9 февраля исполняется 100 лет со дня основания гражданской авиации России. Как профессиональный праздник его стали отмечать после указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. Как развивалась авиация на Колыме, и что имеем сегодня? 13 декабря 1980 года в магаданском аэропорту совершил посадку самолёт, совершивший первый беспосадочный рейс из Москвы. Время в пути сократилось почти вдвое. А ведь не так уж давно в этом северном небе сверкнули первые крылья. Если быть точным, то первые крылья на Колыме сверкнули в начале тридцатых годов. Тогда самолёты приземлялись на водную гладь бухты Нагаева. Других вариантов для взлёта и посадки не было. Открытие геологами крупных месторождений золота требовали быстрой доставки грузов. Поэтому Дальстрой в 1932 году начал строительство целой сети местных аэродромов. Магаданский построили на 13 километре в 1940 году. Крутая лестница из прошлого, которую здесь называют «Индикатор трезвости», как подсказка для новичков, — это здание аэропорта Сокол — с уважаемым солидным прошлым. Вот так оно выглядело на фото из шестидесятых. Когда-то было частью старого аэропорта, отсюда управляли воздушным движением. Сегодня — круглосуточно координируют работу всех наземных служб. Отсюда может быть и не видно всё, но здесь знают всё, что происходит, и должно быть сделано в течение рабочей смены. Поэтому людей невнимательных и с плохой памятью сюда не берут. «Здесь надо всё держать. С утра приходишь, знакомишься с суточным планом полётов и на целый день планируешь свою работу, не только свою, но и других служб, которые обеспечивают. Должен всё держать в голове. Плюс информационное обеспечение, руководства и других служб», — начальник службы планирования и управления производством аэропорта «Магадан» Сергей Ходяков. Куда отбуксировать самолёт, какой трап подать, а какой борт, большой или малой авиации, готовить к вылету. Команда поступает с производственно-диспетчерской службы, но ответственность за выполнение, и даже за жизнь пассажиров дальше несёт наземная служба обслуживания самолётов. Но и здесь есть свои нюансы. Например, решение о том, обрабатывать ли авиалайнер противооблединительной жидкостью может принимать не только технический персонал. «Между летчиками и наземным персоналом иногда могут возникать ситуации, допустим, одни хотят, считают что нужно, а другие нет. Но у нас это оговорено в документах, что в случае, если кто-то один из представителей наземного персонала, или экипажа считает что необходимо проводить обработку, то он проводится безоговорочно», — начальник службы наземного обслуживания воздушных судов аэропорта «Магадан» Дмитрий Кузьменко. Галина Никуличева, человек, который знает каждый закуток этого аэропорта. Пришла работать в 23 года дежурной отдела перевозок в августе 73, тогда ещё в старый, маленький аэровокзал. Новый, по тем меркам огромный аэропорт, достраивали на её глазах. В апреле 74 его ввели в эксплуатацию. Работала старшим дежурным, инженером по расписанию, оперативным диспетчером, начальником смены, председателем профсоюзного комитета, сейчас — в отделе гражданской обороны. В августе этого года будет ровно 50 лет, как она наблюдает за изменениями на родном предприятии. «Техника изменилась вообще, если мы раньше работали, обслуживали самолёты, максимально была загрузка 100 человек, то сейчас 450. Поменялось всё, типы самолётов, техника, которая обслуживает, здание аэровокзала постоянно ремонтируют и реконструирует, достраивается, в связи с новыми требованиями жизни», — начальник отдела гражданской обороны и мобилизационной подготовки аэропорта «Магадан» Галина Никуличева. Чтобы пассажиры улетели по расписанию вовремя — их необходимо максимально быстро зарегистрировать. Сейчас компьютеры существенно облегчают эту работу. Сегодня уже сложно поверить, что каких-то тридцать лет назад даже калькуляторов не было, чтобы подсчитать пассажиров и ничего не перепутать. «У нас была бумажная ведомость регистрации, называлась, всё это подсчитывалось вручную, даже не было калькуляторов, мы считали это на счётах, быстро-быстро, всё надо было подсчитать. Бирки каждому надо было заполнить, такие деревянные бирочки. Это всё заполнялось вручную, вешали на багаж, очень много приходилось писать», — начальник смены службы организации перевозок аэропорта «Магадан» Оксана Сафронова. Рождением авиации магаданские историки считают конец 1934 года. Тогда, за два дня до новогодних праздников пароход «Уэлен» доставил в бухту Нагаева 4 отечественных самолета, открытого типа, лётный состав и технический персонал. Так начинал свою работу авиаотряд Дальстроя. Который доставлял почту, грузы и пассажиров по территории Магаданской области. Уже много позже — в 1994 году у Магаданской области появилась своя авиакомпания Мавиал, с немаленьким воздушным флотом. Её самолёты летали в девять городов России и даже в США в Анкоридж. Но в 2007 году компания обанкротилась, оставив после себя огромные долги, в том числе и по зарплате своим сотрудникам. Сегодня своих самолётов у Колымы всего два — это представители малой авиации, модернизированные АН-2 и два вертолёта санавиации Ми-8. Размеры аэропорта немалые, но, сегодня с учётом существенного увеличения пассажиропотока, многие помещения уже не соответствуют современным требованиям: маленький накопитель и одна лента выдачи багажа. В правительстве региона принято решение построить новое здание аэровокзала. На период сдачи объекта это будет самое современное здание. Построит его турецкая компания, которая уже имеет опыт возведения подобных строений в сложных климатических условиях. Возведение нового аэровокзала планируют закончить в 2024 году, и с его возведением, начнётся новый этап развития гражданской авиации на территории Магаданской области.