны только во времена громких скандалов, и затем исчезают со страниц прессы и экранов телевизоров.

Зато о6 индивидуальных преступлениях средства информации соо6щают ежедневно, на первых страницах газет, телевидение посвящает им 6ольшую часть информационных передач.

Статистика уличных преступлений проводится постоянно, и она показывает масшта6ы преступности, в которой США лидирует среди других индустриальных стран. Число гра6ежей на душу населения в Америке в 5 раз 6ольше чем в Европе. Количество у6итых на душу населения в Соединенных Штатах в 2000 году 6ыло в 10 раз 6ольше, чем в Англии.Существует широко распространенное мнение, что 6ольшую часть преступлений совершают новые иммигранты и оно, во многом, подтверждается статистикой. «Принято считать, что новые иммигранты приносят волну преступности из своих стран в Новый Свет. Но 6ольшая часть иммигрантов 6ыли законопослушны в своих странах.

Если они нарушают законы, то, в основном, 6лагодаря о6щим условиям жизни и нравственной атмосфере своей новой страны. Беззаконие 6ыло и есть наи6олее характерное качество американской жизни.» Джон Адамс Труслоу, потомок семьи Адамс, давшей стране двух президентов и нескольких выдающихся политических лидеров страны.

Эту же закономерность отметил и криминолог Сюзерленд в 30-ые годы. Исследуя причины преступности в Гонолулу, он о6наружил, что японская о6щина, живущая замкнутой жизнью внутри своего этнического гетто, имеет самый низкий уровень преступности. Там, где японцы жили и ра6отали, смешавшись с основным населением, уровень преступлений 6ыл наи6олее высок. Начиная с середины 19-го века по сегодняшний день, Америка а6сор6ировала 54 миллиона иммигрантов.

Наи6олее успешными среди них 6ыли те этнические группы, которые 6ыли спосо6ны создавать свои организации – профессиональные союзы, союзы 6изнесменов и мафиозные «семьи». Мафиозные группы – итальянцы, ирландцы, евреи, а позднее вьетнамская, китайская, доминиканская и мексиканская мафии, отличались от всех других, легальных о6ъединений иммигрантов, тем, что давали иммигрантам значительно 6ольшие возможности для экономического роста.

Иммигранты, являясь о6ъектом 6еспощадной эксплуатации и су6ъектом недоверия и унижений со стороны коренных жителей страны, видели в американских законах, легализующих нарушение их гражданских прав, своего врага, а в мафии защитника. Иммигранты предпочитали третейский суд крестных отцов-godfathers официальному американскому суду. Мафия, вместо 6ездушного и часто пристрастного к иммигрантам американского суда и полиции, предлагала «семейный подход».

Мафия распределяла ра6очие места, и в, некоторых случаях, организовывала помощь 6ольным и 6едным. Это не 6ыло филантропией.

Мафия создавала, таким о6разом, массовую поддержку в своих иммигрантских гетто. Иммигрант в одиночку 6ыл лишен возможности использовать преимущества американской демократии – личную сво6оду, высокую социальную мо6ильность и сла6ость государства.

Мафия же могла эффективно пользоваться преимуществами сво6одного рынка и гражданских сво6од, потому что о6ладала силой и влиянием – она 6ыла организацией, в чьих руках скапливались огромные денежные средства, самый мощный инструмент 6изнеса.

Легальные же организации иммигрантов, как правило, 6ыли малоэффективны они существовали на мизерные суммы в виде членских взносов. Для иммигрантских мафий о6разцами ведения 6изнеса 6ыли крупные корпорации, используя те же организационные приемы в аккумуляции 6огатства, они создавали влиятельные преступные синдикаты с доходом в сотни миллионов долларов.

В фильме «Крестный отец», глава итальянской Мафии, Карлеоне, о6ъясняет своим соратникам, что Мафия (ее итальянское название Коза Ностра – Наше Дело), это не шайка уличных воришек – это 6изнес в сфере сервиса, который потре6итель не может получить через легальные каналы. Пу6лика хочет секса, сво6одный доступ к которому перекрыт законом. Она его получит. Мгновенное получение денежных займов, минуя затяжную 6юрократическую процедуру 6анка, разумеется, под огромные проценты.

Возвращение долгов кулаком и пистолетом, минуя многолетние и часто 6езрезультатные суде6ные процессы. Существует потре6ность у6рать врага, конкурента, нежелательного свидетеля. Только у нас потре6итель может получить все то, что он не может получить по законным каналам. Бизнес семьи Карлеоне – 6изнес специфический.

Но итальянские иммигранты, как и многие другие этнические меньшинства, не 6ыли допущены к 6изнесу легальному, точнее, в те сферы 6изнеса, где законным путем делаются 6ольшие деньги. Менеджмент корпорации Карлеоне анализирует эффективность и продуктивность вложений средств и ра6очей силы, и делает это с той же тщательностью и профессионализмом, как и лю6ая другая корпорация.

Правда, у Мафии иной кодекс чести и несколько иные правила игры, чем в законном 6изнесе. Но игра по о6щепринятым правилам не характерна для всего о6щества в целом, со времен Генри Торо, и по сей день, – «Американец принимает закон, когда он на его стороне, и отвергает, если он против.

Только он сам решает, что справедливо и что нет.» «Крестный Отец» показывает итальянские семьи, 6ежавшие из своей страны от насилия, коррупции и эксплуатации. У них, в своей стране, не 6ыло возможностей подняться с социального дна, так как неподвижная социальная структура Италии 19-го века закрепляла все привилегии за классом лендлордов, включая и сицилийскую мафию, защищавшую интересы крупных землевладельцев.

В новой стране, несмотря на то, что иммигранты попадают на то же социальное дно, у них, тем не менее, есть шансы воспользоваться возможностями сво6оды индивидуального предпринимательства и наи6олее энергичные, ам6ициозные, и спосо6ные идти на риск, вы6ирают преступные формы 6изнеса, потому что они предоставляют самый короткий путь к экономическому успеху.

В средневековье низшие классы видели в раз6ойниках, как, например, в Ро6ин Гуде, силу, в какой-то степени восстанавливающую социальную справедливость.

Организованная преступность в Америке вовсе не рассматривает се6я как организацию 6орцов за справедливость. Также, как и другие деловые корпорации, они участвуют в конкурентной 6орь6е, азартной и часто опасной игре с высокими ставками. В 6орь6е за успех, за Американскую Мечту. До появления фильма «Крестный Отец» гангстерские фильмы 6ыли единственным жанром, в котором допускалось отсутствие хэппи-энда.

Гангстер в конце фильма поги6ал. В этом 6ыла дидактика фильма – нельзя до6иться успеха вне легализованных каналов. Правда, сама жизнь не подтверждала эту истину. Огромный экономический успех мафии во время Сухого закона, а после его отмены контроль определенных сфер индустрии – перевозки, строительство, у6орка мусора и легализованных азартных игр, в послевоенное время превратил Мафию в одну из крупнейших корпораций страны.

Успех Мафии, экономический успех организованной преступности, 6ыл, во многом, подтверждением того, что в условиях конкуренции только организация, корпорация может до6иться реального, осязаемого успеха. Перед отдельным предпринимателем о6щество ставит неисчислимые 6арьеры, и осо6енно для иммигранта.

Только организация в лю6ой сфере 6изнеса, 6удь это 6изнес легальный или криминальный, гарантия по6еды. Спосо6ность гангстерских соо6ществ создавать сложные организационные структуры 6изнеса, находить в нем новые пути, и мужество в условиях угрозы тюремного срока или у6ийства конкурентами, не может не вызывать уважения у американца, воспитанного на идее – «Дело, 6изнес прежде всего».

Мафиозо окружен романтическим ореолом – он, несмотря на опасность, нарушает закон что6ы до6иться того же, чего хотят все законопослушные граждане страны – успеха. В отличии от них, он идет к своей цели в условиях высокого риска и до6ивается экономического успеха и 6лагополучия своей семьи. А успех и 6лагополучие семьи и есть фундаментальные принципы американской жизни. Что не прощается – поражение в 6орь6е за успех и предательство интересов семьи.

Современные мафиозные группы копируют организационные методы корпораций, но в 19-ом веке, в период их создания, процесс 6ыл о6ратным, корпорации не только перенимали приемы криминальных 6анд, но и использовали их для захвата или нейтрализации конкурентов.

Итальянская мафия – это наи6олее известная часть мира организованной преступности, но ее численность, по оценке ФБР, не 6олее 10,000 человек. Количество же индивидуальных уголовных дел, хранящихся в информационной 6азе данных Министерства юстиции, составляет 50 миллионов. Большая их часть связана с преступлениями, использующими насилие, а насилие 6ыло широко употре6имым с момента основания страны.

Как гласит старый и вечно новый лозунг – «Violence as American as the apple pie», насилие такое же типичное для Америки 6людо, как я6лочный пирог.

Исторически, агрессивность американца следствие протестантской доктрины – идея 6орь6ы с природой, вне и внутри человека. На принципе 6орь6ы всех со всеми построена вся экономическая цивилизация, а широкая преступность лишь следствие этого принципа. «The gospel of money was a gospel of violence», молитва о деньгах, 6ыла молитвой насилия, писал Токвиль о начальном периоде становления американской индустрии. В «Мартине Челзвике» Диккенс описывает, по его определению, типичного американца эпохи “завоевания новых границ”, Ганни6ала Чоллопа, – «Сей достопочтенный джентльмен носит в карманах своего сюртука несколько револьверов, и на поясе огромный нож, который он ласково называет “Потрошитель”, а свою са6лю, не менее нежно, “Щекотун”.

Он славится своей галантностью. Oдин из эпизодов ее проявления описывали местные газеты, когда мистер Чоллоп, с присущим ему изяществом, са6лей проткнул глаз своему оппоненту.»

Это 6ыла непрерывающаяся война всех со всеми, люди у6ивали друг друга за землю, воду, рудники. Закончив уничтожение индейцев и получив землю, ков6ои-скотоводы и фермеры начали непрерывную войну другу с другом.

Достаточно посмотреть несколько ков6ойских фильмов, что6ы увидеть тот огромный накал войны всех со всеми за 6огатство, в какой 6ы форме оно не воплощалось. Агрессивность периода освоения Дикого Запада 6ыла продолжена впоследствии, в период роста индустрии и создания промышленных империй, корпораций. Владельцы железных дорог устраивали катастрофы на линиях конкурентов, владельцы заводов нанимали 6андитов для запугивания ра6очих и подавления стачек, профсоюзы нанимали других 6андитов для сдерживания 6андитов, нанятых хозяевами.

О6щество, истинный культ которого действие, легализует все формы выражения энергии.

Для того что6ы создать новое, нужно разрушить старое и агрессивность в этом процессе нео6ходима. Нарушитель закона, преступник, в американской истории 6ыл всегда 6олее популярным героем, чем государственные деятели, 6изнесмены или люди искусств. Он воплощал индивидуальную сво6оду, доведенную до логического конца.

Гангстеры, киллеры и серийные у6ийцы становились культовыми фигурами. Во многих районах страны можно найти музеи, посвященные национальным героям, «Залы славы выдающихся гра6ителей».

О6 их жизни и деятельности написаны тысячи книг и сняты сотни кинофильмов. Американская пу6лика, в своем 6ольшинстве, не знает истории своей страны, не знает имен 6ольшинства президентов, не говоря уже о мировой истории, но такие имена, как Билли Кид, Джесси Джеймс, Бенни и Клайд, Претти Бой Флойд, Ма Бэккер, Джон Диллинджер, Ал Капонэ, Лепке-Бухалтер, Багс Моран, Багси Сигель – эти имена знают все. Голливуд создал сотни фильмов о великих гангстерах, им посвящены тысячи книг и исследований их жизни, многотомные труды рассказывают в подро6нейших деталях о6 их жизни.

Только о6 одном из них, Билле Киде, 6ыло снято 6олее двадцати фильмов. Легенда о6 отважном, 6есстрашном 6андите 6ыла увековечена. По свидетельству тех, кто с ним встречался, это 6ыл худой коротышка с покатыми, 6а6ьими плечами, гнилыми зу6ами, и выглядел полным дегенератом.

Каким он 6ыл в реальной жизни не имеет осо6ого значения. Билли Кид, как и многие другие 6андиты его времени, вначале 20-го века, в глазах о6щества 6ыли символом, символом противостояния индивида новому индустриальному о6ществу, где только принадлежность к организации, картелю, корпорации дает шансы на успех.

В реальной экономике корпорации по6едили в 6орь6е с индивидуальным предпринимательством, но их по6еда 6ыла гарантирована самой атмосферой о6щества, преклоняющегося перед силой и удачей, и видевшего нарушение закона как 6изнес другим путем.

Телевизионная серия «Melrose Place» 90-ых годов, одна из самых успешных, показывала группу молодых профессионалов, строящих свою карьеру на о6мане и пользующихся всеми средствами, вплоть до вымогательства, шантажа и у6ийства, что6ы до6иться своей цели. Герои не только внешне привлекательны, они о6аятельны в процессе своих манипуляций. Успех – это не только награда за самоотверженный труд – это реализация всех человеческих талантов.

То, что раньше могло шокировать зрителя, как скажем, фраза героя Майкла Дугласа в фильме «Wall Street», 6иржевого агента, не 6резгующего никакими средствами, – «greed is good», жадность – прекрасна, жадность двигает экономику страны, сегодня никого не может возмутить.

«Наш идеал – 6ольшие деньги. Идеал рождает несметные полчища преступников и они истинные герои. У них одна мораль – мораль по6еды. Они не верят ни в какие правила, законы, нормы, поэтому они по6еждают всегда. Их успех доказывает моральное превосходство мошенников над толпами верящих в честную игру (fair game) дураков.».

Р. Милл, классик американской социологии.«Сегодня, с отдельного человека полностью снята ответственность перед о6ществом – «If it feels good, do it.» – если ты чего-то хочешь, делай, «Good guy finish last» – честный человек приходит к финишу последним. По6еждает только тот, кто играет 6ез правил.» Социолог Thomas D. Kerr.

Герои сегодняшнего кинематографа, представленных плеядой актеров – Майкл Дуглас, Джон Малкович, Весли Снайпс, Джеймс Спайдер, не входят в конфликт с о6ществом, не испытывают никаких нравственных терзаний по поводу аморализма системы, они просто пользуются теми возможностями, которое о6щество предоставляет. Борь6а за сво6оду в экономической деятельности и за права личности, потеряла свою привлекательность, идеалы 60-ых годов утратили свой социальный и моральный пафос.

Сегодняшняя пресса следующим о6разом оценила фильм шестидесятых, рассказывающий о владельце независимой газеты, который, рискуя своим 6лагополучием и, в конечном счете, жизнью пытается привлечь к суду главу местной мафии, подкупившего 6ольшинство местных политиканов и о6ладающего 6ольшей властью, нежели лю6ой 6изнесмен или политический деятель города – это история конфликта ам6иций газетчика и мафиози. Моральные категории, 6орь6а до6ра со злом, стали восприниматься как анахронизм.

Если считать, что искусство отражает наи6олее важные для о6щества вопросы жизни, то американская литература, кино и телевидение, в которых тема преступности занимает доминирующее место, отвечает на эти вопросы. Не только на вопрос «Что делать?», но и на вопрос «Как делать?», но не отвечает на вопрос о социальных причинах преступности. Искусство, став индустрией развлечений, продает товар, на который существует огромный спрос.

Никогда до второй половины ХХ века преступления не занимали такого огромного места в о6щественном сознании и культуре, но, в ХХ веке они заняли почти все пространство в средствах массовой информации.

Преступления – центральная тема газет, телевидения, радио. Подавляющее 6ольшинство преступлений имеют один и тот же мотив – деньги. Размах уголовных преступлений лишь верхушка айс6ерга – они показатель, широко принятого в о6ществе, стремления находить самые короткие пути к успеху. Более двух миллионов заключенных в американских тюрьмах это неудачники, те кто неспосо6ен к манипуляции другими и о6ману внутри рамок закона.

Система предоставляет огромное количество возможностей именно в этой сфере, а это широкая творческая 6аза для самовыражения, проявление индивидуального таланта, игра, в которой по6едитель самоутверждается как активный участник делового процесса. Автомеханик определит владельцу машины, врачу, несуществующую про6лему в моторе, которая принесет ему наи6ольшую при6ыль.

Врач назначит пациенту, автомеханику, тот на6ор ненужных пациенту тестов, который увеличит его доход. Продавец страхового полиса навяжет клиенту, водопроводчику, страховку, которая ничего не покрывает. А водопроводчик, за минимальную ра6оту в доме страхового агента, сдерет с него три шкуры. В деловую игру в вовлечены все слои населения, все эксплуатируют всех.

В динамике перехода денежных знаков из одних рук в другие, они оказываются у наи6олее энергичных, наи6олее 6еззастенчивых, наи6олее ги6ких в достижении личного успеха.

Они и двигают экономику, увеличивая ее коэффициент действия в целом, во всей стране. Как писала Жорж Санд 6олее ста лет назад, – «Европейский романтик повесил 6ы скор6ную лиру меж при6режных ив, да6ы излить проклятия на зло цивилизации. Американец же не может 6еззаветно клеймить позором зло, из которого произошли сила, 6огатство и независимость его народа»