Курс на промышленность
Состояние российской экономики во многом обусловлено состоянием промышленного сектора. В целях поддержки последнего с 2014 года в России реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», включающая меры по защите инвестиций, информационной и кадровой политике и др. Результаты опроса показывают, что в строительстве промышленных объектов могут быть заинтересованы не только хозяйствующие субъекты, но и жители.
В феврале 68% россиян сообщили о наличии крупных промышленных предприятий в своем населенном пункте /по соседству с ним. Об отсутствии таковых заявили 30%.
· Крупные промышленные предприятия в первую очередь заметны жителям городов-миллионников (доля положительных ответов – 92%) и городов с населением 500-950 тыс. человек (85%).
· Доля положительных ответов также высока среди жителей Уральского (76%), Северо-Западного (75%), Приволжского (74%), Сибирского (71%) и Центрального (68%) федерального округа.
· Об отсутствии крупных промпредприятий чаще других сообщали жители сел и Северо-Кавказского федерального округа (по 56% vs. 30% среди всех опрошенных).
К строительству нового промышленного предприятия в своем населенном пункте/по соседству с ним россияне отнеслись бы позитивно (56%), доля положительных оценок в 3,5 раза превышает долю отрицательных (16%). О нейтральном отношении к промышленному строительству в своем населенном пункте заявил каждый пятый (21%), среди молодежи 18-24 лет – каждый второй (50%).
· Наиболее положительно настроенные социальные группы – мужчины (61% vs. 53% среди женщин) и граждане 25+ лет (55-64%). Запрос на строительство промпредприятия также выше в поселениях до 100 тыс. человек (67%).
· Негативное отношение чаще декларирует молодежь 18-34 лет, нежели старшее поколение (25-20% vs. 10%), а также жители обеих столиц и городов-миллионников (29% и 21% соответственно).
Строительство промпредприятия: преимущества и недостатки
Создание новых рабочих мест для жителей является главным преимуществом строительства нового объекта промышленности – считают 80% россиян. Далее с ощутимым отрывом следует развитие социальной инфраструктуры (44%), повышение уровня жизни (41%), снижение оттока молодежи (41%) и дополнительные налоговые поступления в бюджет региона (40%). При этом вариант ответа «снижение оттока молодежи» одинаково популярен среди всех возрастных групп за исключением самой молодой – 18-24 летних (15% vs. 40-45% среди 25+ лет). Каждый третий полагает, что строительство промпредприятия поспособствует благоустройству населенного пункта (32%). То есть, появление в населенном пункте нового завода/фабрики рассматривается россиянами, прежде всего, как поддержка рынка труда, предоставление новых рабочих мест. Отсутствие позитивных последствий отметили лишь 6%, вдвое чаще такой ответ звучал от москвичей и петербуржцев (13%).
Рейтинг негативных последствий строительства нового промышленного объекта возглавило нанесение вреда экологии (51%).Каждый пятый считает, что это приведет к транспортной перегруженности в населенном пункте (22%). Еще 30% заявили об отсутствии негативных последствий. Таким образом, по мнению россиян, плюсы строительства нового промпредприятия в их населенном пункте перевешивают минусы.
Промышленность и экология
И хотя половина опрошенных рассматривают строительство промышленного объекта в качестве источника загрязнения окружающей среды (51%), восприятие природоохранной деятельности предприятий за последние пару лет скорее улучшилось. По мнению каждого четвертого, корпорации приносят для экологии населенного пункта больше хорошего (26%); за два года сторонников этой позиции стало в три раза больше (2021 г. – 8%). Доля тех, кто придерживается обратной точки зрения («приносит больше плохого»), напротив, снизилась за этот период на 8 п.п. (13% vs. 21% в 2021 г.). Каждый десятый считает, что в работе корпораций нет ни хорошего, ни плохого для экологии региона (10%). Однако доминирующей позицией по-прежнему остается следующая: деятельность промышленных предприятий приносит экологии и хорошее, и плохое примерно в равной степени: в 2023 г. — 42%, в 2021 г. – 33%.
· Чем старше респондент, тем чаще он видит в деятельности корпораций больше хорошего для экологии: в группе 60+ лет такой ответ давал каждый третий (31%), среди 18-24-летних – вдвое меньше (16%). Для последних чаще характерно обратное мнение («приносит больше плохого»): 25% vs. 5% среди старшего поколения.
· Больше хорошего также чаще видят мужчины (31% vs. 21% среди женщин) и россияне с хорошим и средним материальным положением (27-31% vs. 16% с плохим).
Директор по развитию ВЦИОМ Консалтинг Даниил Ермолаев:
Промышленность в глазах россиян остается одной из главных опор экономического и социального благополучия страны. Устойчивые связки «промышленное производство = новые рабочие места», «промышленное производство = развитие социальной инфраструктуры» сформировались еще в советское время и, как мы видим, несмотря на негативные стереотипы о крупном бизнесе 90-х годов, не претерпели существенных изменений.
В то же время, несмотря на устойчивые положительные ассоциации и высокий уровень вербального одобрения (56% россиян говорят о своем положительном отношении к строительству новых промышленных производств в своем населенном пункте, а негативную позицию демонстрируют всего 16%), промышленность остается одной из сфер, где декларируемые оценки россиян часто расходятся с их реальным поведением.
Положительное отношение к строительству абстрактного производства может резко смениться на негативное, когда та, или иная компания представляет реальный проект нового завода.
В итоге, как это ни парадоксально, на положительной почве возникают социальные конфликты. Так, по данным онлайн-опроса ВЦИОМ от июня 2022 года (2500 тысячи респондентов, репрезентирует взрослое население РФ (18+), пользующееся на территории РФ мобильной связью и интернетом), о конфликтах вокруг строительства новых производств заявляли 24% респондентов, а о конфликтах вокруг строительства объектов, ухудшающих экологию, — 32%.
Как правило ключевой причиной подобных конфликтов становится опасение местных жителей, что ухудшится экология, разрушится привычный уклад жизни, и, порой, что промышленная компания не будет уделять должного внимания к коммуникации с местными жителями на понятном им языке (как показывает опыт, тезисы о наличии рабочих мест, или развитии экономики региона не всегда отвечают запросам, которые предъявляют местные жители к новым производствам).