Всем здравствуйте!
Продолжаю листать свой недавно оформленный сборник и знакомить вас с некоторыми избранными стихотворениями из него. Это о книгах:
Сегодня мне хочется представить вашему вниманию стихотворение "Сумасхождение на даче...", написанное 10 сентября 2014-го года.
Вот его текст в электронном сборнике.
Мысли о переезде
Как уже не раз рассказывала, незабываемая осень 2014-го года выдалась для меня неожиданно странной и очень неопределённой. Поскольку первоначальные планы "зависли" в силу не зависящих от меня обстоятельств, а требовалась смена обстановки, мне в голову пришла было импульсивная мысль вновь сменить место жительства - отправиться на время в Зауралье, откуда я в 2010-м и перебралась в В.
Но я начала вспоминать ту свою прежнюю жизнь "в провинциальном городке" до переезда в ЮФО... Своё желание скорее уехать оттуда, поскольку за несколько лет жизни там я так и не почувствовала себя "своей" в этом месте. Я казалась всем слишком странной, слишком "не от мира сего". Да, посещала литстудию, иногда - городской поэтический клуб, изредка - литературные вечера в городской библиотеке. Однажды даже представляла область на съезде молодых писателей, гордо именовавшемся "Всероссийским совещанием". Это как раз оттуда - "Пусть семинар, потом фуршет - но..." Ко мне были дружелюбны, со мной были вежливы, и всё равно я оставалась всем там чужой. Просто потому что это была другая среда, и меня в ней не понимали. Я задыхалась в том городке.
В истинно творческую среду я попала в В., и в ней, совсем как в сказке Андерсена, вдруг ощутила себя прекрасным лебедем, которого прежде считали "гадким утёнком". Поскольку это оказалась именно моя среда, где обитали такие же творческие люди, как я, и было понимание.
Привлекать нездоровый интерес к своей персоне я никогда не любила, хотя чаще всего иначе не получалось, потому в стихотворении и говорю: "Я не рассеиватель смут". Мне не нужны были лишние проблемы в виде повышенного внимания, сплетен и прочего. Но как жить в обычном мире среди нормальных людей, если ты - творческая персона? Я думала обо всём этом той осенью и поняла, что никуда больше не поеду. В конце концов, куда ни отправляйся, от себя всё равно никуда не убежишь.
О повести
Чтобы мне стало легче, я начала писать повесть. Длинную сложную повесть, в которой поставила себе целью "разобраться" со многим в себе и в своей прежней жизни. Наступило "время собирать камни".
Действительно, как я могла забыть об этой повести и до сих пор не сказать о ней ни слова? Наверное, преимущественно я поэт, лирик. Не могу сказать, что совершенно бесталанна в области прозы, но это не самая моя сильная сторона. На защиту дипломной работы по специальности "Литературное творчество" в 2014-м я единственная из группы выходила только со стихами. Кто-то считает, что это легче, чем проза. Я думаю, что это просто разная природа способностей. И это не значит, что поэт не может писать прозу. Но проза - это совсем другое. Лирика - это чувства, это "сублимация эмоций". Но когда набирается груз жизненного опыта, в рамках стихов становится тесно, и нужно обращаться к другому жанру, часто к крупным формам. Так получилось тогда и в моём случае.
Та повесть, не буду сейчас приводить её названия, была грандиозной, состояла из многих глав. Я писала её всю осень 2014-го, частично выкладывала на "Литсовете", но в конечном итоге не закончила (хотя концепция имелась) и забросила до поры до времени. Вернулась к ней в 2019-м, тогда я дописала её до конца и начала перерабатывать сначала. Половина повести по главам была опубликована на одном ресурсе, который в настоящее время не функционирует; с интересом читалась и обсуждалась; порой мне писали люди, которые ждали окончания.
Я перестала выкладывать это произведение, когда поняла, что в нём отразилось слишком много личного; есть много персонажей, чьими прототипами стали реальные люди, что эти люди узнаваемы и я не могу изменить их образы до неузнаваемости... в общем, я, опять же, не захотела проблем для себя и других и прекратила работу над этой повестью. В настоящее время я не планирую к ней возвращаться и оформлять её в книгу, как хотела изначально. И это как раз отсюда: "Придумать персонажа действа - / И этим именем назвать, / Чтоб повторять без счёта..."
Но как должно было выглядеть "сумасхождение на даче"? То самое "сумасхождение" с потоками стихов и прозы, с кофе с ликёром, со слезами и непониманием собственных бурных эмоций? Ну, наверное, примерно вот так. Когда вокруг осень, дождь и серо, а внутри цветёт папоротник...
О видеодекламациях
В 2020-м, когда литературные мероприятия перешли в онлайн, я делала начитку многих своих стихотворений из двух любимых сборников. Даже не знаю, почему не забрала это стихотворение в основную книгу. Оно практически не редактировалось, это почти первоначальный вариант.
Приведу здесь своё прочтение два с половиной года назад, а чуть позже, возможно, выложу недавнюю декламацию (январь 2023). Может, "для истории"; а может, для того, чтобы сравнить - интереса ради. Основные интонации, как обычно, звучат без изменений, но это прочтение из октября 2020-го мне всё-таки кажется более харизматичным.
Если честно, иногда мне жаль себя. Потому что, с одной стороны, всё это творчество - порой красиво и сильно, но... с другой стороны, это прежнее (детское) желание "быть хорошей", "заслужить любовь", "показать себя". О, тогда я ещё была уверена, что могу штурмовать любые вершины, и это работало в учёбе и разного рода достижениях, но бездействовало в сфере личных отношений. Расположение к себе невозможно заслужить внешним блеском... Сложно переключаться между творчеством и реальностью.
Вот, наверное, и всё, что хотела сказать в связи с названным выше стихотворением. Напомню, что сейчас оно входит только вот в эту книгу:
Благодарю всех за внимание! Заглядывайте снова. ☕