Найти тему

Российские спасатели. Помогает опыт

Мощное землетрясение силой 7,8 баллов произошло 6 февраля в 04:17 по местному времени (совпадает с мск) в турецкой провинции Кахраманмараш. В середине дня был зафиксирован второй крупный подземный толчок силой в 7,6 баллов, с эпицентром в районе города Эльбистан. За считанные секунды несколько городов на юге Турции превратились в руины.

Всего с момента первого удара было зарегистрировано более 300 толчков, причем ощущались они не только в соседних регионах Сирии, но и достаточно далеко – в Абхазии, Азербайджане, Армении, Грузии, Израиле, Иордании, Ираке, на Кипре и в Ливане.

Землетрясения в Турции повторяются каждое десятилетие. В октябре 2011 года при землетрясении на границе с Ираном погибли более 600 человек. Однако, по оценкам специалистов, это землетрясение – величайшая катастрофа в истории Турции после землетрясения 1939 года. Потери превысили тогда 33 тысячи человек.

Как ни странно, самое страшное в новой истории Турции землетрясение предсказывали заранее: австралийский астроном Хугербитс за два дня до толчков прогнозировал катастрофу на границе Турции и Сирии, взяв за основу своих расчётов геометрию Земли.
Директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской Академии наук Пётр Шебалин так объяснил газиантепский (по названию ближайшего к эпицентру города – Газиантеп) катаклизм:

«Причина сегодняшних землетрясений простая. Это движение тектонических плит. Землетрясение произошло на восточно-анатолийском разломе, который разделяет по южной и юго-восточной границе Анатолийскую плиту, движущуюся в западном направлении. Землетрясения магнитудой около 6 баллов будут повторяться в Турции в течение нескольких дней».

В МЧС России давно уже сложился такой порядок: оперативные службы в круглосуточном режиме отслеживают все, что происходит на территории России, ее регионов, не забывая при этом и о других точках планеты. Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а параллельно с ним и его региональные подразделения, обрабатывают все поступающие сигналы. Другое дело, что реагируют на ту или иную ситуацию они по-разному.

Оперативные дежурные, например, таких подразделений МЧС России как отряд «Центроспас» или Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» немедленно начинают работу, не дожидаясь команды «сверху». Спасатели хорошо знают цену времени, а потому процесс подготовки к возможному участию в спасательной операции даже далеко за пределами страны, запускается сразу. Сначала – оповещение руководства отряда, потом, по получению конкретного задания объявляется сбор.

На протяжении почти десяти лет мне приходилось наблюдать, а порой даже участвовать в этом удивительном процессе, который, словно заведенная тугая пружина, вдруг приводит в движение все вокруг. База «Центроспаса» в Жуковском оживает на глазах, независимо от времени суток. Первой приступает к работе дежурная смена. По мере прибытия в отряд остальных участников предстоящей операции, фронт работ расширяется. Регламент спасателей строг и не допускает лишних движений.

Существующий Порядок приведения сил и средств МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время для отряда «Центроспас» предписывает руководству быть готовыми приступить к исполнению обязанностей в течении 15 минут в рабочее время и до 1 часа – в нерабочее. Аэромобильной группе (АМГ) первого эшелона дается 2 часа в рабочее время и 3 часа – в нерабочее. АМГ второго эшелона и резерв – соответственно 3 и 4 часа. Дежурная смена имеет право на сборы не более 5 минут.

В сухом остатке все это значит следующее: к концу третьего часа первая группа спасателей должна сидеть в самолете с полным комплектом необходимой техники, оборудования, снаряжения, экипировки, систем жизнеобеспечения, продуктов питания, воды. И все это из расчета, что отряд сможет автономно и в полном объеме выполнять поставленные задачи сроком до двух недель.

Чтобы спасатели эффективно работали, необходим целых набор обеспечивающих факторов: наличие питьевой и технической воды, возможность для приготовления пищи, условия для отдыха. И даже… туалет. В Индонезии не раз пришлось наблюдать, как сотрудники французского Красного Креста пренебрегли простыми правилами и выстраивались в очередь к «удобствам» Центроспаса. А что значит в условиях землетрясения, когда вокруг все лежит в руинах, нарушены коммуникации, иметь собственную станцию по очистке воды? Это просто другой уровень жизни!

А теперь представьте себе, что менее чем за три часа нужно не просто собрать все необходимое, но еще и уложиться в весьма ограниченные весовые параметры, строго отслеживаемые авиаторами. К сожалению, даже огромный ИЛ-76 имеет свой предел «полезной нагрузки». При этом любая мелочь может роковым образом повлиять на работу целого коллектива, поставить под угрозу весь процесс выполнение задачи.

-2

Юг Турции – это, конечно, не Пакистан или Индонезия, Шри-Ланка или Гаити. Здесь все было цивильно. Было…

Я довольно хорошо знаю этот район, точнее – знал. Тридцать лет назад проехал на машине, а местами прошел пешком с фотоаппаратом и видеокамерой, по полям и долам от Кайсери до Кахраманмараша впереди колонны черкесских конников – участников исторического перехода памяти соплеменников, покинувших свои земли в период Кавказской войны середины XIX века. Прапраправнуки тех мухаджиров (мусульман-переселенцев) и ныне компактно проживают и здесь в Турции, и в отдельных районах Сирийской Арабской Республики.

-3

Эпицентр землетрясения в районе города Газиантеп был всего лишь в нескольких десятках километров в стороне от нашего маршрута: После Кахраманмараша мы двинулись на юго-запад, в сторону побережья и границы с Сирией. Практически на всем маршруте были зеленые поля, устроенные террасами на ровных участках предгорий, ухоженные и далеко не бедные города и сельские населенные пункты.

Благодаря культурной программе удалось тогда побывать и в Адане, и в Искендеруне, которые фигурируют сегодня в трагических сводках. И просто не верится, что природная катастрофа произошла именно здесь.

Что же касается спасателей МЧС России, то они уже не первый раз работают в Турции. В августе 1999 года по просьбе турецкого правительства МЧС России помогали ликвидировать последствия достаточно сильного землетрясения и на земле, и с воздуха. Авиационная группа из трех самолетов ИЛ-76, оборудованных водосливными устройствами, впервые в мире применила групповое масштабное тушение пожара на нефтехимическом комплексе в городе Измите.

Как тут не вспомнить начальника авиации МЧС России Рафаиля Шакуровича Закирова, руководившего этой уникальной операцией. Увы, Закирова с нами уже нет. А вот Евгений Петрович Седых, бывший в то время командиром летного отряда ГУАП МЧС России, жив-здоров и, наверняка, помнит эту историю.

Вместе с летчиками работали тогда в Турции, как и сейчас, спасатели.

Наша справка: Измитское землетрясение произошло 17 августа 1999 года вблизи города Измит в 90 километрах на юг от Стамбула. Оно началось около трех часов ночи (3:02 по местному времени) и за 45 секунд после главного толчка произошло 150 афтершоков. Очаг землетрясения располагался на глубине 17 км, а его магнитуда составила 7,6 по шкале Рихтера. Сейсмические колебания ощущались на удалении до 450 км от эпицентра, на территории с населением около 18 миллионов человек. Протяженность тектонического разрыва составила 150 километров, протянувшись от города Дюздже по направлению к Мраморному морю. В результате землетрясения в Мраморном море возникло цунами, высота волны достигала трех метров. По официальным данным количество жертв составило 17217 погибших (по другим — около 40000) и 43959 раненых. Около 600 тысяч людей остались без крова. Ущерб, нанесенный землетрясением, по первым оценкам превысил 25 миллиардов долларов, однако позднее сумма была скорректирована еще на 5-7 миллиардов в сторону увеличения.

История, увы, повторяется: тогда в 1999 году российские спасатели извлекли из под завалов 72 человека – столько же сколько все международные группы спасателей вместе взятые. Итогов нынешней работы пока еще нет, а вот авиационное продолжение имеется. Только вместо ИЛ-76 тушить пожар, вспыхнувший в результате землетрясения, в морском порту Искендеруна отправился «эмчеэсовский» БЕ-200 ЧС.

Выше мы достаточно подробно рассказали об оперативной подготовке спасателей к вылету на место ЧС. К сожалению, в условиях международного гуманитарного реагирования далеко не всегда и не всеми время используется рационально и в пользу пострадавших. Сложно бывает согласовать воздушный коридор, особенно, когда проходит он через бывших наших, а теперь совсем не наших и вообще недружественных нам соседей. И происходит это в то время, когда они нас пытаются уличить в неисполнении различных международных договоренностей.

К счастью, перелет в Турцию российских спасателей на российских самолетах не потребовал согласования с дядей Сэмом и его европрихвостнями.

«Сразу два спецборта МЧС России приземлились в международном аэропорту Адана около трех часов ночи. На одном борту — около 60 человек, на другом — еще около полусотни. Плюс сюда отдельно доставят аэромобильный госпиталь».

Аэропорт превратился в огромный международный хаб. Здесь - спасатели со всего мира: Ливан, Эмираты, Чехия, Швейцария, Голландия.

Российская группировка «Центроспас»— одна изкрупнейших.

«Мы полностью автономны и способны действовать по предназначению в самом эпицентре чрезвычайной ситуации. Будем постоянно работать — и днем, и ночью, для того чтобы максимально быстро и эффективно ликвидировать последствия той чрезвычайной ситуации, по которой мы сюда прибыли»,— заявил советник главы МЧС России Данила Мартынов».

Читать далее статью в разделе "Журнал" на портале "пожарно-техническая выставка"