Найти тему

Как России вернуть утраченное лидерство в научно-технической сфере



8 февраля состоялось заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию, на котором Глава государства предложил обсудить дальнейшие шаги по наращиванию научного, технологического потенциала России, обсудить и внести соответствующие изменения в Стратегию научно-технического развития, принятую в 2016 году.

Заглянул в эту Стратегию. Замечательный текст, впрочем как и большая часть текстов с названием "Стратегия" или "Национальный проект", которые выходят из-под пера "специально обученных людей", нацеленных на красивое переложение поручений Президента без погружения в суть вопроса.

В результате красивые "Стратегии" затачиваются под существующую систему,
где главная цель - освоение бюджета "уполномоченными" структурами. На выходе такой "Стратегии", с точки зрения сутевого целеполагания, заложенного в поручениях Президента, - ноль.

Вот выводы Счётной палаты (2020 год) по итогам проверки реализации Стратегии научно-технического развития на период 2016-2020 гг.: "Несмотря на существенные вложения в российскую науку со стороны государства, данная сфера остаётся недостаточно продуктивной, не формирует собственную научно-технологическую основу для создания и реализации приоритетов, реагирования на "большие вызовы", стоящие перед обществом и государством, не выступает драйвером для социально-экономического развития." Конец цитаты.

Для того, чтобы и новая, скорректированная под новые условия Стратегия научно-технического развития не закончилась в очередной раз лишь освоением денег, необходимо изменить основу той модели, в рамках которой сегодня живут отечественные наука и образование после развала СССР.

Эта модель была выстроена под место России на периферии мирового научно-технического прогресса в целях недопущения развития страны и обретения ею научно-технологического суверенитета. И эта модель, генерирующая деградацию (отдельные успехи скорее вопреки, чем благодаря), не в состоянии дать результат, ожидаемый Президентом.

Надо прежде всего изменить сами основы существования науки и образования в Российской Федерации.
* Убрать принцип самовыживания, необходимость науке и образованию зарабатывать деньги для выживания и поддержания себя на плаву. * Убрать иностранные гранты, формирующие повестку в своих интересах. * Убрать из основополагающих критериев оценки эффективности требование по написанию бесконечных (де факто часто ничего не значащих, по-научному пустых) статей в погоне за публикационной активностью в иностранных источниках (за свой счёт).
* Убрать из науки и образования бесконечные и бессмысленные отчёты, отнимающие драгоценное время от основной деятельности.
* Вернуть в отечественную науку русский язык, а в образование знания, а не компетенции.
*
Вернуть уважение со стороны государства научному работнику, учителю школы и преподавателю вуза, уровень оклада которых сегодня нередко сопоставим с уборщиком в здании, где они работают. Надо вернуть работникам науки и образования чувство востребованности со стороны государства и общества.

В новых условиях, нацеленных не на освоение руководством бюджета (при этом погрязшие в бумагах и не видящие перспективы рядовые учёные и преподаватели вынуждены не жить, а выживать), а на реальное развитие, позволяющее видеть результаты своей работы, воплощаемые в жизнь, видеть работу профессиональных социальных лифтов, дающих дорогу самым толковым и выдающимся, в этих новых условиях и появятся те изменения и научно-техническое развитие, о которых на заседании Совета по науке и образованию так правильно говорил Президент.

И Стратегию должны писать другие люди. Те, кто объективно заинтересован в достижении Россией научно-технологического суверенитета.