Найти тему

100 лет гражданской авиации России! Все только начинается...

Сто лет назад, 9 февраля 1923 года, Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Эту дату принято считать днем рождения гражданской авиации нашей страны.

«За эти годы отечественная авиация прошла важные этапы развития: от перелётов на первых цельнометаллических самолётах до комфортных путешествий на «цифровых» лайнерах сегодняшнего дня. Гражданская авиация решала задачи любой сложности – участвовала в послевоенном восстановлении экономики страны, помогала осваивать труднодоступные регионы Сибири, Дальнего Востока и северные просторы, соединила авиалиниями огромную территорию нашей страны, обеспечила трансконтинентальные, международные перелеты. Отечественная гражданская авиация - это мировые рекорды и сверхзвук, ставший доступным для обычных пассажиров. Этапы этого долгого пути пройдены вместе авиационной промышленностью и гражданской авиацией, людьми, верными своему призванию. В нашей общей истории были трудные «девяностые» и новое начало в «нулевых». Сегодня мы с вами находимся в беспрецедентной ситуации и только вместе, работая как одна команда, мы сможем справиться с актуальными вызовами. Уверен, что ваш профессионализм, высочайший уровень компетенций и искренняя любовь к небу позволят российской авиационной отрасли не только сохранить динамику в трудный период, но и выйти на новый этап развития. Тем более сегодняшний праздничный рубеж – это только первые 100 лет российской гражданской авиации! Все только начинается!», - говорится в поздравлении генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха, вице-президента ОООР «СоюзМаш России» Юрия Слюсаря.

На протяжении 100 лет авиационная промышленность и авиатранспортная отрасль шли рука об руку, решая общие задачи. Вспомним какие самолеты летали на гражданским линиях. Строить первые отечественные гражданские самолеты начало ОКБ А.Н. Туполева, затем гражданские самолеты стали разрабатывать в ОКБ С.В. Ильюшина, создав уникальную компетенцию по широкофюзеляжным лайнерам, на пассажирских линиях летали «рабочие лошадки» ОКБ А.С. Яковлева. Вспомним всю линейку гражданских самолетов.

АНТ-9 (ПС-9)

-2

5 мая 1929 года в небо поднялся первый отечественный серийный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9). В нем размещалось 9 пассажирских кресел из плетеного камыша, рядом с каждым находилось открывающееся окно. 10 июля 1929 года самолет, получивший название «Крылья Советов», отправился в европейское турне для демонстрации достижений советского авиастроения. В начале 1931 года поступил в компанию «Добролет» (предшественницу «Аэрофлота») и эксплуатировался на международных трассах. Всего с 1929 года было выпущено 66 самолетов.

АНТ-20 «Максим Горький» (ПС-124)

-3

Агитационный пассажирский многоместный восьмимоторный самолет, полностью построенный из советских материалов, стал на момент создания самым большим в мире. На борту устанавливались громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и электростанция. В 1940-1941 годах его дублер АНТ-20 (ПС-124) эксплуатировался в «Аэрофлоте» на линии Москва – Минеральные воды, перевозя за рейс 64 пассажира. «Максим Горький» оставался самым крупным в классе сухопутных самолетов до второй половины 40-х годов.

Ил-12

-4

В победном 1945 году поднялся в небо Ил-12, первый отечественный пассажирский самолет, предназначенный для массовых перевозок. «Аэрофлот» получил машину, превосходившую своих предшественников по летно-техническим данным, удобству для пассажиров, имевшую низкую стоимость при эксплуатации.

Ил-14

-5

Этот самолет вошел в историю самолетостроения как простая, надежная и экономичная машина, надолго ставшая «рабочей лошадкой» воздушных линий небольшой протяженности. Ил-14 оказался исключительно полезным для решения самых разных задач. Помогая осваивать Арктику и Антарктику, побывал на Северном и Южном полюсах Земли. Благодаря Ил-14 гражданская авиация стала одним из основных видов пассажирского транспорта в нашей стране.

Ту-104

-6

15 сентября 1956 года «Аэрофлот» начал эксплуатацию первого советского реактивного пассажирского самолёта. Лайнер начал работу с маршрута Москва — Иркутск. Первый международный рейс был выполнен по маршруту Москва — Прага. 4 сентября 1957 года был выполнен первый коммерческий рейс в США: на реактивном Ту-104 в Нью-Джерси была доставлена делегация ООН.

Ил-18

-7

Самолет был самым экономичным в своем классе, что позволило приблизить цену авиабилета к стоимости проезда в купейном вагоне. Вскоре он стал флагманом «Аэрофлота», летал практически во все города нашей страны и положил начало широкому развитию международных линий. Популярность Ил-18 обеспечили его надежность и комфортабельность. Техническое совершенство самолета подтвердили многочисленные мировые рекорды, Гран-при и золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Ту-114

-8

Первоначально использовавшийся для перевозки руководства страны, самолет поступил в эксплуатацию «Аэрофлота» в 1961 году. Он использовался на самых протяжённых линиях: из Москвы в Хабаровск, Токио и Гавану. Рейс Москва — Гавана на тот момент был самым протяжённым в мире.

Ту-124

-9

Эксплуатация уменьшенной версии Ту-104 началась в 1962 году на внутрисоюзных линиях и рейсах в страны Европы. С 1967 Ту-124 стал постепенно замещать Ту-134, эксплуатировавшийся в дочерних компаниях «Аэрофлота».

Як-40

-10

Первый в мире реактивный самолет для региональных перевозок. Было построено более 1000 машин, которые поставлялись в 18 стран, в том числе в Германию и Италию.

Ил-62

-11

В сентябре 1967 года начались пассажирские перевозки на новом турбореактивном лайнере Ил-62, ставшем флагманом «Аэрофлота» на долгие годы. Пассажиры особо подчеркивали высокий уровень комфорта на борту. Самолет летал по самым протяженным внутрисоюзным маршрутам и использовался на международных трансконтинентальных трассах. На Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полета, а его создателям была присуждена Ленинская премия.

Ту-134

-12

Ближнемагистральный пассажирский лайнер с момента ввода в эксплуатацию летал практически во все пункты Западной и Восточной Европы. Первый международный рейс на самолете Ту-134 был выполнен по маршруту Москва – Стокгольм 12 сентября 1967 года из аэропорта Шереметьево. За всю историю в «Аэрофлоте» эксплуатировалось более 600 бортов Ту-134. По расчетам за весь период эксплуатации этих самолетов ими перевезено около 10 млн пассажиров и свыше 30 тыс. тонн почты и грузов, а общий налет парка ВС типа Ту-134 приблизился к полумиллиону часов.

Ту-154

-13

В 1972 году началась эксплуатация Ту-154. Всего было построено около тысячи этих самолётов. Он стал самым известным и самым популярным пассажирским авиалайнером в СССР и странах социалистического содружества. «Аэрофлот» эксплуатировал Ту-154 до декабря 2009 года. С конца 1970-х до начала 1990-х годов самолёт Ту-154 выполнял самый протяжённый в мире континентальный рейс: SU-8501 по маршруту Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский длиной 9100 километров.

Ту-144

-14

1 ноября 1977 началась эксплуатация первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144 на линии Москва — Алма-Ата. Полеты проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. Билет на Ту-144 стоил 68 рублей (против 48 рублей на обычном дозвуковом самолете), но услуга пользовалась популярностью. По отзывам пассажиров, они чувствовали себя в полете как космонавты. За время регулярной эксплуатации экипажи «Аэрофлота» на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира.

Як-42

-15

Стал логическим развитием самолета Як-420. Один из первых отечественных авиалайнеров, получивших сертификат по новым нормам летной годности гражданских самолетов. Он отличался высокой топливной эффективностью, соответствовал стандартам ИКАО по шуму на местности.

Ил-86

-16

Создание первого широкофюзеляжного пассажирского Ил-86 стало
выдающимся достижением отечественного авиапрома. 104 серийных Ил-86 за 30 лет перевезли без единого летного происшествия сотни миллионов пассажиров, проложив маршруты в 64 страны, и стали базовой моделью для разработки следующего поколения лайнеров. На Ил-86 было установлено 17 официальных мировых рекордов, а его создатели были удостоены Ленинской премии.

Ил-96

-17

Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96 открыл новый уровень комфорта на длительных перелетах и стал большим шагом вперед по отношению к предшественникам. У него серьезно возросла дальность полета по сравнению с Ил-86, а расход топлива стал в два раза меньше, чем у дальнемагистрального Ил-62М. Получился современный самолет с высоким уровнем надежности, отвечающий требованиям отечественных и международных норм. Ил-96-300 производится серийно сейчас и используется для перелетов первых лиц государства. Ил-96-400М с удлиненным фюзеляжем продолжает линейку хорошо известного семейства широкофюзеляжных самолетов Ил-96.

Ту-204/214

-18

В 80-90-е годы накопленный туполевским КБ технический опыт по созданию перспективной пассажирской авиации был успешно реализован в семействе самолетов Ту-204/214. Самолеты Ту-214 производятся серийно сейчас. В настоящее время принято решение о наращивании производства самолетов данного типа для эксплуатации в авиакомпаниях на регулярных рейсах.

Ил-114

-19

В 1990 году совершил первый полет Ил-114, предназначенный для региональных перевозок. Машина была спроектирована с учетом более чем тридцатилетнего опыта эксплуатации Ил-14. Использование Ил-114 на местных воздушных линиях подтвердило его отличные летные качества и экономичность. Сегодня создается региональный пассажирский турбовинтовой Ил-114-300 предназначен для местных авиалиний, для эксплуатации в том числе в регионах со слабой аэродромной инфраструктурой. Ил-114-300 может использоваться для обеспечения авиационной мобильности жителей труднодоступных районов Севера, Дальнего Востока и Сибири.

SSJ100

-20

Региональный узкофюзеляжный пассажирский самолет способен перевозить до 100 пассажиров (в одноклассной компоновке) на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью). Вышел на регулярные линии в 2011 году. На самолетах Суперджет 100 перевезено уже более 30 миллионов пассажиров. В настоящее время в эксплуатации в авиакомпаниях находится более 150 самолетов. Они хорошо зарекомендовали себя даже в непростой период пандемии, обеспечивая связанность регионов нашей большой страны. Сегодня Суперджет составляет важную часть авиатранспортной системы России, обеспечивая высокий уровень налета, позволяя авиакомпаниям-эксплуатантам эффективно функционировать в нынешних непростых условиях.

Сегодня ключевая задача Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха – в сжатые сроки в условиях серьезного внешнего вызова вывести на рынок полноценную линейку российских пассажирских самолетов, отвечающих потребностям отечественных авиакомпаний. Это и региональный турбовинтовой Ил-114-300, ближнемагистральный импортозамещенный SSJ-NEW, среднемагистральный самолет нового поколения МС-21-310, серийно производящийся сейчас Ту-214, семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов Ил-96-300/Ил-96-400М.

-21

Среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения МС-21-310 – это лайнер, созданный на базе новейших разработок и ориентированный на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и сниженные по сравнению с аналогами эксплуатационные расходы. Аэродинамическое совершенство самолета достигается благодаря крылу большего удлинения из композиционных материалов. Двигатели ПД-14 с высокой степенью двухконтурности отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ. Ключевая задача – начать выпуск машины в российском варианте в 2024 году и постепенно вывести производство на уровень до 72 самолетов в год.

-22

SSJ-NEW – импортозамещенная версия регионального самолета нового поколения Superjet. Воздушные суда этого семейства объединяют в себе новейшие технологии в области авиастроения и предлагают пассажирам комфорт, сопоставимый с салонами магистральных лайнеров, значительные экономические преимущества перевозчикам, удобство для экипажа и максимальную экологическую безопасность для окружающей среды. Сегодня ведется сборка опытных образцов SSJ-NEW и подготовка к серийному производству импортозамещенной модификации. Программа импортозамещения – включая российский двигатель ПД-8, БРЭО и другие системы и агрегаты – предполагает максимальную отдачу и слаженную работу всех участников кооперации, чтобы в 2024 году выйти на серийный выпуск русифицированного самолета с наращиванием темпа выпуска до 20 штук в год.