Найти в Дзене
Vitaly M.

Конституционализм и конституционное право

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Конституционализм и современное конституционное право»

Тема реферата: Конституционные принципы правосудия

г. Санкт-Петербург

2021 г

Оглавление

1. Введение. 3

2. Конституционно-правовая субъектность. 4

3. Субъекты права. 8

4. Конституционно-правовые нормы.. 11

5. Список литературы.. 12

1. Введение

Наблюдаемое в настоящее время развитие правовой системы России и зарубежных стран актуализирует большое количество вопросов, среди которых немаловажное значение имеет формирование различных конституционно-правовых институтов и явлений. Последние представляют собой стержень любой правовой системы, а конституционная характеристика государства — основу его статуса. В известной мере, конституционно-правовая проблематика является основополагающей в рамках отраслевых юридических исследований, поскольку нацелена на изучение наиболее важных, масштабных и фундаментальных общественных отношений. Следовательно, научное познание таких отношений составляет смысл исследований в области конституционного права. Конституционно-правовые научные изыскания в большей мере, чем иные отраслевые юридические исследования отличаются политизированностью и идейной подвижностью, что объясняется высокой динамичностью правового регулирования конституционных общественных отношений и их не-разрывной связью с политикой.

2. Конституционно-правовая субъектность

Субъект конституционного права – это определенное лицо, организация или какое-либо иное образование, за которым специальным законом признается конкретная способность выступать в качестве носителя прав субъективной направленности, а также обязанностей юридического порядка.

Необходимо заметить, что только закон имеет право устанавливать и, что не менее важно признавать то особое качество юридического характера или свойство, которое дает возможность гражданину или организации стать субъектом правового отношения. Данное качество, или свойство называется правовой субъективностью. Для того чтобы лицо имело право выступать в роли участника правового отношения оно обязательно должно владеть кроме правовой способности еще и дееспособностью, то есть способностью своими деяниями приобретать то или иное право, и при этом создавать для себя юридические обязанности, и, что наиболее важно нести ответственность за осуществимые правового нарушения то есть (обладать деликтоспособностью).

Стоит отметить, что субъекты конституционного права РФ делятся на две группы: лица физического характера; определенные образования общественной направленности.

К первой группе субъектов имеют отношение граждане, лица которые прибыли из-за рубежа, группы граждан, избиратели и, конечно, депутаты как лица со специальной правовой способностью, и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей выступают в качестве субъектов права законодательной инициативы). Лица физического характера обычно имеют определенные различия по своему статусу. Объем прав, который предоставляется национальным правом конституционного порядка бывает совершенно разным и напрямую зависит от того находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или выступает в качестве иностранца либо лица, которое просто не имеет гражданства.

Соответственно национальное право конституционного порядка каждой отдельной страны содержит определенную совокупность норм правового характера, которые существуют именно для того чтобы осуществлять необходимые действия по регулированию порядка приобретения, а также потери гражданства, его статус, режим правового характера иностранцев, статус лиц правового характера, которые просто не имеют гражданства.

Такие нормы существуют именно для того, чтобы определять наиболее общие стороны правовой субъектности индивидов устанавливая их права основного типа и, что не менее важно обязанности.

Если права политического характера в большинстве случаев принадлежат гражданам (хотя стоит заметить, что и этот постулат права конституционного порядка на данный момент подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то права личной направленности, а также свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их статусе правового порядка. Конституционно-правовая субъектность.

Также важно, что помимо данной группы субъектов особый характер имеет конституционная правовая субъектность депутатов, в первую очередь депутатов парламента. Их правовая субъектность, конечно, достаточно тесно связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты в свое время не выступают в качестве лиц при должности, они занимаются тем, что представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью органа представительного характера.

Стоит заметить, что отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правовой субъективностью. Так, опираясь на 69 Конституции Греции статью можно заметить, что доклады в парламент «подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства». 70 Статья Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из 77 статьи части 1 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе правовых субъектов конституционного характера имеют отношение населения государства в целом, государственные органы, в определённых ситуациях их отдельные части (например, комиссии или палаты, партийные группы в парламентах), отдельные сообщества социального характера (территориальные коллективы самоуправления и их органы), объединения общественной направленности (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), те или иные партии политического порядка, в некоторых государствах – церковь.

Одной из самых важных специфических особенностей национального права конституционного характера является то, что носителем прав и, конечно, обязанностей вполне может выступить население государства в целом, то есть народ в форме той или иной публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что в свое время решает большое количество вопросов ее государственно-правового развития. Право конституционной направленности достаточно большого количества государств признает в качестве источника власти только народ в целом при этом конституции достаточно часто подчеркивают, что никакое лицо, а также никакая часть народа не могут осуществлять власть государственного характера. Свое полновластие народ реализует при помощи специальных процедур юридической направленности: общего права избирательного порядка, референдума, то есть той или иной народной инициативы, и др. Государство в свою очередь целиком как субъект конституционного права выступает именно в роли участника правового отношения, которое непосредственно выражает его суверенитет.

Так, государство в целом выступает участником отношений конституционно-правовой направленности в сфере судебного производства. С этим достаточно тесно связаны, в частности, определенные процессуальные гарантии свобод, а также прав личности реализация которых в свою очередь обеспечивается авторитетом государства. В таких правовых отношениях органы государственной власти и лица при должности обычно выступают как представители государства в целом. Примером, когда государство выступает в роли субъекта конституционного права, служат правовые отношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В таком случае соответствующие органы государственной власти, а также лица при должности, осуществляя те или иные полномочия, которые на них возложены выступают не как самостоятельные участники правовых отношений, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены специальными нормами права конституционной направленности для иных участников правового отношения и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно осуществляет свои действия или через государственные органы, или при помощи референдума.

В качестве субъектов конституционного права выступают государственные органы. Как субъекты специального правового отношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (то есть издание законов, контроль, который осуществляется за деятельностью иных органов, исполнение законов и т.п.). Достаточно часто конституционной правовой субъективностью наделяются группы депутатов. Например, 183 статья Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права: осуществлять необходимые действия для того чтобы принять участие в работе комиссий Ассамблеи; высказываться в процессе составления повестки дня и, что не менее важно обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня; требовать от Постоянной комиссии содействия в ходе созыве Ассамблеи; требовать создания специальных комиссий парламентской направленности; осуществлять ту или иную инициативу законодательного характера; вносить определенную резолюцию об отклонении программы Правительства; вносить резолюцию недоверия Правительству; регулярно получать конкретную информацию непосредственно от Правительства о прохождении тех или иных принципиальных вопросов, которые в свою очередь представляют интерес общественной направленности.

3. Субъекты права

Также стоит отметить, что в определенных странах в качестве субъектов права конституционной направленности выступают те или иные группы избирателей, которые при этом наделены специальным правом народной инициативы законодательной направленности.

В конституционно-правовой сфере также действуют специальные правовые субъекты, которые присущи именно данной области правового отношения. Так, почти во всех государствах современного типа существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые при этом имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Данные территориальные самоуправляющиеся коллективы имеют достаточно широкий круг полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они в свое время осуществляют необходимые действия по реализации своих прав через собственные органы или непосредственно при помощи специального референдума. К субъектам права конституционной направленности относят также определенные партии политической направленности, которые играют исключительно важную роль в ходе формирования и, что не менее важно практическом функционировании определенных государств (например, 4 статья Конституции Франции). В конституциях определенных государств (39 статья Конституции Италии, а также 28 статья Конституции Японии) определяется правовой субъективностью профсоюзов.

В определенных государствах субъектом права конституционной направленности является и церковь (например в Великобритании, Швеции). Специальной характерной особенностью конкретных конституционно правовых отношений является то, что их субъекты являются не равноправными сторонами. В данных отношениях осуществляет свои действия принцип властвования и, конечно, подчинения. При этом один и тот же субъект права конституционной направленности в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет появление между ними определенных отношений конституционно-правового характера, а прибытие избирателя на специальный избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Отношения конституционно-правовой направленности образуют специальную основу регулирования правового характера в сфере политико-государственного властвования в обществе. В качестве предмета науки права конституционного характера зарубежных стран выступают общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и при этом особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных отношений общественно порядка в зарубежных странах.

Методы конституционно-правового регулирования подразделяются на: императивный и диспозитивный. Наука конституционного права тех или иных зарубежных стран достаточно подробно изучает отрасль права конституционной направленности зарубежных стран, при этом проводит анализ отдельных правовых институтов, их взаимосвязей, тенденций, закономерностей развития конституционного права, а также занимается многими другими вопросами права конституционного характера. Дисциплина учебной направленности является достаточно узким понятием в отличие от понятия науки. Отличие учебной дисциплины «Конституционное право» от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, то есть не изучение отрасли, а ознакомление с ней. Право конституционной направленности зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Один из главных элементов системы права конституционного характера зарубежных стран – правовой институт – группа норм правовой направленности, объединенных общей сферой регулирования.

Что касается основ теории права конституционной направленности зарубежных стран, то они включают в себя такие основные институты: основные свободы, а также права человека и, конечно, гражданина; специальные формы правления; формы устройства государственного порядка; основы права избирательного характера; институт главы государства; власть законодательной направленности.

4. Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые нормы охватывают не только нормы конституции, но и всех нормативных правовых актов, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

От норм других отраслей конституционно-правовые нормы отличаются:

1) своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Наиболее значимые нормы содержатся в Конституции Российской Федерации;

3) своеобразием видов. Среди них значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. К таким нормам относятся нормы- принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи;

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний;

5) особым механизмом реализации, что характерно для многих конституционно-правовых норм, связанных не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Феде¬

рации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых данные нормы обращены. Среди таких субъектов следует назвать народ, государство, нации и народности, органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно правовых норм не характерна трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы - гипотеза, диспозиция и санкция.

В них имеются гипотеза и диспозиция и в отдельных случаях -санкция.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства и местного самоуправления.

2. По юридической силе. Эти основания находятся в зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма. Наиболее значимые нормы закреплены в Конституции Российской Федерации, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции Российской Федерации.

3. По территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации или на территории субъекта Федерации, а также в границах территорий муниципальных образований.

4. По характеру предписаний различают нормы: управомочившие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют правомочия соответствующих субъектов.

Таковыми являются нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст.ст. 71, 72, 83 - 90, 102, 103 и др. Конституции Российской Федерации).

Норма, выраженная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливает, что человек, права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, установленные данными нормами. Примером обязывающих конституционных норм являются нормы ст. 58 Конституции Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения определенных действий, например, нарушения прав потребителей, избирателей и т.д.

5. По степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, норма ч.3 ст. 59 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность прохождения альтернативной гражданской службы вместо несения военной службы.

6. По времени действия - постоянные, т.е. действующие в течение неопределенного времени; временные нормы: нормы конституционного права, выраженные в переходных положениях конституции и др.; действующие в определенный период времени, например, при чрезвычайном или военном положении.

5. Список литературы

1. Кокотов, А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учебное пособие / А.Н. Кокотов - 2-е изд. - Москва: Проспект, 2013. - 296 с.

2. Конституционное (государственное) право России: учеб. пособие в вопросах и ответах / сост. О.В. Беляева ; Орловский юридический институт МВД России. - Орёл : ОрЮИ МВД России, 2012. - 172 с.

3. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова ; отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 219 с.

4. Селюков, А.И. (уполномоченный по правам человека в СК). О деятельности Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в 2014 году: доклад / А.И. Селюков. - Ставрополь, 2014. - 120с.

5. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник для бакалавров / В.Г. Стрекозов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. - 316 с.

6. Акопов, Л.В. Конституция США спустя два века с четвертью и нужно ли еще раз менять Конституцию России? / Л.В. Акопов // Закон и право - 2013. - № 2. - С. 7-10.

7 Готуляк, В.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о

субъектах права обращения в конституционные (уставные) суды на нарушения прав граждан / В.В. Готуляк // Закон и право - 2013. - № 2. - С.

26-28.

8. Гритчина, Н.И. Особенности субъектного состава низ, реализующих право на обращение / Н.И. Гритчина // Закон и право - 2013. - № 1. - С. 40-45.

9 Гущина, Н.А.Судебный прецедент в практике Европейского Суда по правам человека / Н.А. Гущина, М.С. Глухоедов // Закон и право - 2013. -

№ 2. - С. 87-92.

10. Дронова, А.Б. Оценка эффективности законодательства в процессе

правового мониторинга / А.Б. Дронова // Закон и право - 2013. - № 1. - С.

50-52.

11 Еремин, С.Г. Некоторые теоретические и практические аспекты содержания и функционального значения нормативно-правового договора как источника права / С.Г. Еремин // Российская Юстиция - 2013. - № 1. - С.49-54.

12 Кузнецова, С.А. Гарантии законности при ограничении и прекращении права собственности в условиях чрезвычайных ситуаций / С.А. Кузнецова // Закон и право - 2013. - № 1. - С. 46-49.

13. Лапина, М.А. Правотворческая функция исполнительной власти: предложения по совершенствованию / М.А. Лапина // Российская Юстиция - 2013. - № 1. - С. 4-7.