Вим Вендерс после работы в США, возвращается в родную Германию, анализируя современное послевоенное общество и заставляя зрителя вновь поверить в человечество.
Сказка или героический эпос, социальная драма или драма любовная, может быть это ромкор, а может фэнтези? Вим Вендерс снимает картину, будто бы уходя от понятия самого фильма. Он включает в центральное повествование главную линию, а дальше отдает волю фантазии самим зрителям решать, какой жанр они смотрели. Потому что для большого автора нет рамок для реализации идеи, есть свобода, которая дает вылить все эмоции и переживания настолько тонко, что невольно задумаешься, насколько же гениальным может быть человек.
Но фильм не про гениальность, хоть и отсылает нас то к средневековому литературному творчеству Германии, то к классическому Голливуду, то к немецкому экспрессионизму и экзистенциализму Хайдеггера. Как в своем глубоком знаковом тексте, он берет зрителя за руку и отматывает на то время, когда ребенок был ребенком. Именно детским взглядом, задавая вопросы и не перебивая поток сознания ненужной черствой взрослостью, нам предлагается отправиться в путешествие в разделенный Берлин.
Когда-то казалась, что в центре зла ангелов быть не может, но вот прошло 40 лет, а Берлин, как и любой другой город полон жизни. За этой жизнью простых людей наблюдают два ангела, которым в обычном поведении людей все кажется интересно странным. Они наблюдают за семейными драмами, страданиями от одиночества, финансовыми и других проблем людей. Но главное, что их привлекает – это те чувства, и те материальные удовольствия, которые испытывают люди, и которые никогда не узнать ангелам.
В свою очередь, люди настолько исключены от своих глобальных высших идей, что попросту не замечают окружающего их чуда. И правда, ангелов видят лишь дети, которые еще не утратили способности верить в волшебное и загонять себя суровым взрослым бытием, да пенсионеры, начавшие переосмыслять свою жизнь и то и дело, чуть ли не отходить прямиком на небо к своим ангелам охранителям.
Вим Вендерс соединяет трагичную оторванность не только между ангелами и людьми, но и показывает истинные границы высших благодетелей и низших. Небо проводит ясную метафору, которая становится свободой и даром, а не символом героического или политического, что и поделило несчастную страну на два лагеря. Вендерс говорит, что человек выше границ, которые все время перед ним прокладываются.
Эти границы также разрушаются между духовным и плотским, черным и белым, злым и хорошим. От того и ангел как олицетворение невинного и набожного влюбляется в циркачку, выступающую в цирках на колесах. На деле оказывается, что по нравственному и духовному уровню она не уступает ангелу, а ее трюки не что иное, как признак божественного.
Дело в том, что во всех нас есть это частичка божественного, вольно или под влиянием огромного труда, но есть, и именно она позволяет верить в человечество. Как ни странно, во многом, про это напоминают нам великие творцы, в данном фильме это актер Питер Фальк. Кроме него, ангелов ощущают те люди, которые ходят в библиотеку, слушают музыку или любуются картинами. Это своего рода портал к высокому. И циркачка Марион также это понимает, начиная танцевать шаманский танец на рок-концерте, соединяющий видимый и невидимый миры.
В конце, они найдут друг другу, и подарят зрителю надежду на лучшее будущее. Но будущее для нас будет положительным, если мы последуем за ангелами, а не бросимся жечь книги. Оно будет тогда, когда мы перестанем делить народы, землю и достаток. Когда начнем ценить истинные моменты счастья и искать любовь. Ну а чтоб мы про это не забывали, Вендерс посвящает этот фильм Ясудзиро, Франсуа и Андрею. Тем, кому не довелось познакомиться с данными режиссерами – пора открывать врата Рая.