Найти тему
РГАНТД Архивы России

«ПРОТОРИВШИЙ ДОРОГУ ГАГАРИНУ». К 115-ЛЕТИЮ Г.Я. БАХЧИВАНДЖИ

Григорий Яковлевич Бахчиванджи родился 20 февраля 1908 года в казачьей станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Некогда рыболовный хутор Брынков был назван в честь генерала-майора XVIII века И.Ф. Бринка — «забытого героя Кубани». Одни историки считают Григория Бахчиванджи греком по происхождению, другие — русским, третьи называют «природным казаком», но боевое прошлое этих мест, предание о нем, жили в крови будущего летчика.

В родной станице Григорий окончил семь классов школы. В 17 лет начал работать в литейной мастерской города Приморско-Ахтарск. Затем перешел на работу в депо станции Ахтари Северо-Кавказской железной дороги помощником машиниста паровоза. В 1927 году Бахчиванджи переехал в Мариуполь, где строил «Завод имени Ильича» — крупнейший металлургический комбинат на Донбассе. На этом же заводе Григорий Яковлевич стал работать слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха.

Однако жизнь Г.Я. Бахчиванджи круто изменилась в 1931 году. Страна нуждалась в летчиках и инженерах авиационной техники. 25 января 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял решение о взятии шефства над Военно-воздушным флотом. Прозвучал лозунг «Комсомолец — на самолет!». Он привел десятки тысяч юношей и девушек в организации ОСОАВИАХИМа для занятий парашютным спортом, изучения авиационного и планерного дела. Среди таких юношей был и Григорий, добровольно попросившийся в авиацию.

В 1933 году Бахчиванджи окончил авиатехническое училище, а в 1934-м — Оренбургскую школу пилотов. «Инициативен, решителен, требователен к себе. Отлично летает. Сообразительность в полете мгновенная. Не имеет ни одной аварии или поломки...». Такую характеристику получил Григорий по окончании летной школы. Через полтора десятка лет сюда же приедет учиться Юрий Гагарин. В своих мемуарах «Дорога в космос» первый космонавт планеты напишет: «В главном корпусе на стенах в обрамлении дубовых листьев и гвардейских чёрно-оранжевых лент висели портреты знаменитых лётчиков, в своё время окончивших училище: Михаила Громова, Андрея Юмашева, Анатолия Серова... Больше ста тридцати фотографий Героев Советского Союза, научившихся летать на просторном Оренбургском аэродроме. /.../ Нам предстояло научиться летать на реактивных самолётах, которые уже прочно вошли в повседневный быт советской авиации. Было интересно узнать, что пионер реактивного летания Григорий Яковлевич Бахчиванджи, сын слесаря-механика и сам бывший рабочий, став лётчиком, ещё в начале 1942 года первым поднявший в небо реактивный самолёт, тоже учился в Оренбургском училище лётчиков. Под его портретом висело описание этого подвига и шёл рассказ о том, как рабочие авиационного завода, построившие первый реактивный самолёт, радостно встретили лётчика-испытателя. Они подбрасывали его в воздух, обнимали, жали ему руки. Всё это происходило возле плаката, на котором было написано: „Привет капитану Бахчиванджи — первому лётчику, совершившему полет в новое“».

Но не будем забегать вперед. В 1935 году Григорий Бахчиванджи, окончив Оренбургскую школу пилотов, прибыл в полк. Здесь он показал образцовую технику пилотирования и отличное знание авиационной техники, выказал пытливый ум и склонность к исследованиям. Проявленные качества привели к направлению летчика в научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил РККА (НИИ ВВС) на летно-испытательную работу. Там Григорий Бахчиванджи уже не застал Валерия Чкалова, перешедшего на авиазавод. Однако среди летчиков остались основанные Чкаловым традиции, его бесценный летный опыт. Григорий осваивал разработанные Чкаловым новые приемы сочетания огня и маневра, учился выполнять изученные им и невиданные до того формы высшего пилотажа: четыре бочки в непрерывной последовательности, перевернутый полет, выход из пикирования и набор высоты в перевернутом состоянии, полет на боку, восходящий штопор, приемы прицельной стрельбы из любого положения самолета. Упорство и труд Бахчиванджи привели к тому, что ему начали доверять все более сложные испытания. Нередко поручали ему испытания и доводку новых авиамоторов, оборудования и агрегатов моторной группы.

После полета Григорий Бахчиванджи заходил к специалистам по приборам, изучал длинные бумажные ленты, исчерченные самописцами. Один из техников, ставший офицером-авиатором, Владимир Яковлевич Бессалов, вспоминал: «Г.Я. Бахчиванджи знаю по совместной работе в НИИ ВВС... Приходя к нам в лабораторию, он внимательно и глубоко, с серьезным знанием дела изучал материалы испытаний. У него всегда было хорошее, веселое настроение, он любил пошутить, умел расположить к себе людей. И все это легко, без малейшего нажима. Жора, как его называли друзья, был одним из асов института, грамотным, смелым летчиком, очень много сделавшим для испытания самолетов, двигателей, оборудования, вооружения».

Когда Испания вступила в войну с фашисткой Германией, Григорий Яковлевич стал проситься добровольцем в Испанию. Разрешения он не получил, но ему доверили испытание нового оружия — реактивных снарядов, установленных на истребителе. Через пару десятков лет ракеты стали главным вооружением советской авиации, а «путевку в жизнь» дал им Бахчиванджи.

С началом Великой Отечественной войны он, вместе с другими испытателями, снова стал проситься на фронт. 30 июня 1941 года 401-й и 402-й истребительные полки особого назначения улетели на фронт. Командование поставило перед летчиками задачу: проверить боевые качества новых истребителей и установить, что в них нужно усовершенствовать. Командир 402-го полка П.М. Стефановский в одном из своих писем приводит выписку из журнала боевых действий: «4 июля 1941 года. В 16 часов 08 минут капитан Бахчиванджи в районе станции Идрица сбил два бомбардировщика „Дорнье-215“. 5 июля 1941 года. Выполняя боевое задание по прикрытию аэродрома и железнодорожной станции Великие Луки, в 17.00 Бахчиванджи сбил самолет „Юнкерс-88“». Далее в журнале отмечено, что в течении июля-августа 1941 года капитан Бахчиванджи в составе группы сбил еще 5 вражеских самолетов.

В августе 1941 года летчика командируют в Свердловск (ныне — Екатеринбург) для испытания первого реактивного истребителя БИ-1. Этот самолет вышел из конструкторского бюро Виктора Федоровича Болховитинова. Над разработкой самолета работали два молодых конструктора из КБ — А.Я. Березняк и А.М. Исаев. Над созданием жидкостного реактивного двигателя трудился другой конструктор — Леонид Степанович Душкин. До появления в КБ Болховитинова он окончил аспирантуру МГУ, а еще ранее работал с С.П. Королевым в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). Перед ним была поставлена задача создать двигатель с невиданной по тем временам тягой. К началу октября 1941 года было совершено более 300 запусков нового двигателя Д1-А-1100. Душкин вспоминал, что Григорий Яковлевич вникал во все мелочи, поторапливал создателей самолета — так ему не терпелось поднять машину в воздух. Он не раз говорил: «Если бы вы знали, как нужен такой истребитель на фронте!..»

20 февраля 1942 года, при испытательном запуске БИ-1, произошел взрыв. Л.С. Душкин рассказывал: «Двигатель уже несколько раз запускал инженер Арвид Палло. В тот день летчику впервые самому предстояло сделать это. Бахчиванджи сел в кабину, механики встали за фанерным щитом. Щелкнули краны. Из сопла показался слабый огонь, и вдруг раздался взрыв. Головка двигателя вонзилась в бронированную спинку кабины, а почти двухпудовая камера улетела на добрые два десятка метров». Потом установили, что металл устал, в стенке камеры образовалась трещина, и при пуске двигателя произошел взрыв. При этом летчик ударился о приборную доску и рассек лоб, попал в госпиталь, но не отказался от испытаний. Только спустя какое-то время, Бахчиванджи понял, что взрыв произошел в день рождения — ему исполнилось 33 года. Оставшись в живых, он чувствовал себя настоящим именинником.

К началу апреля 1942-го самолет «Би-1» был собран и перевезен на аэродром. Исторический полет Бахчиванджи на «БИ-1» с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) был совершен 15 мая 1942 года из аэропорта «Кольцово» Свердловска. Вместо привычной команды «От винта!» появилась новая — «От хвоста!» В выводах Государственной комиссии по факту полета было записано: «Взлет и полет самолета „БИ-1“ с ракетным двигателем, впервые примененным в качестве основного двигателя самолета, доказал возможность практического осуществления полетов на новом принципе, что открывает новое направление в развитии авиации». Но полет на «БИ-1» открывал не только новое направление реактивной авиации — это была новая ступень покорения неба человеком. Вспомним слова Юрия Гагарина: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года». За мужество и героизм, проявленные на фронте, 17 октября 1942 года Г.Я. Бахчиванджи был награжден орденом Ленина. Официальный Указ о награждении умалчивал, по причине секретности, о мужестве, проявленном при испытательных полетах.

10 января 1943 года Г.Я. Бахчиванджи совершил полет на усовершенствованном самолете — «БИ-2». После второго полета на «БИ», в ответ на поздравления, Григорий произнес странные слова. По воспоминаниям летчика-испытателя Игоря Шелеста он сказал: «Друзья мои, спасибо за все — за труд ваш, за пожелание здоровья. Но знаю: я разобьюсь на этом самолете». Он погиб 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полета на «БИ-3». В задании летчику-капитану значилось: довести горизонтальную скорость самолета на высоте 2000 м до 750-800 км/ч по прибору. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полете, на скорости свыше 900 км/ч, вошел в пике и под углом 50º ударился о землю. Бахчиванджи до последнего старался вывести самолет из пикирования, пытаясь спасти ценную машину...

Позднее стало известно о причине гибели самолета и летчика. Ведущий инженер БИ А.Я. Березняк рассказывал: «Когда в ЦАГИ пустили новую скоростную аэродинамическую трубу, мы продули модель нашего самолета и окончательно выяснили, что самолет „влезает в кризис“ — возникает огромный пикирующий момент, с которым летчик справиться не может. Машину затащило в пикирование. Такое явление могло быть только при скорости 800-900 км/ч. Значит Бахчиванджи достиг такой скорости». Так быстро не летал ни один человек до него! Похоронен Григорий Яковлевич Бахчиванджи на кладбище поселка Малый Исток, неподалеку от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле героя был установлен обелиск.

В фондах РГАНТД хранится копия письма-обращения члена президиума Верховного Совета СССР В.И. Большухина к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорному о присвоении летчику-испытателю Г.Я. Бахчиванджи звания Героя Советского Союза. Письмо датируется 18 марта 1973 года (Ф. 330. Оп. 1. Д. 159). Спустя тридцать лет после гибели, 28 апреля 1973 года, первому ракетоиспытателю Г.Я. Бахчиванджи было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Секретность испытаний и тяжелое военное время не позволили отдать должную дань героическому подвигу летчика раньше. Ветераны Военно-воздушных сил, обратившиеся к депутату Верховного Совета СССР от Свердловской области В.И. Большухину, писали: «Каждый очередной полет требовал от Бахчиванджи первоклассного летного мастерства и беспримерного мужества».

Подвиг Г.Я. Бахчиванджи был высоко оценен летчиками-космонавтами Ю.А. Гагариным, Г.Т. Береговым, летчиками-испытателями М.Л. Галлаем, П.М. Стефановским и другими. Создано несколько общественных музеев. Именем Г.Я. Бахчиванджи названа улица в Мариуполе, где жил летчик, а также улицы еще в восьми городах России. На Луне, на невидимой стороне спутника Земли, чуть в стороне от моря Восточного, расположен талассоид Королев (кратерное образование размером 460 км). В его правой верхней части находится кратер Бахчиванджи (диаметром 66 км). В советское время было написано несколько книг, а также создан документальный телевизионный фильм о первом полете летчика-испытателя.

В личных фондах РГАНТД Леонида Степановича Душкина (Ф. 133) и Арвида Владимировича Палло (Ф. 107) отложился ряд документов, хранящих память о герое: фотографии, пригласительные билеты на торжественные мероприятия в честь Г.Я. Бахчиванджи, рукописи и статьи, опубликованные в советской периодике.

Ю.В. Маслова