Найти тему

Почему горнист «Варяга» чердынец Иван Ярославцев молчал, что служил на легендарном крейсере

Оглавление

Горнист «Варяга» чердынец Иван Ярославцев о том, что он служил на легендарном крейсере, молчал 23 года

9 февраля - годовщина героического под­вига крейсера «Варяг». Не сдаваться врагу «Варягу» помогали и прикамцы. Один из них - горнист Иван Ярославцев.

Ярославцев среди студентов Чердынского лесотехникума. Фото из архивов Чердынского краеведческого музея
Ярославцев среди студентов Чердынского лесотехникума. Фото из архивов Чердынского краеведческого музея

«Школьником я слушал рассказ Ивана Федоровича о «Варяге», - рассказывал мне в 2009 году профессор, доктор исторических наук Георгий Чагин (24.04.1944-10.11.2018). – Помню, как его сын Зотей приносил в музей добытые шкурки животных для чучел. После смерти отца он передал в музей его вещи».

Уроженец Чердынского уезда


Иван Федорович Ярославцев
– уроженец Чердынского уезда (деревня Лекмартова).

В Чердынском музее хранятся бескозырка, фотографии, документы и боевые награды горниста с легендарного «Варяга».

Вот что известно из личного дела Ярославцева в музее (данные Ирины Копытовой, главного хранителя Чердынского краеведческого музея):

«Родился будущий горнист «Варяга» 20 июня 1877 года в старообрядческой семье. Отец Фёдор Иванович был кре­стьянином-бедняком. Имел 1,5 десятины земли, лошадь, корову, овец. Осенью и зимой основным занятием была охота на пушного зверя и дичь. С помощью специальных ловушек за сезон добывал более 300 штук зайцев. Мясо в пишу не употребляли, боялись греха, продавали по 10 копе­ек за пару, шкурки сдавали заготовителям пушнины. Ле­том рыбачили с помощью мережи, перемети, вершей вы­лавливали по 5-6 пудов налимов. В семь лет он вместе с отцом пахал, сеял, убирал хлеб с полей. Во время жатвы нажинал по 130-150 снопов в день. В зимнее время занимался охотой на пушного зверя, осенью на рябчиков».

В армию его призвали в октябре 1898 года, на 22 году жизни.

На флоте ему удалось побывать и в Лондоне, и в Финляндии, и в Америке, где строился крейсер «Варяг».

Он протрубил сигнал к бою

За четыре года службы чердынский паренек дослужился до горниста.

И вот «Варяг» отправлен в бухту Чемульпо. В музее хранятся воспоминания Ярославцева.

«Матросы с английских и французских кораблей кричали «Ура!», - вспоминал спустя многие годы он выход из корейского порта навстречу превосходящим силам японцев. - У нас же играли гимн «Боже, царя храни».

Все понимали, что это подобно самоубийству, но иного выхода не было. Решили пробираться к Порт-Артуру.

Горнисты проиграли боевую тревогу. Во время боя Ярославцев помогал заряжать пушки, от разорвавшегося снаряда рядом убило трёх товарищей, его и еще одного матроса ранило. Дальнейшая судьба крейсера и его экипажа всем известна.

«Варяг» тонул дважды
В начале русско-японской войны 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года в бухте Чемульпо состоялось героическое сражение русского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой контр-адмирала Уриу (1 тяжелый и 5 легких крейсеров, 8 миноносцев). Бой был неравный. Тяжелое ранение получил командир крейсера Владислав Руднев, погибли 33 моряка. Чтобы корабли не достались врагу, по решению офицерского совета «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. Русских моряков забрали на борт иностранные суда. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами. В 1916 году выкуплен Россией. В феврале 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и – по иронии судьбы - затонул второй раз. На месте гибели крейсера (оно было установлено только в 2003 году), на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Лендалфут 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник.
Историю самого "Варяга" можно прочитать, к примеру, здесь или здесь, или в других источниках).


Обед в Зимнем дворце

Экипаж вернулся в Россию, слава о подвиге «Варяга» бежала впереди них, везде их встречали с великими почестями.

«В Одессе моряков наградили Георгиевскими крестами, затем их приветствовали в Севастополе, Москве, Петербурге. В Зимнем Дворце моряков встречал сам Николай II, здесь же был дан обед, после которого разрешили взять с собой посуду (из которой ели)», - из рассказа Ирины Копытовой. - В Чердынском музее хранится крышка от миски с изображением Георгиевского креста, переданная Ярославцевым. Вечером показали «туманные картинки» о «Варяге», устроили ужин в Народном Доме. Всем матросам подарили часы (впоследствии, в 1921 году во время голода бывший горнист был вынужден обменять их на хлеб), деревянные ложки с серебряными черенками, открытки с портретами царя, вино».

После торжеств Иван Ярославцев продолжил службу в Севастополе на черноморском эскадренном броненосце «Чесма».

Слева - Иван Ярославцев во время службы на броненосце «Чесма». Фото из архивов Чердынского краеведческого музея
Слева - Иван Ярославцев во время службы на броненосце «Чесма». Фото из архивов Чердынского краеведческого музея

23 года молчания

Вернулся Иван Федорович домой 3 декабря 1905 года.

Долгое время с женой работал на лесозаготовках, был сторожем на колхозном складе, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В его семье выросло четверо детей, дочь и три сына, двое из них погибли на фронте.

Интересно, что о своей службе на легендарном крейсере Ярославцев молчал 23 года.

«Впервые он об этом рассказал тогдашнему директору Чердынского музея И. А. Лунегову уже после Великой Отечественной, в 1947 году. И документы подтверждающие предоставил. Лунегов даже обиделся: «Мы с тобой столько лет дружим! И ты мне – ни слова?!», - вспоминал профессор Чагин.

Оказалось, что храбрый моряк боялся! Боялся, что отберут медаль и Георгиевский крест.

«Они серебряные, а 1924-25 г.г. на реке Пильве у богатых мужиков стали конфисковывать серебро и золото. А ему было жалко расставаться с наградами, заслуженными кровью», - пояснение Копытовой.

В том же 1947 году старый служака переехал на жительство в село Покчу к сыну Зотею.

С Будённым на память

Дальше, по рассказам Копытовой, в жизни горниста произошло еще одно знаменательное событие. В январе 1954 Иван Федорович получил телеграмму из Москвы с приглашением на торжества, посвященные 50-летию подвига «Варяга».

Указом Президиума Верховного Совета за личное мужество в бою у Чемульпо пятнадцать моряков, среди которых был и единственный представитель Прикамья Иван Ярославцев, награждены медалью «За отвагу».

Тогда же состоялась встреча с Будённым.

«В журнале «Советский воин» за 1954 год была напечатана фотография Буденного с моряками, один из которых, кстати, Иван», - вспоминал Чагин.

В ходе торжеств моряки совершили экскурсию по историческим местам Москвы, посетили музеи. С подаренной в Москве морской формой Иван Федорович не расставался до самой смерти. Через четыре года после той встречи его не стало.

Умер Иван Фёдорович в 1958 году в селе Покча, где и похоронен.

Отрывок из материала, подготовленного для "ПН" за 6 февраля 2009 года


Как рулевой «Варяга» прикамец Григорий Снегирев снова встретился с затонувшим крейсером -
здесь

«Там Русско-японская война». Минер «Варяга» прикамец Данил Чегляев -
здесь